101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Вся рулонная рать......

  • Игорь Терентьев
  • 24 октября 2008 г.
  • 9530

В полиграфической отрасли России типографий, оснащённых рулонными офсетными машинами, относительно немного (по разным оценкам, от 150 до 400, чаще всего эксперты называют число 300). Увы, таковы российские реалии: объективных и заслуживающих безусловного доверия данных о разных секторах полиграфии почти нет. Но можно не сомневаться, что совокупный объём издательской продукции, выпускаемой рулонной «ратью», намного больше тиражей, изготавливаемых листовым способом. А в газетном секторе рулонный офсет незаменим.

Чтобы оценить текущее состояние рынка рулонного оборудования, выявить тенденции и прояснить перспективы, мы провели виртуальный круглый стол с поставщиками. Всем компаниям, отметившимся хотя бы одной инсталляцией новой рулонной машины, мы задавали одинаковые вопросы. Ответы проанализировали и обобщили, данные об инсталляциях свели в две таблицы. Первая даёт представление о том, кто есть кто в разных секторах оборудования, вторая (стр. 34) демонстрирует основные параметры работающих в типографиях машин (запущенных с 1989 г.). Картина, к сожалению, не полна. Мы не смогли получить достоверных данных об инсталляциях Рыбинского полиграфкомбината в период с 1989 г. до его банкротства. Нет данных о запусках б/у оборудования — эта область ждёт своих исследователей. Из-за отсутствия сведений по «рыбинским» машинам мы решили воздержаться от традиционных диаграмм с долями рынка, хотя вся остальная информация у читателей есть, — мы привели инсталляции к общему знаменателю в виде условных печатных пар красочностью 1+1. Однако нельзя забывать о различиях в классах машин (обычно явно выражающихся в цене и оснащении) — немецкое, американское, индийское и отечественное оборудование даже при сходных характеристиках, как правило, находится в разных ценовых категориях и именно в приведённой последовательности.

Рынок

Хотя традиционно рынки журнальных и газетных (книжных) машин рассматриваются отдельно, налицо их сближение — современные технологии делают возможным выпуск полукоммерческой продукции на газетном оборудовании. Появились и типографии, имеющие оба типа машин. Поэтому мы посчитали правильным рассмотреть ситуацию в комплексе, выделив каждое направление там, где это уместно.

Среди системных интеграторов и производителей инсталляциями газетных машин отметились (перечисляются по алфавиту, в скобках — представляемый производитель): H.G.S. (manroland), Oriental Pro (Grafitek International), Print Stock (K. K. Printing Machings), «Вега Холдинг» (The Printers House), «ВИП-Системы» (Tensor), «Внешмальтиграф» (Manugraph-DGM), «Гейдельберг-СНГ» (сейчас — Heidelberger Druckmaschinen WEB-Solutions CEE, представляющая часть линейки GOSS International), «КБА-РУС» (KBA), «ЛИТЭКС», «НИССА Медиапроект» (газетные машины GOSS International), «Пресслайн» (Pressline), «Стентор Полиграф».

«ЛИТЭКС» и «Стентор Полиграф» — два из оставшейся горстки отечественных производителей, выпускающих полиграфическую технику. Образованный на базе обанкротившегося Рыбинскполиграфмаша «ЛИТЭКС» с 2006 г. возобновил выпуск трёх моделей рулонных машин — газетной ПОГ2-84, книжных «Книга-84» и «Книга-70». Уже сделано 26 инсталляций. Компания также несёт тяжкий груз технической поддержки множества типографий, работающих с отечественным оборудованием: как отметил её директор по качеству Юрий Матвеев, «приходится держать полный архив документации за десятки лет, поскольку иногда поступают заказы на запчасти для машин, выпущенных 40 лет назад».

«Стентор Полиграф» наладила выпуск оригинальной по конструкции машины «Фактор-90», установив в общей сложности 102 печатных модуля 1+1 в 17-ти типографиях от Южно-Сахалинска до Поволжья.

