В прошлых номерах мы говорили об интерфейсе Corel Painter IX и основных палитрах. Теперь речь пойдёт об интересных нюансах, которые делают программу непревзойдённым лидером среди инструментов для цифровых художников!
Прежде всего несколько слов о фильтрах… У каждого художника есть свои любимцы. Естественно, осваивая новую программу, мы пытаемся найти привычные инструменты по знакомым названиям. В очередной раз с досадой констатируем: конкуренты принципиально используют разные названия для одинаковых типов инструментов. В Painter то, что вы привыкли воспринимать как «фильтры» (filters) или «дополнительные модули» (plug-ins), именуется «эффектами» (effects). Как видно из рисунка, встроенных фильтров в Painter немного. К счастью, есть компенсация — c ним совместимо подавляющее большинство дополнительных модулей к Photoshop. Внимания заслуживает коллекция KPT (Effects • KPT Collection). Вероятность, что один из них пригодится в работе, невелика, но удовольствие от их испытания вы наверняка получите!
Define pattern | Если в палитре Pattern (Window • Library palettes • Show patterns) отметить галочкой функцию Define pattern, обнаружится странная вещь: проводите линию, уходя курсором за край картинки, и он снова появляется с противоположной стороны. Функция помогает создавать «бесшовные» текстуры. Конечно, времена, когда домашние странички украшались немыслимыми узорами из бесшовных текстур подобного рода, канули в Лету. Но тем, кому приходится работать с 3D, незамысловатая процедура придётся по вкусу. К тому же повторяемость распространяется на все слои файла. Нам же Define pattern потребуется для следующей операции…
«Отекстуривание» | Вернёмся на несколько шагов назад — мы говорили о «нетрадиционных» инструментах. Наверняка, для большинства пользователей беглое знакомство с коллекцией Photo не позволило ощутить тонкостей Add grain. Боюсь, что попытка описать словами то, что он делает, покажется несколько угловатой. И тем не менее: инструмент затеняет/осветляет редактируемое изображение в соответствии с выбранной текстурой.
Пусть ваш персонаж стоит в кожаном плаще: тогда на плащ уместно положить текстуру кожи, а на железные доспехи — немного изъеденного коррозией металла. Зачем? Это придаст картинке живость, реалистичность, и есть вещи, которые нарисовать вручную очень трудно. Подумайте, сколько потребуется времени и сил на вырисовывание той же коррозии или накладывание её традиционными средствами «а-ля Photoshop»? А с помощью волшебного Add grain проблемы решаются куда проще и продуктивнее.
Трудность только в том, что по умолчанию установленная коллекция текстур — главным образом, имитации разного рода художественных марок бумаги и холстов. Увы, настоящему художнику этого недостаточно. А чтобы собрать собственную коллекцию, придётся попотеть. Вот и добрались до предмета разговора!
Есть несколько методик создания бесшовных фотографических текстур. Не будем пытаться объять необъятное, а сделаем рисованную текстуру с помощью Define pattern. Как правило, я создаю файлы текстур не более 500x500 пикселей. Исходное изображение должно быть чёрно-белым. После этого выделяем всё (Select all), копируем в буфер (Сopy), а затем в палитре текстур (Window • Library palettes • Show papers) выбираем Capture paper. На экране появляется окно, в котором требуется присвоить вашей текстуре имя, и…
Далее с помощью Paper mover вы можете манипулировать порядком размещения текстур в палитре, добавлять, удалять и переименовывать. В Сети полно «авторских» коллекций текстур. Не думаю, что следует ставить все, — некоторые делаются только для одной иллюстрации. Загромождать палитры тем, что вам, скорее всего, не пригодится, глупо. Но ознакомиться с примерами полезно: вы наглядно убедитесь, что многие вещи, казавшиеся невероятными, вполне осуществимы. Увидите, насколько прост и естественен процесс создания и применения текстур.
Scripts | Прежде чем оставить тему программы Painter, расскажу о ещё одной функции, появившейся в семействе Painter с незапамятных времён, — Scripts (вызывается через Window • Show scripts). Скрипты здесь — запись всего процесса рисования, включая смену инструментов и их настроек, изменение цвета, применение фильтров и всё-всё-всё, что вы делаете во время рисования. Можете записать свой скрипт и перерисовать картинку заново с любого места!
Мне же симпатичнее «методическая» польза этой функции. Нет ничего важнее для ученика, чем «сидеть на руке» учителя. То есть просто смотреть, как он выполняет работу с начала до конца, включая огрехи и отработанные до автоматизма приёмы. Скрипты позволяют наблюдать за процессом создания в ускоренном виде. Чуть что — ставьте скрипт на паузу и детально изучайте, какие настройки какого инструмента изменил «учитель». Предупреждаю: рисование, даже ускоренное скриптом, — процесс длительный: запасайтесь терпением. И будете вознаграждены: мастерство будет подниматься, как тесто!
a) порядок манипуляций курсором для выбора Define pattern при рисовании бесшовных текстур. Создание собственной текстуры: b) Capture paper — помещает изображение из кэш-памяти в библиотеку текстур; c) параметр Сrossfade |
Упомяну о ещё одной странной, но не лишённой пользы функции Scripts: вся ваша работа записывается скриптом во временный файл, который сохраняется на компьютере в течение некоторого времени! Даже если не создавали специальный скрипт для сохранения работы, она всё-таки сохраняется! Но есть и минус — сохраняется всё, что вы делали в Painter, включая зарисовки и росчерки «на полях». Впрочем, заметка на полях порой намного важнее самых красивых картинок…
Об авторе: Олег Тищенков (http://olegti.design.ru), иллюстратор «Студии Лебедева».