Задумывались ли вы, что люди обычно уважают только то, чего боятся или не понимают? Вспомните, с каким благоговением гуманитарий смотрит на интеграл числа e в степени x и на того, кто этот интеграл может взять. Ровно то же происходит со вступающими в незнакомую предметную область. Запутать и запугать —самый надёжный способ внушить уважение! В задачах, связанных с цветовоспроизведением, принцип работает на 100%. Учебники цветокоррекции изобилуют тучами запутанных алгоритмов, демонстрирующими читателю мощь авторской мысли. Вот только начинающему невдомёк, что алгоритмов можно навыдумывать сколько угодно. А на каждую даже самую бесполезную процедуру найти наглядный пример.
Прежде чем читать далее, прошу вас, остановитесь, отложите на минуту статью и попробуйте задать главный вопрос цветокоррекции. Что, по-вашему, должен спросить начинающий, чтобы постичь эту непростую область? Запишите вопрос или хотя бы произнесите вслух (для чистоты эксперимента).
Стандартные вопросы
Позволю предположить наиболее вероятные вопросы:
- В какой цветовой модели работать?
- Когда и как выполнять цветоделение?
- Какими инструментами пользоваться?
- Каков алгоритм работы с изображением?
- Что прочитать, чтобы научиться цветокоррекции?
- Что съесть, чтобы уметь выполнять цветокоррекцию?
Прямой ответ на любой из этих вопросов будет неправдой. Вот честные и, увы, практически бесполезные ответы:
- Нет и не будет универсальной цветовой модели.
- Никто не знает, как лучше всего выполнять цветоделение, хотя известно, как его выполнить обычно.
- Не инструмент делает профессионала, а знания и понимание процесса.
- Можно прочитать гору книг, но, если нет соответствующей установки, это пустая трата времени.
- Говорят, поедание собак сильно помогает специалистам в любой области (каков вопрос, таков и ответ).
Главный вопрос
Искренне надеюсь, вы не думаете, что в цветокоррекции самое важное — научиться работать с кривыми или каналами и пользоваться всеми мыслимыми цветовыми моделями. Ведь это — не более чем инструментарий, который не может заменить понимание. Главным в изучении цветокоррекции должен стать вопрос: «Зачем?» Попробуем уяснить первопричину всех манипуляций.
Для начала вспомним: обычно мы обращаемся к цветокоррекции в контексте задач репродуцирования, т. е. воспроизведения изображения на экране монитора или в печати. И цель всей работы — обеспечить некоторые свойства итоговой картинки, будь то попадание в фирменный цвет или же верная передача телесных оттенков. Результат — вот что первично. Ориентация на результат — лучшая установка для специалиста по цвету.
У спортсменов есть такой метод психологической подготовки — визуализация цели, когда человек мысленно проигрывает в сознании будущие движения, подготавливая и настраивая тело на победу. То же и с цветокоррекцией: представив результат, проще придумать алгоритм работы. С опытом же приходят лишь навыки решения типовых задач.
Ключ к цветокоррекции
Итак, мы определили цель работы. Какие же свойства надо обеспечить? Что ожидает человек от конечной картинки? Перечислим основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при цветокоррекции.
- Детали.
- Контраст.
- Баланс светотени.
- Баланс цветов.
- Насыщенность цветов.
- Акцент в изображении.
- Точный цвет.
- Технологические требования.
Детали
Рассматривая изображение, человек интересуется деталями. Для него важно не напрягаясь увидеть необходимые элементы в тенях и в светах. Если деталей нет или они теряются при обработке, это грубая ошибка либо целенаправленный художественный эффект. Неудивительно, что многие приёмы обработки направлены на восстановление, усиление, подчёркивание деталей. Существуют даже методы обработки, создающие иллюзию их наличия (например, все манипуляции по увеличению резкости).
Контраст
Людям чаще нравятся контрастные фото, поскольку они требуют меньше усилий для распознавания объектов. Контраст обеспечивает лучшее различение, поэтому увеличение контраста почти всегда улучшает восприятие картинки. Зачастую всё, что требуется от оператора, — обеспечить эффективное использование динамического диапазона.