Среди рыночных изменений последних лет стоит вспомнить покупку GOSS International рулонного подразделения у Heidelberg. Однако это не означает, что теперь все продажи GOSS сосредоточены в одних руках. Эксклюзивным дистрибьютором газетных машин GOSS в России с 2004 г. стала «НИССА Медиапроект». Исключение — две модели, ранее выпускавшиеся Heidelberg: Mercury и Mainstream. В России и трёх десятках стран Восточной Европы, включая Австрию, интересы GOSS по этим газетным машинам и всем журнальным представляет Heidelberger Druckmaschinen WEB-Solutions CEE (Центральная и Восточная Европа). Кстати, именно сделкой между GOSS и Heidelberg директор Heidelberger Druckmaschinen WEB-Solutions CEE Кати Рокариес объясняет закрытие проекта по выпуску машины Mercury на базе Рыбинскполиграфмаша. Единственная выпущенная машина работает, а существование на одном континенте двух заводов, делающих близкое по характеристикам оборудование, руководители GOSS признали нецелесообразным. Ещё одно важное мировое слияние двухлетней давности — индийская Manugraph в конце 2006 г. за 19,2 млн долл. купила американскую DGM (обе лидировали на домашних рынках в секторе газетных машин одинарной ширины) — усилило позиции в России эксклюзивного представителя «Внешмальтиграф». По итогам текущего года компания получила от Manugraph-DGM приз Performance Award как лучшему среди 7-ми эксклюзивных партнёров по всему миру. При вручении приза учитывается уровень сервиса. В период с 2003 г. по середину 2008 г. на территории СНГ было установлено около 90 печатных машин CityLine Express. Ещё 14 находятся в разных стадиях поставки. Плюс к этому с 2007 г. до конца 2008 г. число установленных высокоавтоматизированных газетных линий HiLine должно достичь семи.

Более семи лет поставлявшая в Россию и СНГ технику Pressline India (22 комплекса, 140 секций) компания «Апостроф» в 2007 г. решила сменить производителя. Как отметила руководитель отдела продаж офсетных рулонных машин Oriental Pro (фактически — правопреемник «Апостроф») Юлия Прудентова, «решено сделать ставку на более перспективного индийского производителя Grafitek International (его техника устанавливалась ещё в советских газетных типографиях), выпускающего машины под маркой FAST, обладающего современным производством и позволяющего нам лучше реагировать на возросшие запросы заказчиков». Что касается Pressline, то Oriental Pro продолжила обслуживание гарантийных сервисных контрактов. А дальнейшим сервисом и продажами этой марки занимается вновь созданная российская «Пресслайн», о чём сообщил её генеральный директор Валерий Валуйский. Ещё одна смена поставщика замечена за индийской маркой Ronald (не путать с похожей, но немецкой), принадлежащей K. K. Printing Machings. С 2002 г. эти машины продавала в России «Аквалон», а в начале 2007 г. начала продвигать ГК «Терра-Принт», позже открывшая дочернюю Print Stock. Её директор Сергей Денисюк отметил: «Сектор рулонных газетных машин одинарной ширины показался перспективным. За 1,5 года мы только в России установили 18 секций. Всего же в стране работает 8 машин (49 секций) Ronald плюс 3 на Украине и 6 в Казахстане». По его мнению, важнейшим фактором успеха индийских газетных машин в России стало банкротство Рыбинскполиграфмаша.

Весной 2008 г. официальное соглашение о дистрибуции американских газетных машин Tensor заключила компания «ВИП-Системы». Первые результаты (хотя часть поставок выполнялась напрямую) есть: уже в трёх российских типографиях работают машины Tensor (44 секции 1+1).

В журнальном рулонном секторе фактических игроков (могущих похвастаться инсталляциями новых машин) всего два — manroland и GOSS International. У первой в России есть собственное представительство и многолетний партнёр — H.G.S. Интересы второй по журнальному направлению представляет Heidelberger Druckmaschinen WEB-Solutions CEE, с отделом рулонного оборудования и сервисной поддержки, также расположенными в Москве совместно с «Гейдельберг-СНГ». Проекты такого масштаба обсуждаются годами, а в последние два года лидерство по количеству инсталляций перехватила manroland, к тому же активно растущая «вверх» по полосности запущенных машин. В российских типографиях работает уже три 48-полосных журнальных машины Lithoman против двух 24-полосных Sunday 2000 и двух 48-полосных Sunday 4000, установленных ещё под маркой Heidelberg.

Жизнь замечательных инсталляций

Мы попросили поставщиков рассказать о наиболее интересных инсталляциях. Но, учитывая обилие материала, здесь мы опишем лишь ярко иллюстрирующие тенденции рынка рулонного офсета.

