Хотя общая ситуация в полиграфическом бизнесе в последние годы скорее неблагоприятна для типографий, её развитие привело к кардинальным положительным изменениям. Рынок, наконец-то, обретает чёткие контуры.
Ещё год-два назад никто не мог предположить столь быструю структуризацию отрасли. И я, вслед за американским аналитиком Бобом Розеном, предрекал долгую стагнацию и крайне медленный уход аутсайдеров с рынка (Publish ? 4, 2006). Признаюсь, недооценил стремительность изменений. И это очень отрадно: если так пойдёт и дальше, удастся избежать главной беды — тотальной деградации отрасли, вызывавшей много опасений.
В одной из статей корпоративного журна-ла нашей типографии (http://www.printing.ru/guide/200510/retail.html) я предложил классификацию типографий по аналогии с форматами розничных магазинов. Теперь постараюсь расширить её в соответствии с сегодняшним днём и описать своё видение будущего типографий.
Классификация относится к среднему сектору офсетной полиграфии и не включает в себя крупные полиграфические комплексы, цифровые салоны, нишевые типографии, сувенирные производства. Вполне возможно, она справедлива и для этих областей — просто я знаю о них гораздо меньше.
Итак, типографии подразделяются на четыре основных категории: ларьки, дискаунтеры, универмаги и бутики.
Ларьки
Маргиналы полиграфического бизнеса. Как правило, исповедуют примитивный подход к технологическому процессу, имеют слабое представление о рынке и своём продукте, рудиментарную управленческую структуру (или она фактически отсутствует), неадекватное или устаревшее оборудование. (Последнее ларькам присуще далеко не всегда, но ввиду предыдущих признаков, это мало что меняет.) Кадровая структура ларьков несовершенна и неполна, работники низкопрофессиональные и малооплачиваемые.
В категорию де-факто попадает большинство типографий, имеющих одну-две машины формата А3 (прежде всего, GTO-класса), устаревшее оборудование типа старых «Доминантов-Ромайоров» либо древние, «разбитые» машины типа Heidelberg MO или SORM; пытающихся печатать полноцветную продукцию на 1-2-красочных машинах; не обладающих послепечатным оборудованием и технологиями.
В отличие от торговых ларьков, где товар обычно дороже, чем в нормальных магазинах, типографии-ларьки привлекают клиента «смешными» ценами. Образуется замкнутый круг: в силу непривлекательности продукта (и продавца) продать его можно лишь по самой низкой цене, что не позволяет типографии развиваться, даже если бы на то и была воля её руководства (что редкость), и заставляет экономить на всём в ущерб процессу и продукту.
Несколько лет назад засилье ларьков было очень серьёзной проблемой отрасли. Их безудержный демпинг разрушал рынок, уничтожал здоровую конкуренцию и не давал нормальным игрокам развиваться. Сегодня маргиналы постепенно перестают влиять на полиграфический рынок, прежде всего из-за уменьшения численности.
Дискаунтеры
Типографии, взявшие курс на максимальную производительность и зарабатывающие «валом», т. е. большими объёмами при минимальной марже. В отличие от розничных дискаунтеров вроде «Ашана» и «Копейки», не могут предложить клиентам разнообразный ассортимент: ориентация на выработку заставляет их ограничивать диапазон продукции и её характеристики. Качество печати невысокое, но их заказчиков устраивает.
Дискаунтеры особенно характерны для такого сектора, как печать периодических изданий средними тиражами. В отличие от ларьков, это отнюдь не маргиналы, а вполне серьёзные типографии с современным оборудованием и более-менее отлаженной технологией.
Универмаги
Один из самых востребованных видов типографий. Разнообразие оборудования и технологий позволяет им браться за любые заказы, в т. ч. сложные и нестандартные, которые не могут качественно выполнить ларьки и от которых отказываются дискаунтеры. Цены несколько выше, чем у дискаунтеров, но ниже, чем у бутиков. Востребованность объясняется относительной малочисленностью универмагов — их хлеб очень труден. Нестандартность заказов неизбежно вызывает массу проблем и требует самого серьёзного подхода к организации производства. Это элита отрасли, не экономящая на сотрудниках и технологии, а общее состояние рынка и конкуренция с ларьками и дискаунтерами часто не позволяет им устанавливать адекватные цены.
Бутики
Типографии, ориентирующиеся на верхний эшелон заказчиков, VIP-класс. По универсальности иногда похожи на универмаги, но чаще привлекают клиента лишь имиджем и высоким уровнем сервиса. Бутики малочисленны, их продукт очень дорог, поэтому они не гонятся за выработкой, сосредотачиваясь на качестве печати и сервиса.
Что будет дальше?
Ларьки будут постепенно исчезать с рынка, их время кончается. Неуклонная тенденция к повышению расходов по всем направлениям (от зарплаты и логистики до аренды и налогового бремени) сделает их существование практически невозможным. Одна из основных системных проблем ларьков — неспособность привлекать квалифицированных работников — будет усугубляться.
Наиболее передовые ларьки попытаются, модернизировав оборудование и структуру, перейти в категорию дискаунтеров, в силу чего конкуренция в секторе обострится. Цены здесь и так предельно низки, а их росту будет препятствовать увеличение числа игроков. Лёгкой жизни дискаунтерам ждать не стоит, многие уйдут с рынка, прежде чем ситуация стабилизируется.
Сектор универмагов также отчаянно нуждается в повышении цен, но пока их сдерживает непонимание клиентами простой истины — за всё нужно платить. Однако спрос на услуги таких типографий будет постепенно расти, а за ним — и цены. Пока этого не произойдёт, особого увеличения числа универмагов ожидать не приходится. Пожелаем им терпения и выдержки, ведь они — цвет отрасли.
Не предвижу существенных изменений в секторе бутиков. Возможно, их станет ещё меньше: развитие технологии сделает их преимущество в качестве печати несущественным, а рост цен позволит универмагам совершенствовать сервис. Если это случится, многие бутики умрут, а две последних категории сольются.
Об авторе: Александр Шнайдер (www.alexschneider.ru), генеральный директор ООО «Типография “Арес”».