101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Кому нужна отечественная полиграфия

  • Александр Шнайдер
  • 4 сентября 2007 г.
  • 7035

Александр Шнайдер

Очевидно, что не государству. Это стало окончательно ясно в середине июля, когда Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифному регулированию по рекомендации Министерства промышленности и энергетики снова отклонила предложение полиграфистов о снижении пошлины на ввозимую в Россию мелованную бумагу. Очередное рассмотрение вопроса состоится не раньше чем через полгода, и нет никакой уверенности, что позиция государства изменится.

Суть вопроса

Уже давно таможенная пошлина на импортируемую мелованную бумагу составляет 15%, в то время как на ввозимую из-за границы готовую продукцию (в зависимости от её характера) — 5%, 10% или вообще отсутствует. Мало того, существует разница в 8% между налогом на добавленную стоимость на ввозимую бумагу и готовую продукцию — опять же в пользу последней.

Чиновники объясняют это благим намерением повысить инвестиционную привлекательность производства бумаги. Не секрет, что сейчас качественная меловка (самая популярная бумага для полиграфии) в России практически не производится. Подобные налоговые преференции, вроде бы, должны привлечь в отрасль серьёзных инвесторов. Вспомним, куда ведёт дорога, благими намерениями вымощенная…

Хотя нынешнее положение сохраняется уже более десяти лет, крупных инвестиционных проектов в области производства мелованной бумаги так и не случилось. И не удивительно: как заметил в недавней передаче «В фокусе» на канале РБК-ТВ первый замдиректора типографии «Пушкинская площадь» и вице-президент Московского полиграфического союза Андрей Сулейков, объёмов потребления бумаги на сегодняшнем полиграфическом рынке страны недостаточно для загрузки всего двух бумагоделательных машин, в то время как для обеспечения рынка всем ассортиментом мелованной бумаги их нужно аж 10! Продавать же меловку за границу тоже не получится — европейский рынок перенасыщен, производства простаивают.

Помогая чужому дяде

Парадоксальная ситуация: надеясь на приток инвестиций в российскую экономику, государство на деле стимулирует их отток за рубеж — в виде средств отечественных рекламодателей, издателей и производителей, которым объективно выгоднее заказывать печатную продукцию за границей, чем у отечественных типографий.

По данным Сулейкова, практически весь прирост отечественного полиграфического рынка (а он уже несколько лет стабилен — 20-30% в год) уходит за границу! В соседних странах (Украина, Белоруссия, страны Балтии и Китай) за короткое время созданы крупные печатные производства, целиком ориентированные на обслуживание российского заказчика. На той же Украине, после введения режима максимального благоприятствования в отношении ввозимой бумаги, производственные мощности выросли вдвое; половина прироста ориентирована на Россию.

Здравый смысл подсказывает, что сегодня нужно бросить все усилия на развитие отечественной полиграфии, ведь потенциал рынка огромен. Отмена нелепой схемы налогообложения в короткий срок удвоит объём производимой в стране печатной продукции, вызовет бурный рост потребления бумаги. И тогда можно надеяться на инвестиции в производство бумаги…

В действительности же происходит обратное.

Всё гораздо хуже

Упомянутая передача вышла в эфир 13 июля, за несколько дней до вынесения Межведомственной комиссией вердикта по заявке полиграфистов касательно отмены таможенных пошлин на импортную меловку. Заявка была подана Межрегиональной ассоциацией полиграфистов и поддержана Министерством культуры и Федеральным агентством по печати. Рассмотрение длилось более полугода, и все ожидали благоприятного исхода; три из четырёх проводивших экспертизу министерств поддержали полиграфистов.

18 июля стало известно, что заявка отклонена. Вернее, её рассмотрение перенесено ещё на полгода… Причины те же — снижение пошлин отпугнёт потенциальных инвесторов бумагоделательной промышленности. Как мы уже знаем, виртуальных инвесторов.

Но это не все разочарования, постигшие отечественных полиграфистов. Во второй половине июля крупнейшие поставщики мелованной бумаги практически одновременно сообщили, что ввиду изменений в таможенном законодательстве стоимость импортной меловки повышается в среднем на 10-15%.

Известие повергло в шок многих полиграфистов. Изменения касаются лишь листовой мелованной бумаги, а значит, напрямую бьют по сектору мало- и среднетиражной рекламы и периодики *. Это один из немногих секторов, который в последнее время чувствует себя более или менее сносно: ввиду относительно небольших тиражей существенной экономии при их печати за границей не получается. Новая напасть может заставить и этих клиентов задуматься о переносе заказов за рубеж. А уж наши иностранные конкуренты сделают всё, чтобы он прошёл с наименьшими проблемами!

Удивительно, что чиновники, в отличие от самих полиграфистов, уверены: наша отрасль процветает… Как ещё объяснить, что, согласно данным московской налоговой службы, средняя зарплата в полиграфических компаниях за I–II кварталы 2007 г. составила более 30 тысяч рублей в месяц. При этом явно стагнирующая полиграфия без каких-либо объяснений отнесена к единому виду деятельности с процветающими целлюлозно-бумажными производствами (например, газетными) и издательствами, хотя любой специалист знает, что благополучие этих отраслей кардинально отличается.

И учтите, указанная сумма — мифическая, но не абстрактная. Именно с ней будут соотносить уровень зарплаты любой типографии пришедшие туда проверяющие. А ведь подтягивание фонда зарплаты до таких значений в реальности невозможно без дальнейшего повышения цен. О какой конкурентоспособности здесь можно говорить?!

В заключение

Полиграфисты не просят у властей протекционизма или чрезмерных преференций. Они ждут трезвого взгляда на проблемы отрасли и одинаковых правил игры для всех участников рынка. Но, похоже, надежды ещё долго не сбудутся…

Об авторе: Александр Шнайдер (www.alexschneider.ru), генеральный директор ООО «Типография "Арес"».


* Впрочем, не только по нему. В последнее время во многих российских типографиях установлены крупноформатные листовые машины-«перфекторы», напрямую конкурирующие с рулонной печатью.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39