Как известно, во времена СССР много чего не было — от секса до цветных газет. И если с первым всё легко наладилось, то приход в Россию общемировой газетной тенденции перехода на цветную печать изрядно подзадержался. Только на пороге тысячелетий у издателей появилась возможность выпускать полностью цветные газеты, гораздо более привлекательные для читателей и рекламодателей. Вот мнение генерального директора «Вега-Холдинг» Владимира Мельниченко: «Именно появление газетных машин в башенных конфигурациях, печатающих 4+4 за один прогон и в России тогда невиданных, дало сигнал издателям к переходу на цвет». В похожем ключе высказался и руководитель рулонных проектов H.G.S. Олег Румянцев: «Машины Uniset в "Прессе-1" стали пионерами качественной цветной газетной печати в России. Это тот случай, когда предложение цветной печати формировало спрос».

Кто установил самую первую газетную машину для печати 4+4 в нашей стране, узнать вряд ли удастся. Одно несомненно: новинку «распробовали» и начали интенсивно тиражировать. В столице и некоторых крупных областных центрах, где объём спроса на такие услуги оправдывал установку мощных и дорогих машин, появились высокопроизводительные Uniset от manroland, первая KBA Comet. В регионах чаще делали ставку на не столь быстрые, но более доступные индийские и отечественные машины. Глядя на содержимое любого газетного лотка в Москве, можно сделать вывод — менее чем за 10 лет газеты практически полностью перешли на цветную печать. Ч/б или двухцветные почти сошли на нет. Выводы подтверждаются изучением списка инсталляций последнего времени — в подавляющем большинстве минимальная начальная конфигурация с башней 4+4 и обязательной рулонной зарядкой и фальцаппаратом. Даже в тех редких случаях, когда начинают с установки секции меньшей красочности, очень скоро проводят модернизацию, добавляя печатные мощности до «полного» цвета. Ведь цвет продаёт и зарабатывает деньги газетчикам. Скорее всего, именно типографии, располагающие машинами для цветной печати, составляют те самые заветные 150, которые называют некоторые эксперты в ответ на вопрос о количестве активно работающих рулонных типографий в России.

Аппетит растёт во время еды: в Россию докатилась тенденция гибридной печати в газетных типографиях. Неслучайно побывавший в нашей стране в апреле генеральный директор manroland Герд Финкбайнер отметил: «Россия не отличается от остального мира — все мировые тенденции наблюдаются и здесь». Более того, наши газетные типографии часто не принадлежат каким-либо издательским домам, поэтому могут и должны сами заботиться о заполнении портфеля заказов. Один из интересных инструментов для этого — печать на мелованной бумаге, изготовление полукоммерческой продукции на газетных машинах. Первая гибридная машина Uniset-70 в конфигурации 16 секций 1+1, 6 рулонных зарядок и 2 фальцаппарата была запущена в 2002 г. Оснащена газовой сушкой и обеспечивала печать на газетной и мелованной бумаге одновременно, позволяя на выходе получать комбинированную газету. Опыт был повторен и в других типографиях…

В. Мельниченко («Вега-Холдинг»): «Ничего лучше, чем прямая проводка бумаги по системе GOSS, реализованная в машинах Orient, для цветной газетной печати никто пока не придумал»
Но использование газовой сушки не всегда оправдано: по финансовым соображениям или из-за невозможности разместить габаритное сушильное устройство. Нередко вмешиваются и чисто российские реалии — нет квоты на газ. Альтернативы есть, а самая «модная» только-только начинает осваиваться в нашей стране — УФ-печать. Пионерами выступил «Вега-Холдинг». Мельниченко рассказал нам, что первая машина Orient Super в комплектации 2 башни, 3 зарядки, фальцаппарат с приставкой для третьего сгиба для журнального фальца (А4) заработала в начале 2008 г. на «Батайском полиграфическом предприятии» (Батайск, Ростовская обл.). УФ-сушка от законодателя мод в этой области американской Prime UV установлена на одну башню, добавлены холодильник и вытяжка. Интересно, что владельцы машины используют универсальные валики. Это позволяет регулярно переходить с УФ-печати на обычную и обратно. Таким образом, одна башня используется для печати по мелованной или суперкаландированной и газетной бумаге. УФ-печать внедрена в ещё одной типографии с машинами Orient: «Русские типографии» (Нижний Новгород) модернизировали одну башню с европейским стандартом рубки 546 мм сушкой от Prime UV. Имея два комплекта валиков, здесь также время от времени переходят с УФ-красок на обычные. Поставщики заверяют, что это занимает 1-2 часа. Развивая успех, до конца года «Вега-Холдинг» планирует провести инсталляцию ещё двух линий с УФ-технологией.

