Большая часть цифровых печатных машин работает по принципу электрографии, когда печатающие и пробельные элементы электронной формы имеют разный потенциал электрического поля. Но способ не единственный — в ч/б печатных машинах Oce с успехом используется магнитография: печатающие и пробельные элементы имеют разную степень намагниченности, а скрытую печатную форму проявляет тонер с магнитными свойствами.
Полгода назад флагманская модель Oce ЦПМ VarioPrint 6250 была установлена в салоне оперативной полиграфии «Вовремя». Мы побеседовали с исполнительным директором Игорем Манякиным и руководителем проекта Арсеном Манукяном.
Цели покупки. Машина покупалась под две основные задачи: печать ч/б блоков брошюр, в т. ч. большого объёма; персонализация предварительно запечатанных офсетом листов и печать переменных данных (в ч/б варианте).
Конфигурация. Для обеих задач было важно быстродействие: офсетные тиражи большие, персонализация рассматривается заказчиком как вспомогательная операция (тираж-то уже напечатан!), и времени на неё выделяется мало.
Поэтому была выбрана старшая модель, способная печатать со скоростью 125 листов А4/мин* при одновременной запечатке лица и оборота. При такой скорости машину не всегда удаётся полностью загрузить, зато она отлично справляется с пиковыми нагрузками, характерными для оперативной полиграфии и цифровой печати.
При всей соблазнительности от онлайн-брошюровщика на скрепку отказались: имеющаяся офлайн-брошюровка давала бόльшую гибкость при разнородных заказах, заказы обрабатывались с нескольких ЦПМ. Да и необходимость печати на А4 для получения блока А5 не радовала — увеличивалась себестоимость оттиска в силу специфики поставки материалов в рамках сервисного контракта.
Опыт эксплуатации. VarioPrint 6250 вполне справляется с основными задачами, сформулированными при её покупке. Например, печать в разумные сроки тиражей «толстых» книг в твёрдом переплёте по 400–600 полос — лишь бы устройство КБС позволяло надёжно скреплять их блоки.
Особенно хорошо производится персонализация офсетных оттисков. Во-первых, тонер Oce очень похож на офсетную краску по плотности и «фактуре» плашки. Во вторых, температура закрепления тонера (около 100°C) значительно ниже, чем в электрографических устройствах (от 180°C), а потому нет проблем с устойчивостью офсетной краски, как и со «вспучиванием» глянцевой бумаги при повышенной влажности последней.
Качествo печати Манукян охарактеризовал как «офсетное без лазерного блеска», а Манякин заметил: «Оно вполне устраивает заказчиков, а значит, и нас».
Развитая система подачи позволяет машине прекрасно работать со всеми типами бумаг. Выполнялись даже небольшие заказы на крафт-бумаге (дизайнерские меню для дорогого кафе). Интересно, что скорость печати не уменьшается с ростом плотности листов.
И всё же с бумагой надо обращаться как положено, избегая перепадов температуры и влажности. Иначе она пойдёт волнами и станет непригодной для запечатки. Автор собственными глазами видел напечатанный офсетом тираж, который привезли для персонализации, но из-за волнистости бумаги это было совершенно невозможно — заказчику пришлось перепечатывать и везти новый тираж.
С оттисками, запечатанными на VarioPrint, гораздо легче работать на послепечатном оборудовании, чем с оттисками из других ЦПМ (хозяевам было с чем сравнивать, у них установлены разные машины). Во-первых, из-за более низкой температуры печки бумага меньше закручивается. Во-вторых, отсутствие электрических полей в печатном механизме заметно уменьшает слипание листов под действием статического электричества. Наконец, лист попадает в печку уже запечатанным и с лица, и с оборота, что исключает обычную для ЦПМ разницу длины изображения в 1–2 мм на сторонах листа.
Выводы
Низкотемпературный тонер, отсутствие статических электрических полей и независимость скорости печати от плотности материала сделали магнитографию весьма привлекательной для цифровой печати.
*Эквивалентно 7,5 тыс. отт. А3 в час, на уровне младших моделей малоформатных офсетных машин.