Заметным явлением этого лета стал саммит большой восьмёрки G8 в Германии. По сложившейся традиции мероприятие сопровождалось активными выступлениями антиглобалистов. Просто удивительно, с каким единодушием все центральные ТВ-каналы освещали мероприятие. Противников глобализации представляли не иначе, как толпами бесчинствующих экстремистов. Ни один комментатор не удосужился хотя бы напомнить российским зрителям о целях, которые преследуют эти люди. Складывалось стойкое впечатление, что и сами репортёры слабо представляли, с кем имеют дело. А на одном из каналов протестующих даже называли… «глобалистами», подсократив слово и извратив идею.
Для отечественного обывателя их выступления выглядят странно, если не сказать нелепо. Абстрактные рассуждения о проблемах малого бизнеса в условиях глобальной экономики ничуть не беспокоят рядовых потребителей (особенно, если есть что потреблять). Впрочем, ждать наступления пресловутой глобализации осталось недолго: наша страна активно рвётся в ВТО, и прямые следствия мы видим уже сейчас. Одной из подготовительных мер стало ужесточение ответственности за нарушение закона об авторских и смежных правах. Одновременно государство наглядно продемонстрировало, что при желании может истребить основные источники пиратского ПО (в первую очередь лотки с дисками) всего за неделю! Страшно подумать, чем такое рвение, вооружённое новшествами в законодательстве, может обернуться для покупателей, для нас с вами.
Проблема легальности ПО особенно серьёзна для представителей малого бизнеса и частных лиц. После долгих лет «бесплатного софта» многие с удивлением обнаружили, что стоимость необходимого для работы ПО с лихвой перекрывает цену даже самого мощного компьютера. И если для обычного офисного рабочего места есть вполне удовлетворительная альтернатива в виде свободной ОС Linux с OpenOffice и массой другого вполне достойного ПО, то с дизайнерскими приложениями ситуация невесёлая. Специализированные пакеты традиционно стоят не просто дорого, а очень дорого (по российским меркам, конечно). Один только «русский народный» Adobe Photoshop в версии CS3 адекватен по цене неплохому компьютеру. А если ещё добавить какой-нибудь Illustrator, тем паче 3ds Max, да ещё вложиться в лицензионные шрифты, то сумма затрат на одно рабочее место запросто перекроет бюджет небольшого офиса. Интересно, что в такой ситуации станут делать т. н. «вольные дизайнеры», традиционно работающие во всех возможных пакетах одновременно.
Из вышесказанного следует, что в ближайшее время для дизайн-студий и фрилансеров наступят непростые времена. Сценариев не так уж много.
Вариант первый — купить основные программы, от остальных отказаться. Вести официальный бизнес с нелицензионным ПО слишком рискованно, поэтому для подавляющего большинства студий закупка соответствующих программ неотвратима.
Вариант второй — искать замену используемым программам вплоть до операционной системы. Поскольку деньги на покупку вынимаются из собственного кармана, то и выбор становится осознанным и пристрастным. В связи с этим логично ожидать новый виток священной войны Windows vs. Mac OS. И если раньше главным аргументом в пользу Windows в России была низкая стоимость самой ОС и ПО для неё (копеечные пиратские диски делали своё дело), то в новых условиях у Mac неплохие шансы восстановить статус-кво. Покупать — так лучшее!
Да и кто сказал, что для печати фотографий без Photoshop не обойтись? Самое время заглянуть в коробку с цифровым фотоаппаратом, принтером, сканером. Вы ещё не знаете, что такое Adobe Photoshop Elements, вас тошнит от урезанной версии любимого редактора? Ничего, зато цена с лихвой компенсирует ваше неудовольствие! В конце концов, простейшую коррекцию можно сделать практически в любом пакете: уровни, кривые, повышение резкости и насыщенности там найдутся. А управление цветом — вообще функция ОС, так что можно найти даже бесплатные приложения для корректного просмотра на экране и вывода на печать.
Третий вариант — переложить риски использования нелицензионного ПО на тех, кто готов это делать. Самый сомнительный, если не сказать, циничный способ. Пока ещё в погоне за дешевизной многие компании готовы закрывать глаза на то, каким ПО пользовался исполнитель при выполнении работ. Ситуация усугубляется высокой конкуренцией на рынке и, к сожалению, встречается довольно часто.
Переход на легальное ПО — процесс болезненный, но необходимый. Нам предстоит заново открывать непростой рынок. Обидно только, что в системе ценностей многих руководителей это будет лишь переход от иерархии «компьютер–дизайнер–софт» к цепи «софт–компьютер–дизайнер». Хочется верить, что первым звеном является всё-таки человек.
Об авторе: Александр Миловский, эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, арт-директор студии «3D Master» (Санкт-Петербург), сертифицированный эксперт Adobe (www.milovsky.ru).