В мае 2008 г. «Внешмальтиграф» заключила контракт с типографией «Кубань-печать» (Краснодар) на оснащение УФ-сушкой от Prime-UV одной из газетных линий Manugraph CityLine Express (всего в типографии установлено две таких машины). В конце сентября линия с УФ-сушкой была запущена. Пятую башню HiLine, уже с УФ-сушкой, планируют установить и в собственной типографии «ВМГ-Принт». Как отметил генеральный директор «Внешмальтиграф» Дмитрий Ремизов, технология перспективна, но целесообразна для машин, обладающих достаточно высокой степенью автоматизации, а также более развитыми инструментами управления цветом, включая регулировку красочных зон. Он считает, что переход с УФ-красок на обычные и обратно нецелесо-образен — при правильной организации он может занять полдня. Экономичнее выделить одну или несколько башен только под УФ-печать. Этой точки зрения придерживается большинство поставщиков. У «НИССА Медиапроект» пока нет опыта УФ-модернизации, но до конца года, как надеется коммерческий директор Владимир Кретинин, удастся реализовать несколько проектов: «Затраты для машины типа GOSS Community относительно невелики — 200-250 тыс. долл., зато типография сможет продавать свои услуги дороже. А выполняется модернизация за несколько дней. К тому же в перспективе, по мере роста объёмов, УФ-краски обязательно будут дешеветь».

Большинство поставщиков не считают, что переход на УФ-печать снижает скорость работы машины. Однако с ними не согласен эксперт

 Д. Ремизов («Внешмальтиграф»): «Мы не только расширяем географию поставок, но и растём качественно — уже запущены первые машины серии HiLine»

по печатному оборудованию «ВИП-Системы» Владимир Залётов. По его мнению, можно ожидать потери производительности до двух раз. Есть и другие аспекты, которые он считает важными: нужно тщательно взвесить имеющийся объём заказов для УФ-печати — достаточен ли он для полной загрузки башни; следует учитывать дороговизну обслуживания УФ-сушки (периодическая замена ламп) и повышенный расход электроэнергии. УФ — не единственная альтернатива для работы с мелованной бумагой на газетной машине. Как рассказал Матвеев, заводом «ЛИТЭКС» решена задача печати на легкомелованных марках бумаги. Печатный комплекс в Челябинске оснащён ИК-сушкой, охлаждающей секцией и силиконовым аппаратом, что позволяет печатать с журнальным качеством. Технология отлажена совместно со специалистами Челябинского дома печати.

Насколько альтернативные технологии сушки приближаются к настоящему журнальному качеству — вопрос, который владельцы газетных машин должны решить сами. Неслучайно на Западе подобные продукты называют полукоммерческими, признавая невозможность соперничать в качестве печати с журнальными машинами, оснащёнными развитыми красочными аппаратами и другими средствами для управления цветом. Но в любом случае журналы, каталоги и т. п. на мелованной бумаге можно продать дороже, чем газеты.

Ещё одна тенденция прямо связана с развитием рынка. Увеличивается масштаб новых проектов, растёт спрос на более совершенные и автоматизированные машины, модернизацию. Наиболее современные опции автоматизации пока характерны только для машин немецких и американских производителей: приём данных из допечатных процессов в формате CIP3; автоприводка красок и рубки; дистанционная диагностика.

Глава представительства manroland в России Михаил Байер считает важным, чтобы типографии задумывались не только о количественном, но и качественном росте. Яркий пример — «Типография Михайлова», где установлена гибридная машина Uniset 75 с газовой сушкой. Первоначально типография ориентировалась исключительно на газетную печать, выбирая оборудование по принципу разумной достаточности. Теперь она может более чутко реагировать на изменения рынка. За счёт газовой сушки печатаются еженедельники, каталоги ритейлеров на различных сортах бумаги. «Благодаря высокой степени автоматизации — автоприводке красок и рубки, приёму данных по CIP3, типография вышла на качественно новый уровень», — заверяет Байер.

Ещё один пример иллюстрирует обе тенденции — масштаб и интерес к модернизации. До конца года в типографии «Экстра-М» (Красногорск) будет закончен монтаж дополнительных секций установленной в 2004 г. машины Geoman.

