101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Красок много у меня...

  • 26 июня 2008 г.
  • 4588

Экономная экономия

Желание администрировать начинается почему-то с закупки красок. При этом они делятся на дорогущие, дорогие и хорошие (дешёвые). Закупаются именно «хорошие» краски, а сэкономленная сумма греет душу.

Но доля краски в себестоимости полиграфической продукции 2–4% — чтобы сэкономить достойную сумму, красок нужно закупить много. А потом ими придётся кому-то печатать… Дабы избежать сюрпризов, краска должна обладать и другими приемлемыми характеристиками.

Вскроем банку

Краска должна быть в виде устойчивой, однородной массы с равномерным распределением компонентов по всему объёму.

Структурно-механические характеристики должны обеспечить перенос из красочного аппарата печатной машины на печатную форму, офсетную резину, а с неё — на запечатываемый материал. На оттиске краска должна равномерно, достаточно быстро и прочно закрепляться без перетискивания и склеивания оттисков.

Задача краски — формировать изображения на запечатываемом материале в соответствии с издательским макетом — определяет требования к её оптическим свойствам.

А в зависимости от использования готовой полиграфической продукции, краска должна обладать рядом потребительских свойств.

Что свойственно краскам

Структурно-механические — совокупность свойств, влияющих на поведение в печатном процессе. Они зависят от состава печатной краски, времени её перетира, температуры красочного ящика. Меняются вследствие старения краски.

К физико-химическим свойствам офсетной краски относятся стойкость к образованию эмульсии с увлажняющим раствором и характер закрепления на оттиске.

Основные оптические свойства — цветовые характеристики, интенсивность, глянец, прозрачность или кроющая способность.

Потребительские свойства зависят от условий применения запечатанных оттисков и могут быть выражены общим словом «прочность» — свето-, водо -, спирто -, масло -, щёлочепрочность, вплоть до механической прочности красочного слоя.

Требования к краскам

  1. Высокая интенсивность, позволяющая печатать слоем 1-1,5 мкм.
  2. Цветовые характеристики для получения многоцветной репродукции в заданном цветовом охвате.
  3. Способность раскатываться валиками, накатываться ими и переходить на печатную форму, офсетную резину и запечатываемую поверхность равномерным тонким слоем.
  4. Обеспечить чёткое изображение на оттиске и не расплываться на бумаге.
  5. Иметь липкость, достаточную для переноса на оттиск, но не выщипывать при этом поверхностный слой бумаги.
  6. Иметь гидрофобность, обеспечивающую минимальное эмульгирование с увлажняющим раствором.
  7. Прочно закрепляться на оттиске.

При выборе красок учитывают:

  • назначение продукции;
  • тип машины;
  • свойства запечатываемого материала.

Краска не должна самопроизвольно вытекать в щель между дукторным цилиндром и ножом красочного ящика, но должна хорошо вращаться в красочном ящике, равномерно подаваться в раскатную систему, равномерно распределяясь на валиках печатного аппарата, переходить на печатную форму, а далее — на офсетное полотно и запечатываемый материал. При этом она не должна искажать графические элементы оттиска и выщипывать бумагу, быстро образовывать прочную плёнку на печатном элементе, не отмарывать и не пробивать оттиска, быть прочной к истиранию.

Эту информацию можно найти в каталогах фирм-производителей красок. Аналогичная информация имеется на этикетках, маркирующих банки. Каждая краска имеет определённую нумерацию, в которую «закодированы» минимально необходимые её характеристики. Таблицы классификации офсетных красок представлены в приложении к «Инструкции по подготовке красок к печати» в «Технологических инструкциях по процессам офсетной печати». Со всеми приложенными рекомендациями.

Структурно-механические характеристики

Тиксотропия краски — её способность обратимо загустеть в банке или красочном ящике в состоянии покоя с образованием структуры, легко разрушаемой при перемешивании. Чем быстрее краска густеет на оттиске, тем выше резкость краёв печатных элементов, чётче проработка мелких деталей оттиска. Тиксотропия напрямую связана с вязкостью краски.

Вязкость (внутреннее трение) — свойство красок сопротивляться их течению, отвечает за закатывание только печатающих элементов формы. Выбор зависит от скорости печати машины: чем она выше, тем вязкость меньше.

Способность краски переходить, прилипать к поверхности красочных валиков, печатной форме и запечатываемому материалу определяется её липкостью. Она влияет на равномерность перехода краски на запечатываемый материал. Липкость выражается способностью при разрыве красочного слоя образовывать тяжи — длинные или короткие. «Короткие» краски, используемые для высокоскоростных машин, имеют недостаток — пыление.

Вязкость и липкость определяют способность краски раскатываться на валиках и цилиндрах, переходить на печатную форму, офсетную резину, запечатываемый материал.

Текучесть — способность краски течь при определённых напряжениях; характеризует консистенцию печатных красок, например, количество в ней пигмента, его формы, размеров и степени диспергирования в связующем.

Все структурно-механические характеристики красок проверяются при температуре, соответствующей режимам термостатирования красочного ящика печатной машины и атмосферных температурно-влажностных режимах, соответствующих режимам печатного цеха.

Печатные краски со временем стареют, их свойства изменяются. Последняя стадия характеризуется зарезиниванием, при котором восстановление вязкотекучих свойств уже невозможно.

Специфика печати с увлажнением пробелов — эмульгирование вследствие перемешивания краски с увлажняющим раствором. Степень определяется влагой в краске, т. е. отношением количества воспринятой влаги к массе краски в процентах. Чем больше, тем хуже краска накатывается на форму, формируя сгустки, липнущие на офсетную резину. Закрепление краски на бумаге определяет ГОСТ 6592-73 — это время от получения оттиска до момента, когда она перестаёт отмарывать. Различают первоначальное и окончательное закрепление и степень отмарывания краски в стапеле.

Окончание следует…

Об авторе: Сергей Александрович Сергеев (sergeev@animar.ru ), к.т.н., доцент МГУП, технический директор «Анимар».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38