С выходом каждой новой версии Adobe Photoshop я всегда с замиранием сердца захожу в раздел Image•Adjustments в надежде увидеть там что-то новенькое. И хотя понятно, что революционные инструменты не появляются неожиданно (им должны предшествовать массированные научные публикации), но всё же хочется чуда. В Photoshop CS3 разработчики и вовсе решили не мудрить, а просто сделали то, чего от них ждали много лет, — соединили гистограммы с кривыми. На фоне этого грандиозного события добавления для работы с чёрно-белыми изображениями вроде бы незаметны. Но не будем поспешны в выводах!
Для начала вспомним, что многие профессиональные фотографы до дрожи в коленках обожают ч/б фото. Не секрет, что даже очень дробный по цвету снимок, при условии нормальной композиции кадра, значительно выигрывает от использования ч/б. Сами фотографы в этом редко признаются, для них это особое удовольствие — втолковывать начинающим про «крутизну» ч/б фото.
Что ж, современный Photoshop имеет все возможные средства для создания интересных ч/б материалов.
Просто Grayscale — стандарт
Исходное изображение |
Стандартный перевод в Grayscale |
Перевод Black & White |
Desaturate — хуже некуда
В каждом втором учебнике по Photoshop есть упоминание об этой команде. Оставшись с ранних версий, она предлагает пользователю простой, но абсолютно неэффективный подход, эдакий «костыль» для перевода в ч/б. Desaturate получает результат равномерным усреднением исходных цветовых каналов, абсолютно не учитывая особенности человеческого восприятия светлоты. Обычно такая картинка наименее контрастна из всех вариантов. Не рекомендуется категорически!
Channel Mixer — надёжно и эффективно
Профессиональное творение ч/б изображений — это избирательное смешивание самых интересных по контрасту и деталям каналов. В одном из выпусков я уже писал про замечательную формулу «80/20»: взять 80% наиболее контрастного канала (обычно красного) и примешать к нему 20% канала с хорошей проработкой деталей (обычно зелёного).
В CS3 наконец-то стало удобно работать с предустановленными пропорциями смешения. Хотя некоторых типовых пропорций почему-то по умолчанию нет (например, 30/59/11, которой пользуется сам Photoshop), зато можно добавить свои формулы.
Black & White — избирательный контраст
Инструмент позиционируется как революционное средство для получения ч/б изображений с избирательным контрастом, хотя это лишь любопытный вариант применения инструмента Hue/Saturation (о чём лишний раз напоминают опции колоризации внизу окна).
В ч/б изображении цветом объект не выделишь, поэтому единственно доступный — контраст светлоты. Инструмент Black & White позволяет каждому из основных секторов цветового круга (красные, жёлтые, зелёные и т. д.) определить смещение по светлоте: светлее или темнее. У фотографа появляется уникальная степень свободы: решить, например, что небо (голубой) будет темнее, трава (зелёный) — заметно светлее, основной объект на траве (скажем, красный) — темнее, добиваясь тем самым наибольшего контраста. Black & White гибче команды Channel Mixer (по сути, аналогичный светофильтрам механизм) и позволяет оперировать отдельными категориями, а значит, объектами!
Во времена ч/б телевидения для съёмки использовались красные светофильтры. Из-за этого красные губы на телеэкране превращались в мертвецки бледные полоски — зрителям казалось, диктора вот-вот хватит удар. Решение было найдено вполне в духе современного «Фотошопа»: губы стали мазать зелёной помадой, которая через красный светофильтр давала контрастный тёмный цвет. Наверное, с тех пор пошла традиция улыбаться на экране — как удержаться, если все твои коллеги с зелёными ртами.
И это не просто шутка! Photoshop поступает аналогично — он перекрашивает цвета определённого сектора, а затем переводит в ч/б. Качество преобразования зависит от того, насколько хорошо исходное изображение «разделялось» на стандартные цветовые категории.
Об авторе: Александр Миловский, эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, арт-директор студии «3D Master» (Санкт-Петербург), сертифицированный эксперт Adobe (www.milovsky.ru).