«НИССА Медиапроект» в июле завершила монтаж первой в России машины GOSS Magnum 4 в типографии «Советская Сибирь» в конфигурации с двумя башнями и одной полубашней. Машина оснащена системой управления Omnicon, проектировавшейся для машин старшего класса; поддерживаются дистанционная диагностика и обновление управляющего ПО с завода; принимаются данные из допечатных процессов в формате CIP3/CIP4. Среди особенностей: автоприводка по рубке и по краскам от Q.I. Press Controls. Кретинин пообещал: «По окончанию отладки мы похвастаемся рекордным временем смены тиражей».

 С. Денисюк (Print Stock): «Все хотят работать на лучшем оборудовании, но не у всех хватает денег»
В Oriental Pro считают, что «Издательский дом "Череповец"», где установлена машина FAST 300, — хороший пример качественного роста. Ведь ранее здесь работали только отечественные машины. В конфигурацию вошли 3 башни, 1 полубашня, секция 1+1, 2 фальцаппарата. Среди средств автоматизации — автосклейка, дистанционное управление приводкой. Однако главный инженер Oriental Pro Вячеслав Тургаев предостерегает: «Любая автоматизация требует большей культуры производства. Сложившиеся стереотипы того, как нужно работать, порой мешают внедрению передовых, но непривычных решений». Впрочем (и это тоже тенденция), с увеличением скорости машин растёт и потребность в автоматизации. Залётов считает лёгкость модернизации важнейшим достоинством техники Tensor. Наглядный пример находится не в России, но совсем рядом. «Белорусский дом печати» в 2001 г. начал с башни T-1400, одной зарядки и фальцаппарата. Для комплектации более объёмных изданий использовали листоподборку, но даже это позволило печатать в цвете. Сейчас количество печатных секций довели до 24-х, установили газовую сушку с секцией охлаждения, три фальцаппарата (один — с книжной и журнальной фальцовкой с клеевой секцией), 11 рулонных зарядок. При такой конфигурации можно печатать газету объёмом 80 полос А3 (фальцовка принимает 10 полотен). Установили и систему трёхсторонней подрезки для выпуска коммерческой продукции. Два пульта управления связаны с центральным — машина работает раздельно или на один общий пульт. Среди опций автоматизации: автоприводка, приём данных CIP3, автосклейка.

В «Стентор Полиграф» считают, что компактность конструкции «Фактор-90» облегчает модернизацию и установку в небольших помещениях. В одной из типографий Саратова машину из двух башен 4+4 со встроенной рулонной зарядкой, секции 1+1 и фальцаппарата установили в помещении длиной 11 м и с высотой потолков всего 3,5 м. Машина «Фактор-90» предоставляет интересную возможность — с одной башни и, соответственно, с одного рулона возможна печать одновременно на два фальцаппарата. Рулон на первом фальцаппарате режется пополам, и вторая половинка идёт на другой фальц — одновременно печатаются и фальцуются две разные 4-полосные газеты формата А3. Например, этой возможностью пользуются в типографии «Полицентр» (Арсеньев).

В. Залётов («ВИП-Системы»): «Незаслуженно забытые рубки 610 и 630 мм позволяют получить компактный (берлинский) формат. Например, с рубкой 578 мм мы получим 4 полосы А2, а с 630 мм — 8 полос формата берлинер, очень популярного в современных рекламных газетах»

Валерий Валуйский, генеральный директор «Пресслайн», с этого года представляющей интересы Pressline India в России, отмечает нетривиальные решения на полиграфкомбинате «Наш дом» (Пенза). Из соображений внутренней логистики пришла идея размещать устройства подачи рулонов под прямым углом к линии и подвозить, загружать, выгружать рулоны с одной (тыльной) стороны, а выгружать продукцию с фальцаппарата с другой. Для этого заводом были сконструированы особые поворотные штанги. Кроме того, по требованию заказчика было разработано новое устройств подачи под увеличенный диаметр 1250 мм (вместо стандартного 1040 мм), что сократило расходы при смене рулона в среднем на 50%.