Если рассматривать изображение в частотном представлении, то мелким деталям отвечают высокие частоты, а общей тональности (фактически, контрасту) — низкие. Очевидно, что всегда приходится искать баланс между высоким контрастом и проработкой деталей. Но максимальный контраст всегда ограничен динамическим диапазоном технологии воспроизведения.
Баланс светотени
Сложное понятие, характеризующее распределение уровней яркости изображения по тоновому диапазону. Проще говоря, при сохранении динамического диапазона баланс светотени определяет манипуляции, в результате которых изображение становится светлее или темнее. Главное правило здесь — читабельность сюжетно-значимых деталей.
Баланс цветов
Определяет усиление или уменьшение влияния определённых цветов в изображении. Его можно представить как процесс перетягивания каната, при котором верх берёт то один, то другой цвет. Фактически, баланс цветов требует, чтобы ни в изображении в целом, ни в отдельных цветовых категориях (например, в красных цветностях) не было посторонних оттенков. Таким образом, основные манипуляции по устранению нежелательного оттенка мы отнесём в этот раздел.
Насыщенность
Управление насыщенностью цветов изображения — очень простой, но действенный фактор. Насыщенные цвета радуют глаз и позволяют задействовать потенциал оборудования цветовоспроизведения. В среднем, увеличение насыщенности на 10-20% оживляет практически любую картинку. Пожалуй, главным сдерживающим фактором здесь становятся артефакты: цветовые шумы или сегментация на блоки алгоритма JPEG. Не следует думать, что усиление насыщенности выполняется только инструментами, работающими в HSB. Нужного эффекта можно добиться, просто ослабляя слабый компонент, например, кривыми.
Акцент
Любому изображению необходим центр внимания. Даже если акцента в изображении нет, его следует создать или же усилить определённую особенность (небо, зелень или цвет жилетки у главного фигуранта снимка). Акцент позволяет управлять вниманием зрителя.
Точный цвет
Одна из распространённых задач цветовоспроизведения — обеспечить точные цвета, например, фирменные или узнаваемые (цвет человеческой кожи или молодой зелени). Точный цвет можно гарантировать только в финальной цветовой модели, т. е. после заключительного цветоделения. Это одна из причин предпочтения многими специалистами модели CMYK.
Технологические требования
Каждая технология печати предъявляет к изображениям определённые требования: рабочий диапазон плотностей, общий предел краски и т. д. Сюда же отнесём выбор параметров цветоделения. Оперирование технологическими требованиями — игра на грани фола. От оператора требуется не просто выполнить формальные требования, а строго вписаться в допустимый диапазон для максимальной отдачи от технологии. Если общий предел краски 260%, то точку чёрного в изображении обычно нужно дотянуть строго до этой цифры.
Разделяй и властвуй
Вышеперечисленные 8 факторов — не просто список, это иерархия целей для цветокорректора. В принципе, не так уж важно, в каком порядке решаются задачи (некоторым вообще нравится решать их одновременно).
Кривыми в модели CMYK действительно можно обеспечить читабельность деталей и высокий контраст, отсутствие постороннего оттенка и чистоту некоторых цветов, точное попадание в фирменный цвет и учёт технологических требований. Но если в голове нет понимания, зачем это делается, простые манипуляции начинают казаться искусством, которым непременно хочет овладеть каждый начинающий.
Но задумайтесь: так ли уж нужно для каждого изображения подбирать уникальные кривые, если можно последовательно решить несколько элементарных задач? Не важно, как вы делаете, важно — зачем!
В следующий раз, читая запутанное объяснение алгоритма цветокоррекции, задайте мысленно вопрос: зачем нужна очередная операция, какую (какие) цель преследует автор? Поскольку запомнить 8 позиций не так просто, их можно логически сгруппировать, как показано в таблице. Трёхуровневая модель «яркость—цветность—технология» наглядно отражает приоритеты, которыми руководствуется цветокорректор при выборе инструментов и методов, начиная с обязательных контраста и читабельности деталей, заканчивая балансом цветов и учётом технологических требований печати.
Об авторе: Александр Миловский (www.milovsky.ru), эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, преподаватель СПб политехнического университета, сертифицированный эксперт Adobe.
Таблица