Специфика ВД-лакирования
Если лакировать в печатной машине «по сырому», следует использовать лаки, отверждающиеся не очень быстро. А это предполагает наличие подходящего сушильного устройства. Используются сушки горячим воздухом, пропускающие достаточное количество воздуха, чтобы удалять испаряемую воду. При этом количество отводимого воздуха всегда должно быть больше подаваемого.
Скорость закрепления слоя печатной краски вместе с лаком в значительной мере зависит и от качества запечатываемого материала. Невпитывающие или плохо впитывающие материалы требуют быстро закрепляющихся лаков или более эффективной сушки, чем хорошо впитывающие материалы. И наоборот (см. выше): на машинах с высокоэффективной сушкой можно применять медленно закрепляющиеся лаки, способствующие получению высокого глянца.
Наслоение и пыление по краям лакированных участков | При работе с ВД-лаком с неполным форматом запечатки в местах, с которых лак не забирается, он периодически наслаивается на валиках лакировальной секции. Если имеет склонность к скапливанию по краям или образованию раздавленных краёвых участков на форме, можно снизить его вязкость. В некоторых случаях причиной раздавленных краёв может быть чрезмерное давление. Тогда его уменьшение устранит дефект.
Если краска вместе с лаком наслаивается на резиновое полотно лакировальной секции, работают с большей подачей лака и пониженной его вязкостью.
Количество нанесённого лака и его влияние на глянец | Образование глянца в значительной мере зависит от количества наносимого лака. У дисперсионных высокая степень глянца достигается при вязкости 30–50 с и количестве 4–5 г/м2 (более не нужно).
Кракелюр | При больших площадях запечатки и участков, формируемых из 3-4-х красок, лакирование «по сырому» может привести к дефекту, называемому «кракелюр»: лаковая плёнка на печатной краске разрывается, образуя мелкие трещины в различных направлениях по всей площади лакового покрытия, подобно кракелюрам в масляной живописи.
Причина в очень быстром (по сравнению с красками) отверждении лака: он уже сухой, а полимеризация лежащих под ним печатных красок продолжается. Часто это явление бывает заметным не сразу после извлечения оттиска из печатной машины, а по прошествии времени (до минуты). Иногда кракелюр проявляется только на отдельно лежащем оттиске, в то время как в стапеле может и не проявиться. Для его устранения можно использовать лак более медленного отверждения, а если применяется ИК-сушка, лучше снизить её температуру или вовсе отключить. Предотвращает кракелюр и добавление в лак замедлителя, но это специфический способ, «на любителя».
Шелушение лаковой плёнки | Этот вид брака вызывается различием поверхностных натяжений на границе раздела фаз печатной краски и лака. Дополнительной причиной может быть всплывание на поверхность полимеризующегося красочного слоя поверхностно-активных веществ, препятствующих адгезии лаковой плёнки к красочному оттиску. Шелушение может наблюдаться также при избыточном нанесении лака. Проблему можно решить уменьшением толщины наносимого слоя ВД-лака.
Однако часто шелушение, обнаруживаемое на только что отлакированном оттиске, исчезает по прошествии определённого времени или после дополнительного прогревания оттисков.
Работа УФ-отверждаемыми лаками
Они имеют в основе реактивные акрилаты, разбавители и добавки, образующие с помощью фотоинициаторов УФ-отверждённую лаковую плёнку. Вследствие высокого уровня полимеризации эти плёнки отличаются химической стойкостью и хорошими механическими защитными свойствами.
Достоинства УФ-лаков:
-
экологическая безопасность — отсутствие испарения растворителей, благодаря доле нелетучих веществ до 90% и даже 100%;
-
сокращение (по сравнению с другими лаками) времени отверждения, что гарантирует повышение производительности лакирования;
-
высокие защитные свойства УФ-отверждённых плёнок.
УФ-лакирование делается матовым и глянцевым лаком. Как при ВД-лакировании, оно может быть сплошным или выборочным.
Сплошное применяется для изделий, чей внешний вид требует глянцевой либо матовой поверхности, а эксплуатационные характеристики — защиты (например, от истирания — обложки, папки, упаковочные коробки и т. п.).