«ЛИТЭКС» считает, что типографиям часто необходимо дооснащение в самые сжатые сроки — в некоторых случаях их удалось сократить до 4-х дней. Например, в типографии «Крестьянин» (Ростов-на-Дону) комплекс увеличен до шести печатных секций и трёх фальцаппаратов. Три машины могут работать раздельно или как одна в совместном режиме. Интересный масштабный проект реализуется в издательстве «Красная звезда» (Москва) — двухуровневая машина балконного построения: на первом уровне рулонные зарядки и подготовка рулонов, на втором печатные секции и фальцаппараты. Всего 4 башенных секции, 2 фальцаппарата и 5 рулонных зарядок. По мере развития типографий растут скорости машин и расширяются форматы рубки. Скорости машин одинарной ширины и развёртки, установленных в последнее время, достигают 35 и даже 45 тыс. об./ч. А бывшая стандартной для газетной печати рубка 578 мм дополняется 546 мм. Это расширяет ассортимент форматов продукции, но не всегда отвечает интересам издателей, которым хотелось бы размещать заказы в типографиях, имеющих резервирование мощностей (по две и более машин одинакового формата).

Развиваясь, типографии осознают преимущества более передовых решений и уходят от простых машин с «ручным» управлением. Самые востребованные опции: дистанционная регулировка приводки (и красочных зон, если возможно), автосклейка. Пневматические приводы натиска и щёточное увлажнение буквально на глазах становятся обязательными атрибутами даже самых доступных марок. А в новых моделях всё чаще реализуются виртуальные валы. В комплексе всё это сокращает время приладки и объём макулатуры, что критически важно в условиях постоянного снижения средних тиражей. В послепечати наиболее популярная опция для модернизации — третий фальц (ударный или ротационный). Ремизов сообщил, что подобную модернизацию провели примерно половина заказчиков «Внешмальтиграф», у «НИССА Медиапроект» доля достигла 40%. В Oriental Pro рекомендуют устанавливать третий фальц уже при инсталляции первой же башни. В зависимости от длины рубки, он позволяет выпускать популярную ныне продукцию в формате, близком к А4, — телегиды, недорогие еженедельники, газеты или книжные тетради (параллельный сгиб позволяет выпускать двойники формата А5). В подобных случаях типография обычно устанавливает автономную линию ВШРА. Такое решение не позволяет получать продукцию со скоростью печати, но обеспечивает дополнительную гибкость — в автономном режиме можно подобрать и сшить любое количество тетрадей. Кретинин отмечает, что для средних и крупных типографий есть смысл задуматься о фальцаппаратах, скрепляющих на скобу (А3) или клеем (А4). Это недёшево, зато достигается максимальная скорость выпуска готовой продукции. Первенец уже эксплуатируется в Калининграде. Одно из следствий расширения конфигураций машин до многобашенных — рост интереса к сложным фальц-аппаратам, обеспечивающим одновременный пропуск нескольких полотен.

К. Рокариес (Heidelberger Druckmaschinen WEB-Solutions CEE): «Технология Sunday (без зазора и графеек), помимо прочих преимуществ, приводит к сокращению отхода бумаги и увеличению запечатываемой поверхности в соответствующих длинах рубки по сравнению с традиционной технологией»
В журнальном секторе явная тенденция к росту полосности и производительности. Причём увеличение выхода продукции достигается не только за счёт роста формата, но и с помощью средств автоматизации: автоприводка красок и рубки; системы управления цветом с замкнутым циклом; поддержка формата CIP3 для настройки красочных зон с возможностью оптимизации (при повторяющихся заказах контроллер машины самообучается); автосмывка и автоматическая смена форм ускоряют смену тиражей; дистанционная диагностика включает не только диагностику проблем, но и анализ организации производства. Отдельные опции часто добавляются уже после запуска машины. Высококачественная журнальная печать шагает в регионы. До конца года в издательстве «Башкортстан» установят 16-полосную Rotoman от manroland. Не совсем обычна конфигурация Rotoman, только что запущенного на «Первом полиграфкомбинате» (подробности во врезке), — на рынке есть спрос на высокотиражную печать, красочностью более 4+4.

Рокариес отмечает, помимо повышения полосности, явную тенденцию к уменьшению размера рубки — от 630 мм переходят к 590 и даже 578 мм.

Перспективы

Поставщики газетных комплексов настроены оптимистично — в России всё ещё явный дефицит современных печатных мощностей. Большинство «газетчиков» заявляет о готовности принять активное участие во внедрении УФ-печати. А что нас ждёт в 2009 г.?

