Мне глубоко симпатичен подход директора по маркетингу Kodak Graphic Communications Group Джеффри Хейцлетта. Не упуская ни одного шанса выступить на мероприятиях (причём не только полиграфического толка), он рекламирует силу печатного слова перед клиентами типографий, в т. ч. потенциальными. Само собой, параллельно преподносит бренд Kodak как оптимальный выбор для печати. Полностью одобряю и считаю, что полиграфии пора учиться подавать себя как перспективную индустрию, чью роль во всех формах общения бизнеса с потребителем сложно переоценить. Приятно, что отстаивающий преимущества печатной отрасли Хейцлетт не одинок: в США эту функцию взял на себя Совет по делам печати (Print Council).
Пропаганда печати должна стать одной из главных задач отраслевых ассоциаций по всему миру. Пока большинство национальных полиграфических объединений ограничиваются поддержкой своих членов, ведением переговоров по заработной плате и условиям труда, обучением и пр. Лишь немногие пытаются обсуждать роль печатного слова с представителями других отраслей и даже определять место полиграфии в коммуникационном процессе. На фоне усиления позиций интернета и других электронных носителей полиграфию часто соотносят не с будущим, а с прошлым. Именно ассоциации должны стать пропагандистами печатного слова и объяснять, что печать — средство переноса информации не только сейчас, но и в перспективе, а динамичная и меняющаяся индустрия будет частью новых коммуникационных процессов.
Диву даёшься, до чего слабо полиграфисты и издатели отстаивают позиции на рынке коммуникаций! То и дело очередная знаменитость заявляет по телевидению, что печать губит деревья, а с ними и окружающую среду. Таким людям невдомёк, насколько искажено их восприятие. На самом деле печатная и бумажная отрасли могут претендовать на звание самых экологически чистых. «Бумажники», например, сажают гораздо больше деревьев, чем рубят, и прикладывают серьёзные усилия к ликвидации последствий выбросов углекислого газа и предотвращению глобального потепления. А полиграфисты вносят достойный вклад в утилизацию бумаги и картона. В целом целлюлозно-бумажная и издательская промышленность играют положительную роль в охране окружающей среды.
Сопоставим эти данные с IT-индустрией, стимулирующей развитие Интернета, и её основными потребителями. Присмотритесь к ночному городу. В офисах горит свет, хотя сотрудники ушли домой, а армии компьютеров всю ночь потребляют электричество. Допустим, основным корпоративным серверам без этого не обойтись, но зачем оставлять включёнными настольные компьютеры? Вам объяснят, что это необходимо для своевременного обновления программ, хотя есть масса способов делать это без тысяч беспрерывно работающих ПК. Будет здорово, если ОС Microsoft не придётся обновлять так часто в попытках устранить сбои, но до этого ещё далеко. Индустрии информационных технологий и офисам мира стоит заботиться об окружающей среде не меньше, чем бумажникам и полиграфистам. Установите детекторы тепла, выключающие свет в пустом помещении; настройте таймеры, отключающие компьютеры в отсутствие обновлений.
Возвращаемся к тому, с чего начали — пропаганде печатного слова. В отраслевых ассоциациях не помешала бы должность директора по маркетингу, продающего полиграфические услуги другим индустриям и объясняющего взаимодействие печати с электронными носителями информации. Помните, что персонализированная цифровая печать открывает новые пути донесения до клиента нужной информации. Важная роль отводится в том числе и обучению, а именно — полиграфическим колледжам. Лондонский колледж коммуникаций, с которым я тесно сотрудничаю, создаёт портфолио решений, помогающих продавать полиграфические услуги прочим отраслям промышленности. Надеюсь, такая работа ведётся и в других учебных заведениях.
Не будем забывать, что полиграфия — не просто отрасль, формирующая будущее интегрированных коммуникаций. Это один из мировых лидеров промышленности в борьбе за чистую планету. Если кто-то скажет, что печать — это краска на мёртвых деревьях, объясните, что благодаря печати их и выращивают больше! И тут усилия полиграфистов несравнимы с теми, кто развивает интернет. Возможно, в глобальном потеплении стоит винить и их тоже?