Треппинг «по умолчанию»
По-настоящему уйти от проблемы несовмещения можно, только отказавшись от многокрасочной печати. Но если желание печатать «многоцветку» пересиливает, готовьтесь… Причём проблем более чем достаточно: с субъективными разбираются индивидуально, а большинство объективных можно и должно решать на стадии допечатных процессов, ПО которых подарило нам слово «trapping».
В одном из приложений эта замечательная процедура позволяет увеличивать линейные размеры светлых графических элементов оттиска при наложении их на тёмные, компенсируя яркостные перепады, вызванные неточным наложением красок друг на друга при печати. Перепады формируются как белым контуром бумаги, так и цветным контуром наложенных друг на друга перекрытых красочных изображений. Очевидно, что при несовмещении неизбежно будут присутствовать оба типа контуров.
Если неизвестно, какие значения треппинга задавать для компенсации, их подскажут те же программы компьютерной вёрстки. QuarkXPress при включённом треппинге «по умолчанию» задаёт
0,144 пт. Поскольку пункт в этой программе равен 0,352 мм, получаем 0,05 мм. Если учесть, что XPress задаёт значения треппинга, как говорится, «на одну сторону», то реально полученное нами число превращается в допуск ±0,05 мм, или величину несовмещения, разрешённую Технологическими инструкциями при печати на мелованных марках бумаги.
Но можно задавать треппинг и самостоятельно, основываясь пока на чужом опыте. Современная литература по допечатным процессам предлагает базовые таблицы рекомендуемых значений треппинга для основных видов печати и типов запечатываемого материала. Отметим, что использование их даёт, как правило, исходные данные, которые затем уточняются практикой работы конкретного полиграфического предприятия. Применительно к офсету см. табл. 1.
Табличные значения треппинга превышают несовмещения, разрешённые Технологическими инструкциями. При этом большинство производителей гарантирует для своих офсетных печатных машин более высокую точность совмещения при многокрасочной печати. Каковы же и от чего зависят «нужные» значения треппинга?
CMYK
Для пары Y-М, очевидно, более светлая Y «прячется» под более тёмную М. А если пара М-С, то какая краска светлее и как их наложить друг на друга без образования заметного контура?
Тут не обойтись без рекомендаций Adobe. Именно она предложила и реализовала методику расчёта светлоты контура цветного объекта, полученного в результате треппинга, по нейтральной плотности (N) каждой краски триады. Adobe предложила и табличные значения N для плашек различных триад красок (табл. 2).
Поскольку N учитывает нейтральную составляющую цветов, то определить, какой из объектов, М или С, светлее, и правильно провести треппинг можно по разности их значений. (Очевидно, что в обоих случаях светлее С, его и «прячем» под М.)
На основании данных из таблицы можно рассчитать N и для растровых объектов, сформированных в результате наложения красок триады.
N = –N(K) × Lg[1 –Sотн (1 – 10 –N(color) : N(K))],
где N — нейтральная плотность растрового поля триадной краски;
N(К) — табличное значение нейтральной плотности чёрной краски триады;
N(color) — табличное значение нейтральной плотности триадной краски;
Sотн — относительная площадь растровой сетки триадной краски.
Методика применима для сравнения любых составленных из СМYК цветов, а поскольку мы имеем дело с логарифмическими величинами, то N составного цвета рассчитывается как сумма N формирующих его красок.
Когда в состав растровых фонов, формирующих цветной печатный элемент, входят цвета, именуемые в некоторых изданиях «родственными», треппинг можно не делать вообще. Например, при наложении однокрасочных на бинары, имеющие общую краску, или бинаров, имеющих одну общую краску, друг на друга. Или при печати чёрным по цветному — надпечатке (overprint).
Бывают случаи, когда треппинг для прозрачных печатных материалов рассчитывается по методике, применимой для кроющих красок. Например, для местного лакирования прозрачными лаками используют надпечатку, как для кроющих красок, но со своими расчётными значениями.
Порой компенсировать несовмещение в трёхкрасочном тексте, отпечатанном по белой бумаге, нереально. Основная проблема — белый фон, подчеркивающий малейшее несовмещение. Поэтому желательно ещё на допечатной стадии избегать применения, например, трёхкрасочных шрифтов малого кегля светлого начертания (шрифт должен быть не менее 4 пт, полужирного начертания, рубленый), тонких линий, вывороток на сложном цветном фоне и т. п. Если же необходимо иметь на оттиске сложные (например, «фирменные») цвета, то дешевле и спокойнее использовать при печати смесевые краски Pantone вместо «сложенных» из СМYК цветов.
Кроющие краски
Рассмотренный метод расчёта N верен только для прозрачных триадных красок и не подходит для печати кроющими Pantone. А если кроющих красок несколько, для корректного выполнения треппинга нужно указать порядок их наложения, хотя и это не даёт гарантии от ошибок. Так, «серебро», имеющее малое значение N, нужно печатать последним, а все прочие краски «втягивать» под него. К сожалению, в таких ситуациях трудно подобрать приёмы треппинга, адекватно учитывающие взаимодействие прозрачных триадных и кроющих смесевых красок. Расчёт неоднозначен, например, применительно к «бронзе» и «серебру», с которых каждый последующий крас-копрогон «съедает» интенсивность «металла». Хотя при формировании такого файла можно использовать специальные таблицы пар треппинга (trap pair), но на практике, к сожалению, это не всегда даёт правильный результат. Тогда треппинг задают или «вручную», руководствуясь собственным опытом, или приблизительным пересчётом N.
Удвоим треппинг втрое!
Понять, что заданное значение треппинга было недостаточным, можно по одному оттиску. А вот на вопрос, насколько избыточен заданный треппинг, ответит только «следствие», с тщательным изучением всего тиража и «разбором полётов» по всей технологической цепи. И не по контрольным шкалам, а по конкретному совмещению каждого сюжета на каждом листе. Примечательно, что заведомо избыточные значения треппинга, обеспечившие сложному заказу его исполнение «с первого предъявления», укореняются в практике полиграфических предприятий и передаются верстальщиками друг другу как тайное знание. Одним словом, треппинга у нас много не бывает…
Таблица 1. Значение треппинга для различных типов печатного оборудования и запечатываемых материалов