В «НИССА Медиапроект» заявили о крупном проекте в Московской газетной типографии (МГТ), запуск которого намечен на начало 2009 г. Это будет первая в России GOSS Uniliner 75 — машина двойной ширины и двойной развёртки цилиндров; одна из башен (одинарной ширины и двойной развёртки) с газовой сушкой.

В стадии поставки находится и первая газетная машина Manugraph с газовой сушкой, об этом сообщает «Внешмальтиграф».

«ЛИТЭКС», уже внедрив безваловый принцип в книжных машинах, в будущем году планирует реализовать такой же подход в газетных. В журнальном секторе уже который год все ожидания по взрывному росту упираются в пресловутые таможенные пошлины на бумагу и

М. Байер (manroland): «Мы видим перспективу в России и для машин большей полосности. Три 48-полосных Lithoman — это только начало». Справа на снимке: О. Румянцев (H.G.S)

готовые печатные продукты. Устранение дисбаланса даст резкий толчок развитию полиграфии, особенно рулонной журнальной печати, где доля стоимости бумаги в себестоимости конечной продукции максимальна. Предмет особой гордости H.G.S. и manroland — намеченная на 2009 г. первая в России инсталляция журнальной 32-полосной машины с газовой сушкой Euroman в «Поволжском доме печати» (Тольятти). Типография планирует работать на всё Поволжье, рассчитывает на дополнительную загрузку из соседних областей. Она будет первой в регионе, предлагающей печать с сушкой на мелованной и суперкаландрированной бумаге. Euroman впервые выпущена в 2007 г., а по качеству печати занимает нишу между журнальными машинами типа Lithoman и полукоммерческими газетными. Высокая автоматизация обеспечивает быстрый переход с одного вида бумаги на другой.

Сразу три новых журнальных машины GOSS — две M-600D и одна Sunday 4000/48 — будут установлены в 2009 г. в ПК «Пушкинская площадь» (подробности во врезке). Кроме того, Рокариес отметила: «В России мы видим интерес к только что показанной машине M-600 Folia, причём со стороны листовых и рулонных типографий. Для листовых, стремящихся повысить производительность и выйти в рулонный сектор, одна из важных причин — отсутствие необходимости в сушке. Интерес больших рулонных типографий объясняется печатью обложек». О проектах говорить пока рано — первая Folia будет установлена в 2009 г. в типографии во Франции, тогда как печатная машина, продемонстрированная на выставке Drupa, останется на заводе для демонстраций и дальнейших тестов.

 


Инсталяции новых рулнных машин в Росси (после1989 г.)

Оснащение российских рулонных офсетных типографий.


Третья очередь «Первого полиграфического»

На пресс-конференции подробностями о проекте делились представители «Первого полиграфического комбината», manroland и H.G.S.

«Первый полиграфический комбинат» стал первым среди журнальных типографий в России по производительности: в строй введена 3-я очередь оборудования. С момента подписания первого контракта в 2003 г. и до пуска 1-й очереди прошло всего 560 дней. А если считать от первого вбитого колышка на стройплощадке, то 20 месяцев. За это время буквально в чистом поле было построено здание комбината, прошли обучение печатники и другие специалисты. На период стройки выпали две зимы, но, по словам генерального директора Александра Фокина, это не самое худшее, что досталось на их долю. Гораздо страшнее оказались бюрократические преграды: чтобы начать строительство в Московской обл., нужно получить более 240 согласований. Если следовать процедуре, то строительство комбината продолжалось бы до сих пор. Поэтому сознательно был выбран путь нарушения этих правил. Разумеется, все необходимые согласования были получены, но уже параллельно процессу строительства. Перед началом работы был большой этап — выбор технологического оборудования и его поставщика. В тендере участвовали уважаемые компании-производители: Goss, Heidelberg, KBA, Mitsubishi, manroland. Не секрет, что все основные сложности начинаются в период первых пробных пусков оборудования. При возникновении проблем сопряжения машин разных поставщиков, каждый видит причину в машинах других производителей. Поэтому участникам тендера поставили условие — продажа, инсталляция, пуско-наладочные работы должны осуществляться одним генеральным поставщиком. Выбирали на основании информации, предоставленной компаниями-производителями; поставщиком стал manroland. На комбинате решили не создавать «зоопарк» машин, поэтому та же концепция — всё оборудование из одних рук — применялась и при выборе отделочного оборудования. Здесь предпочтение было отдано Muller Martini, так как она поставляет весь необходимый ассортимент: вкладочно-швейно-резальную, клеевого скрепления, транспортирующую и приёмно-прессующую технику. Вопрос повышения надёжности предприятия решался путём дублирования комплекта брошюровочного оборудования для усиления отделочного участка типографии, параллельно с закупкой и установкой печатных машин.

