Председатель совета директоров только что образованного холдинга ECS Print Евгений Бутман рассказывает о компании, продажах, технологиях и свободном времени.
Xолдинг
Полиграфический холдинг, состоящий из многих компаний, — это сознательно выбранная бизнес-модель или «историческое наследие»? В будущем все бизнесы будут выступать под единым брендом?
Евгений Бутман |
Присутствие нескольких компаний в ECS Print — последствие того, что холдинг создавался путём слияния. Сейчас переходим от расфокусированного позиционирования к зонтичному бренду, централизуем ресурсы. Будут объединены финансы, логистика, маркетинг, управление персоналом, юридическая служба. На базе холдинга создана группа для работы с крупными заказчиками, реализующая потенциал всех компаний. Но определённая автономия сохранится. Мы имеем чётко позиционированные компании: «Вариант» — флексографское оборудование, «Ориентал-принт» — только техника из Азии, Printhouse — расходные материалы. Флагман — HGS, пережившая слияние с «Апостроф-Принт» и продающая печатные машины и сопутствующую технику. Дальнейшая централизация не приведёт к созданию одной компании под одним именем.
Холдинг представлен в каждом сегменте рынка полиграфического оборудования и везде сталкивается с жёсткой конкуренцией. Теперь нашим конкурентам приходится соперничать не с отдельной компанией, а с группой. Для заказчика объединение — шанс получить широкий спектр оборудования и услуг от одного поставщика.
Живи мы в США, логично было бы предположить, что компания готовится к IPO. Возможен ли такой путь развития для холдинга?
Для вывода акций компании на биржу российский полиграфический рынок очень узок. Суммарный объём продаж оборудования и материалов я бы оценил в 300 млн долл. в год. Охватить больше 25-30% рынка невозможно, а 100 млн долл. для полноценного IPO недостаточно. Но в ближайшие годы обострится соревнование финансовых сервисов, и, если мы увидим необходимость привлечения стратегического партнёра, который мог бы помочь нам в финансировании бизнеса, не исключаю, что начнём его поиск.
Есть ли внутренняя конкуренция между компаниями, входящими в ECS Print?
Конкуренция между HGS и «Апостроф-Принт» после их объединения устранена. Все остальные компании не конкурируют друг с другом.
«Большая четвёрка»
Планирует ли ECS Print новые приобретения?
Сейчас я не вижу компаний, которые могли бы логически дополнить сложившийся холдинг. Никаких переговоров о приобретении компаний мы не ведём. Есть «большая тройка», контролирующая российский рынок полиграфического оборудования: «Гейдельберг СНГ», ECS Print и YAM International. Благодаря недавним кадровым изменениям в «КБА РУС», она может превратиться в «четвёрку». И ни у одной из компаний нет возможности объединения.
Как «четвёрка» поделит рынок в новом году?
Года, которыми я оперирую, не совсем совпадают с календарём. С точки зрения рынка, сейчас продолжается 2006 г., который начался осенью 2005 г. после «ПолиграфИнтер». Новый 2008 год начнётся летом и объединит первый двухлетний «ПолиграфИнтер», парламентские и президентские выборы, выставку Drupa и формирование правительства России. По обилию событий понятно, что год будет непростым.
В начале 2006 г. компании предъявили домашние заготовки. «Гейдельберг СНГ» и Yam International вышли на рынок с хорошими предложениями. Первая, в своей манере, предложила агрессивные финансовые сервисы, вторая — низкие цены на машины Komori и быструю доставку. Преимущество в первом полугодии 2006 г. было за ними. Вторая половина года осталась за нами. Объём заказов в Man Roland за этот срок — более 60 секций. Предложив низкие цены и быструю доставку, мы переломили ситуацию. Новых сюрпризов от конкурентов пока не последовало, поэтому в следующем году им придётся посложнее.
Главная новость от KBA — назначение нового главы российского офиса. Этот ход напрашивался. В России компания использовала устаревшие методы работы, поэтому её позиции здесь слабее, чем, например, на Украине. В 2007 г. KBA может войти в число основных игроков.
Спрос
Какие форматы и конфигурации печатных машин пользуются наибольшим спросом?
Быстрее всего растут продажи машин первого формата. Сегмент не насыщен — большинство типографий переходит от машин формата B2 к B1 (как в своё время был массовый переход от B3 к B2). Изменилось само понятие «маленькой» типографии — сейчас в ней уже есть хотя бы одна полуформатная машина.
Малоформатный офсет вымирает, содействует тому электрографическая печать. Тиражи сокращаются, а её качество постоянно растёт, и она становится дешевле. Формат B3 востребован только там, где необходима многокрасочная печать с лаком.
Переход к многокрасочности — ещё одна заметная тенденция. Четыре секции — это минимум, который пользуется спросом. Двухкрасочные машины применяются только в особых случаях. А вот машин с переворотом и сверхбольших форматов для печати упаковки продаётся всё больше.
