Сегодняшний рассказ — об исторически важном для компьютерной графики нашей страны CorelDRAW, чьё влияние на 1/6 части суши до сих пор имеет странную, почти мистическую силу.
Началось это, когда компьютеры были большими, а выбор программ — не настолько угнетающе широким. Немногочисленные инструменты, появлявшиеся в арсенале одного пользователя, непостижимо быстро становились общенародным достоянием. Популярность приобретали программы, которые требовали меньше ресурсов и были проще в работе. Потом компьютеры из диковинки превратились в часть производ-ственного процесса. Причём оказалось, что всеобщая совместимость форматов — это очень практично.
В технических требованиях подавляющего числа издательских и полиграфических компаний тогда появилась строка: «Материалы должны быть представлены в формате, совместимом с CorelDRAW». В резюме информацию о знании и владении программой добавляли как нечто само собою разумеющееся для приличного офисного работника, даже если его предполагаемая деятельность никак не была связана с дизайном или иллюстрированием.
Сильно повлиял на графическую культуру нашей родины пресловутый «клипарт» — входивший в комплект инсталляционных дисков набор готовых векторных и растровых изображений. Пока компьютеры как средство рисования никто всерьёз не принимал, картинки с дисков были отличным изобразительным материалом, заполняющим пустое место в рекламных объявлениях, школьных стенгазетах, книгах и журналах… Согласитесь: гораздо проще и дешевле выбрать картинку из 1000 «бесплатных», чем заказывать у компьютерного художника! Увы, этот феномен существенно затормозил развитие отечественной компьютерной графики. За границей масштабы были не столь катастрофичны — уровень пиратства пониже, да и к использованию библиотек бесплатных изображений там подходят более взвешенно.
С тех пор прошло много времени, и обиды на общенародный «Корел» канули в Лету — явилось новое поколение компьютерных художников, для которых это не исторический монстр, а просто ещё один инструмент векторного рисования. Хотя никто и не удивляется, что легендарная программа пока не входит в основной набор иллюстратора.
Рисование с помощью кривых
При всём многообразии векторных программ рисования идеальной и универсальной до сих пор нет. Все имеют неоспоримые достоинства и катастрофические недостатки. Что делать? Смириться с неудобством общепринятого продукта или искать наименее раздражающий баланс. Второй путь сложнее, но именно он рано или поздно приведёт к вашему инструменту.
По умолчанию, интерфейс CorelDRAW не должен вызывать лишних вопросов… до тех пор, пока вы не откроете дополнительные окна инструментов и не увидите значки, смысл которых не столь очевиден. Всё разрешается опытным путём. Не совсем правильно пытаться объяснить на бумаге разницу в способах рисования кривыми Безье. Достаточно сказать, что она есть и выражается в тактильных ощущениях.
Но самое увлекательное, что вам предлагается несколько совершенно необычных методов рисования кривыми. И если, кроме Adobe Illustrator, вы давно ничем не пользовались, сознанию предстоят удивительные открытия! Для тех же, кто не готов к ударной дозе ненужной (возможно) функциональности, хватит вполне традиционных средств — ломаных, кистей, карандашей и т. п.
Градиенты
У CorelDRAW едва ли не самый совершенный инструмент создания градиентных заливок. Секрет успеха в простоте и наглядности. Вы направляете вектор заливки и видите его. Не нужно изучать меню, вычислять требуемый угол наклона, несколько раз эмпирическим путём подгонять начало и конец градиента так, чтобы был виден весь спектр или необходимая часть. И вы можете редактировать его как векторный объект! Наглядная форма в CorelDRAW применяется не первый год, и очень странно, что столь очевидные функции не копируют популярные конкуренты.
Ещё одним приятным открытием станет градиент прозрачности, также редактируемый в векторном режиме. Главное его достоинство — объект может быть одновременно градиентно залит цветом и иметь градиентную прозрачность. Более того — вектора градиентов не обязательно должны совпадать!
Трассировщик
Завершая беглое знакомство с достоинствами CorelDRAW, скажу о программе CorelTRACE. Как видно из названия, это трассировщик, превращающий растровые изображения в векторные. Занимающиеся подобными задачами по достоинству оценят удобство и тонкость программы, но устанавливать её имеет смысл, только если вам неудобны штатные средства Adobe Illustrator или не удовлетворяют результаты их работы. Но, поставив CorelTRACE, вы наверняка захотите поиграть с CorelDRAW. А вдруг это окажется открытием идеально совместимого с вашим стилем рисования инструмента?!
Совет номера от Wacom
Многие графические приложения поддерживают наклон и вращение пера Wacom. Эти функции, помимо чувствительности к давлению, свойственны профессиональной серии планшетов: Intuos3 или интерактивным мониторам Cintiq. Поэтому, если вам нужны подобные возможности или требуется размер рабочей области более чем А5, то стоит выбрать Intuos3 или Cintiq.
Рисунок