Подарок от manroland — Щелкунчик как символ способности типографии «раскусить» самые сложные «орешки»…

В сентябре на комбинате официально ввели в строй две новые журнальные печатные машины с иной длиной рубки бумажного полотна, чем у ранее установленных: manroland Lithoman IV и Rotoman 65 (620 мм), и производственный потенциал комбината увеличился почти вдвое (21 млрд краскоотисков, или 240 млн журналов в год). Таким образом, завершился процесс дублирования всего комплекса оборудования, что значительно повысило надёжность и стабильность работы комбината. Если раньше приходилось отказывать в выполнении некоторых заказов по причине технологической невозможности производства или отсутствия места в

Один из винов-ников торжества manroland Lithoman IV вскоре после пуска работал на скорости
30 000 об./ч

производственном графике, то сейчас ситуация значительно улучшилась. Расширилась и линейка форматов изданий. Сейчас на комбинате используется 5 брошюровочных линий и дублированные единицы печатной техники — в распоряжении заказчиков и технологов 6 рулонных и 2 листовых печатных машины для достижения эффективного экономического результата, т. е. издержки минимальны, а стоимость продукции ниже.

В том, что половина российских журналов печатается за границей, не последнюю роль играет себестоимость изготовления. Из-за импортной пошлины на мелованную бумагу отечественные типографии оказываются заведомо в невыгодном положении по сравнению с иностранными коллегами. Но, так или иначе, журналы начинают возвращаться на родину. На «Первом полиграфическом комбинате» начали печатать еженедельник «7 дней». Конечно, не весь тираж (пока 300 тыс. из более чем миллиона экз.), но и это хороший объём. Теперь часть тиража «7 дней» поступает в продажу на день раньше, что важно для ТВ-гидов. А комбинат приобрёл перспективного заказчика. — Д. Старцев

 


Успех «Внешмальтиграф» — в партнёрстве

дна из старейших компаний на полиграфическом рынке России, «Внешмальтиграф» была основана в 1989 г. В первые годы это было совместное предприятие с Manugraph. Эта индийская компания до 1989 г. поставляла до 80% своих печатных машин на рынок Советского Союза, всего было поставлено около 2000 печатных секций. С 1989 г. «Внешмальтиграф» поставил в России и СНГ более 1000 секций. Сейчас это крупный холдинг, в который помимо компании, занимающейся поставками оборудования, входят также «ВМГ-Трейд» (расходные материалы), «ВМГ-Пейпа» (бумага). На базе типографии «ВМГ-Принт» работает собственное издательство. Типография является уникальной учебной площадкой, где руководство типографий-заказчиков может непосредственно ознакомиться с процессом печати цветных газет на оборудовании Manugraph, а печатники и технический персонал пройти специализированный курс обучения. Помимо функций демозала и учебного центра, «ВМГ-Принт» — это крупная газетная типография, перерабатывающая около 700 т газетной бумаги в месяц.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Мир ламинаторов: рулон в широком формате

Сегмент широкоформатных рулонных ламинаторов до введения антироссийских санкций был представлен на рынке несколькими международными компаниями и чуть меньшим числом китайских производителей. Сейчас свои решения в этой области предлагает уже пара десятков производителей, и объясняется это не только ростом рекламного рынка. Сыграли роль появление отечественных брендов, которые стали поставлять под своей торговой маркой малоизвестные ранее китайские ламинаторы, а также стремление ряда компаний расширить свой ассортимент.

С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.



Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59


LOGO

«Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-63551 от 30.10.2015 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Политика обработки персональных данных

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
КОНТАКТЫ
  • Руководитель проекта
  • Денис Самсонов
  • denis@osp.ru
  • Главный редактор
  • Дмитрий Старцев
  • dimastar@publish.ru
  • Рекламный отдел
  • Александра Козлова
  • kozlova@osp.ru
LOGO

Авторские права на все статьи, размещённые на сайте Publish, принадлежат издательству "Открытые системы". Их полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом допускается только с письменного разрешения правообладателя..

12+

© 1996-2024, ООО «Издательство «Открытые системы»