Выборочное предназначено, например, для выделения глянцем иллюстраций издания, отпечатанного на матовой бумаге. Можно под выборочный УФ-лак нанести и сплошной офсетный — глянцевый под матовый УФ-лак или матовый офсетный под глянцевый УФ-лак, что усиливает локальный контраст выборочного лакирования.
Глянцевый УФ-лак, отличающийся сильным блеском, дал журналам нарицательное имя — «глянцевые». Их обложки, лакированные сплошным глянцевым УФ-лаком, «богато» выглядят и надёжно защищены от истирания. Матовый лак создаёт ощущение «бархатности» оттиска. Целесообразность использования того или иного вида УФ-лаков определяется, исходя из требований к изданию.
УФ-лаки с глиттером | Глиттеры — специальные мелкие блёстки, добавляемые в УФ-отверждаемый лак и превращающие его в глиттерный. Вследствие больших размеров частиц глиттера, такой лак наносится трафаретной печатью, а толщина на оттиске достигает 100 мкм. Благодаря этому крупные частицы глиттера не «вываливаются» из лакового слоя при его нанесении. Режимы печати трафаретным УФ-лаком с глиттерными добавками не отличаются от печати обычным трафаретным УФ-лаком, за исключением того, что выбор размеров ячеек формной сетки определяется размерами частиц глиттера. УФ-лакирование с глиттерами используется, например, для открыток, календарей, подарочных и рекламных материалов.
УФ-лакирование «сырого» офсетного оттиска | Имеет много ограничений, что в первую очередь объясняется несовместимостью ряда применяемых полиграфических материалов. В зависимости от характеристик красок и лаков, а также от запечатываемого материала, можно столкнуться с недостаточной адгезией лака к поверхности красочного оттиска. Для гарантированного закрепления лаков на красочных оттисках, отпечатанных традиционными красками, перед УФ-лакированием их грунтуют, нанося ВД-лак-праймер.
УФ-лакирование сухого офсетного оттиска | При печати, предшествующей лакированию, лучше использовать сильно впитывающиеся краски для листовой офсетной печати. Оттиск перед лакированием должен быть «выдержан» в течение 48 часов в цеховых условиях. Но увеличение «экспозиции» может привести к пересушиванию красочной плёнки с соответствующим ухудшением качества лакирования. Напомним, что на процесс окислительной полимеризации связующих офсетных красок влияют климатические условия в помещении, вид запечатываемого материала, характер его поверхности, толщина красочного слоя, вид пигмента краски, состав применяемого увлажняющего раствора, степень эмульгирования краски в увлажняющем растворе и многое другое. Таким образом, на адгезию УФ-лаковой плёнки к красочным оттисками значительно влияют режимы закрепления последних. В частности, плохое высыхание оттисков отрицательно влияет на адгезию УФ-лаковой плёнки. Для лучшей адгезии следует использовать печатные краски на впитывающейся основе с низким содержанием связующего, закрепляющегося только окислительной полимеризацией. При этом в краски не рекомендуется вводить добавки, а несоблюдение рекомендаций технологических инструкций при печати может обернуться эффектом «апельсиновой корки» лаковой поверхности.
Изменение цвета УФ-лакированного оттиска | Печально знакомая ситуация, когда на офсетном оттиске, отпечатанном в присутствии заказчика согласованными с ним красками, после УФ-лакирования меняются цвета. Причина, например, в низкой щёлоче- или кислотостойкости (при использовании лаков на основе кислотоотверждаемых эпоксидных композиций, т. н. катионных УФ-лаков) пигментов, формирующих цвет выбранной краски. Об этом не подозревал заказчик или не поставил исполнителя в известность о последующем УФ-лакировании продукции. Если лакирование проводится на другом предприятии, ошибка превращается в мину замедленного действия.
P. S. Раньше технологии лакирования были обращены к людям неробкого десятка. Работали водоспирторастворимыми лаками, были и «чисто» спирторастворимые. Видимо, от этих технологических вариантов наследуется этимология выражений типа: «покрыть лачком» и «лакирнуть», что имеет отдалённое отношение к данному сообщению. Мы лаками кроем.
* Окончание, начало в № 6.