Интересная тенденция — выравнивание производителей. Все основные производители печатных машин теперь одинаково сильно представлены во всех сегментах и форматах: выбор широк как никогда.
Что происходит с рынком б/у машин?
Продажи б/у есть, но новых машин по-прежнему продаётся существенно больше. Причин несколько. Новая машина — во всех смыслах более надёжное решение. Если в стране развита инфраструктура, а надёжный сервис — не проблема, можно взять и б/у. У нас это не совсем так. Покупатель б/у машины не всегда полностью уверен в уровне и доступности сервиса, а также квалификации собственного персонала. Развитию внутреннего рынка б/у мешает ещё один фактор: у покупателя нет никаких гарантий, что стоявшая в российской типографии машина эксплуатировалась в соответствии с технологическими нормами и корректно обслуживалась.
Всё это отнюдь не исключает спрос на б/у машины. Просто этим бизнесом надо заниматься всерьёз и комплексно. Так, чтобы указанные мною риски были исключены. У нас в холдинге есть компания «Варио-сервис», профессионально занимающаяся восстановлением машин, закупаемых за рубежом, обеспечивая и гарантийное, и послегарантийное обслуживание. Поэтому существенный рост продаж восстановленного оборудования компанией «Вариант» в прошедшем году не является чем-то сверхъестественным. Это лишь свидетельствует о том, что ниша для продаж б/у машин есть, и бизнес в ней делать можно. Умеючи. «Варио-сервис» с «Вариантом» — умеют.
Насколько успешно идут продажи флексомашин? Есть ли тенденция отказа от флексографии в пользу офсета?
Как технология флексографская печать по-прежнему имеет преимущества и области применения, в которых существенно эффективнее офсета. Но офсет всё активнее вторгается на территорию флексо. Главная причина — продавцы флексооборудования недостаточно сильно популяризируют свои решения. За год после покупки «Варианта» мы поставили 18 флексомашин. А до приобретения холдингом компания продавала не более 7 машин в год. Мы добились большего роста, чем в продажах офсетного оборудования.
Насколько успешны продажи полиграфического оборудования из Китая? Правда ли, что «Ориентал-принт» постепенно переходит к поставкам оборудования для производства упаковки, не имеющего отношения к полиграфии?
2006-й — самый успешный год по продажам китайских машин. Действительно, «Ориентал-принт» стремительно переходит к оборудованию для производства упаковки (в т. ч. полимерной). Из китайского полиграфического оборудования финишного традиционно продаётся заметно больше, чем печатных машин. Очень успешны высекальные прессы Yawa, популярны резальные машины Shinweida. Есть типографии, которые готовы покупать самые дорогие печатные машины, но согласны сэкономить на отделочном оборудовании. Для них техника из Китая — разумное решение, ведь качество и надёжность финишного оборудования постоянно растут. Мы никогда не скрывали, что «Ориентал-принт» — это компания, которая работает на нишевом рынке. И чувствует там себя комфортно. Но мы считаем, что расти он будет в первую очередь за счёт упаковочного оборудования.
Финансы
Насколько заметно влияние акционирования крупных государственных типографий?
Большие типографии укрупняются, но процесс идёт не так быстро ввиду низкой капитализации отрасли в целом. Под неё трудно привлекать средства. Там, где это удаётся, мы наблюдаем большие продажи. Например, всё больше приобретается ротационных машин. Но массовое переоснащение ими крупных типографий ещё впереди.
И не столь важно — государственная типография или частная. Например, в области печати упаковки и этикетки большинство крупных типографий частные. Приватизация идёт медленно, не уверен, что закончится в 2007 г. Скорее всего, затянется ещё на три года.
С покупкой HGS удалось ли сохранить её опыт по работе с государственными предприятиями?
Повторю, форма собственности сейчас не играет большой роли. Закрытых рынков практически не осталось. Поэтому у нас была противоположная задача — преодолеть сконцентрированность компании только на государственных предприятиях. Это нам удалось.
Насколько развиты консалтинговые услуги в области полиграфии?
Проникновение поставщика оборудования в сам бизнес заказчика невелико. Технологический консалтинг практически не существует. Ведущую роль играют специалисты самих типографий. Есть консалтинг финансовый, и в нём поставщики имеют вес. Банки и лизинговые компании также становятся активнее, их роль при заключении сделок растёт.
Свободное время
Сформирован ли совет директоров холдинга? С приходом на должность генерального директора Ирины Иоаннесян какой Вы видите свою роль в управлении компании?
Формально совет директоров пока не сформирован. У нас есть команда — руководители бизнесов. Как правило, это сотрудники, с которыми мы работаем много лет. Совет директоров будет принимать стратегические решения. Это станет частью моей работы — формирование стратегии в режиме коллегиального обсуждения. Я гораздо менее эффективен в том, что касается ежедневного управления. Мне лучше удаются стратегические темы. И, надеюсь, времени свободного будет больше. Мы очень напряжённо работали последние несколько лет, и мне хотелось бы отдохнуть.