Цветная цифровая фотография прочно вошла в жизнь. Производители фотопринтеров с гордостью обещают 100 лет стойкого хранения отпечатанных снимков (а кто успеет проверить и оспорить?). Казалось бы, технологии совершенствуются, надо бы искать новые средства, но нет! Миллионы фотографов снова и снова возвращаются к чёрно-белой фотографии (в которой, кстати, у принтеров не всё гладко в прямом смысле слова). Универсальность ч/б фото подкупает и профессионалов, и новичков. Нигде так не чувствуется фактура, форма, линия, композиция кадра! И вот тут перед фотографом встаёт дилемма: то ли снимать в специальном ч/б режиме, который есть у всех современных цифровых фотоаппаратов, то ли в цвете, оставив переход до стадии постобработки в Photoshop.
Проблема не нова. Задолго до появления цифровых камер аналогичная задача вставала перед операторами сканеров при подготовке материалов для ч/б печати. История повторяется, но об этом мало кто помнит. Косвенно, проблеме мы обязаны богатейшей практикой обработки изображений с помощью кривых, ибо она вдохновила многих именитых авторов на эксперименты с цветовыми каналами.
Если кто забыл, практически все гуру Photoshop в унисон твердили: нужно брать цветной оригинал и переводить в ч/б вручную. Детали реализаций могли сильно разниться, но суть сводилась к двум операциям – формированию наиболее контрастного изображения смешением цветовых каналов и дальнейшей обработке кривыми в духе «круче кривая – сильней контраст». Больше всего удручает неоправданное усложнение процесса. Пора отбросить «шаманские бубны»!
Простой перевод в ч/б
Стандартный алгоритм перевода цветного изображения в ч/б тривиален: сначала изображение приводится к режиму Grayscale (Image - Mode - Grayscale), затем применяется операция Image - Adjustments - Auto Levels, позволяющая максимально эффективно использовать тоновый диапазон. Всё! При необходимости можно вернуться обратно в модель RGB.
Будем считать этот способ отправной точкой для наших экспериментов. Прежде чем создавать «особый» ч/б шедевр, стоит сохранить стандартный вариант для сравнения, скажем, в виде снимка палитры History, после чего вернуться к цветному оригиналу и искать к нему индивидуальный подход.
Смешение цветовых каналов «80 на 20»
Самый сложный и трудно формализуемый этап создания качественного ч/б изображения – смешение исходных цветовых каналов. Зависимость от сюжета не позволяет предложить однозначную формулу. И всё же есть интересная закономерность.
Прежде чем смешивать цветовые каналы, просмотрите их внимательно и ответьте на три вопроса.
- Какой канал наиболее контрастный?
- Какой наиболее детальный?
- Какой самый повреждённый?
Самый важный канал обладает наибольшим контрастом (при условии, что он не самый «потрёпанный», ведь сильно повреждённый канал – плохой кандидат на смешение). Детальный же канал нужен для улучшения проработки мелких элементов.
Универсальная формула смешения – 80/20. 80% «контрастного» дают мощный художественный эффект, а 20% «детального» позволяют сохранить фактуру изображения. Конечно, есть исключения, но тогда формула становится 70/30 или даже 70/20/10. В любом случае желательно, чтобы сумма коэффициентов составляла 100%. Если в изображении присутствуют лица или небо, с большой вероятностью самым контрастным окажется канал красного, а самым детальным – зелёный!
Итак, создаём корректирующий слой командой Layer - New Adjustment Layer - Channel Mixer. Формула, как и было сказано: 80% контрастного красного и 20% детального зелёного. Не забудьте включить опцию Monochrome (рис. 1).
Рис. 1. Смешение цветовых каналов в пропорции 80/20 |
Начальное ч/б изображение готово. Оно обычно сразу выглядит лучше стандартного. Остаётся только финальная тоновая коррекция.
Максимальный контраст – эквализация!
Традиционно, чтобы выжать из ч/б изображения максимальный контраст, используются две операции – растяжение тонового диапазона (как в команде Auto Levels) и перераспределение контраста с помощью кривых. Обюяснение построения правильной кривой может занять главу иной книги и требует слишком много времени на эксперименты.
Но мало кто помнит, что давным-давно существует автоматическая операция перераспределения уровней для достижения максимального контраста в изображении – команда эквализации (Equalize)! Её суть: по гистограмме определяются диапазоны, которым отвечает наибольшее количество пикселей, и для них растягивается тоновый диапазон, т. е. увеличивается контраст. Естественно, статистически менее важные диапазоны в контрасте теряют. На заре становления алгоритмов компьютерной обработки изображений эквализации уделялось много внимания. Не случайно – ведь первые цифровые материалы сплошь были ч/б.
Эквализация очень хорошо справляется с тёмными и средними по тону снимками, подчёркивает фактуры. На светлых же изображениях порождает эффект затемнения, что субюективно ухудшает восприятие, зато обеспечивает лучшее распознавание деталей. Единственная проблема эквализации – заметные разрывы тона на светлых участках. А вот для цветных изображений она почти не годится. Раздельное применение к цветовым каналам даёт ужасный эффект и без дополнительных манипуляций просто «убивает» изображение. Вот почему эквализация сегодня незаслуженно забыта.
Наш метод «полуэквализации»:1) Поверх предыдущего корректирующего создаём новый пустой слой.
2) Удерживая , командой палитры Layers Merge Visible сводим в него наш ч/б вариант.
3) Применяем к нему ImageБ??Adjust-mentsБ??Equalize.
Рис. 2. Непрозрачность слоя эквализации 50% |
4) Непрозрачность эквализированного слоя уменьшается до визуально приемлемого уровня контраста (рис. 2) и обычно не превышает 50% (это значение можно даже рекомендовать как стандартное). Собственно, потому алгоритм и получил название «полуэквализации».
Визуальный контраст изображения близок к максимальному! Тоновыми кривыми такого же результата добиться очень сложно.
Если теперь наше изображение ещё и перевести в цветовую модель Grayscale, то возникнет окно (рис. 3). Вариант Flatten (свести слои) требует последующего применения Image - Adjustments - Auto Levels, что позволит ещё немного выиграть в контрасте. А вот отбрасывание корректирующего слоя позволит получить менее агрессивный вариант смешения результата эквализации со стандартным ч/б вариантом. В любом случае сведите слои и примените Auto Levels в конце. Из двух альтернатив одна наверняка окажется удачной. Не забудьте в конце манипуляций повысить резкость.
Рис. 3. Оба варианта интересны для экспериментов |
Сравните, как из банального и маловыразительного цветного изображения (рис. 4) можно создать ч/б снимок стандартными средствами (рис. 5) и методом «полуэквализации» (рис. 6). Обратите внимание, как улучшилась проработка неба (эффект использования 80% красного канала) и фактура гранитной набережной (усиливается эквализацией).
Рис. 4. Исходный цветной снимок | Рис. 5. Стандартный перевод в ч/б режим |
Рис. 6. Результат «полуэквализации» | Рис. 7. Ч/б изображение наложено на оригинал в режиме Luminosity |
Не спешите списывать эквализацию, она способна на многое! Например, если на исходный снимок (рис. 4) сверху наложить наше ч/б изображение в режиме Luminosity (Яркость), то, регулируя непрозрачность, можно получить более глубокую проработку неба (рис. 7).
Об авторе: Александр Миловский (www.milovsky.ru), эксперт по цветокоррекции и обработке изображений, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета, сертифицированный эксперт Adobe.