101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Пока солнце взойдёт, туман очи выест

  • Александр Шнайдер
  • 16 декабря 2008 г.
  • 5159

Вот уж не думал, что доживу до времён, когда читатели моих статей назовут меня оптимистом… И тем не менее, пользователи полиграфического портала printforum.ru, знакомые с моими октябрьскими размышлениями, сочли (при обсуждении темы «кризис и полиграфия»), что мои прогнозы «слишком радужны» для состояния, в каком пребывает сегодня отрасль.

Это означает лишь одно. Впервые за долгое время многим стало по-настоящему плохо. И страшно. А я ведь вас предупреждал! Теперь, наконец, вы меня услышали. Жаль, что поздно.

Мы — все мы — ещё до конца не понимаем, что впереди. Мы только-только подошли к краю бездны и заглянули в неё. Настоящее падение ещё не начиналось…

***

Вторая половина уходящей осени позволила увидеть смутные очертания того, что ждёт отрасль.

По интернет-конференциям бродят списки типографий, которые или «уже», или «вот-вот». Банки и лизинговые компании прощупывают почву: кто из заимодавцев-полиграфистов сможет платить хоть что-то, а кто не сможет совсем. Электронная почта наводнена предложениями о продаже печатного оборудования «из московского региона»; при этом все понимают, что продать сегодня что-либо, даже дёшево, почти невозможно. Поставщики готовятся выкупать у кредитных организаций оборудование, возвращённое типографиями или изъятое в связи с невозможностью обслуживания долгов.

Кардинальные изменения произошли на рынке труда. Наконец-то у работодателей исчезли проблемы с персоналом. Количество соискателей, потерявших работу, превышает все разумные пределы. Увы, воспользоваться этим «кадровым пиршеством» некому. Вакансий сейчас почти нет: чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить толщину еженедельника «Работа и зарплата» сейчас и пару месяцев назад. Ещё в конце сентября вакансии типографий занимали 10-12 страниц, сегодня — от силы 3-4 (и почти без модульной рекламы).

Самый интересный, наводящий на размышления факт — отчётливо видимое «отсутствие Нового года».

Такова ситуация на данный момент. Что у нас впереди?

В начале ноября наша типография совместно с порталом «Принт-Форум» провела круглый стол на тему «Полиграфия и кризис» с участием директоров ведущих типографий Москвы. Горячее обсуждение ситуации позволило выделить основные черты ближайшего будущего.

  1. Объём полиграфических заказов резко упал и продолжает снижаться. Оснований надеяться, что он восстановится зимой или весной следующего года, к сожалению, нет. Зимние месяцы и в обычные годы — самые слабые по активности заказчиков, а теперь даже представить невозможно, насколько упадёт спрос.
  2. 2. Как это ни прискорбно, есть все предпосылки для снижения цен. Кто-то из участников называл цифру 15%, другие — 20-30%. Но всем ясно, что зарабатывать типографиям крайне сложно даже при действующих ценах. И ничего не поделаешь — ради поддержания хоть какого-то cashflow печатать будут практически в убыток, лишь бы не стоять.
  3. Очень сильно по спросу на полиграфические услуги ударит неизбежное ужесточение условий оплаты. Возникшее на рынке тотальное недоверие игроков к платежеспособности друг друга, а также вынужденно жёсткая политика поставщиков не даёт типографиям возможности брать заказы с отсрочкой платежа. Даже пожелай они пойти на такие условия, ничего не выйдет — кризис ликвидности и бедственное финансовое положение не даст возможности кредитовать заказчика, закупая за свой счёт бумагу и расходные материалы. Заказчики же не готовы пока психологически к таким изменениям и давят на подрядчиков, требуя отсрочки.
  4. Всё вышеизложенное вкупе с истекающими по весне сроками погашения кредитов неизбежно приведёт к массовому выходу типографий из бизнеса. Причём — и это очень важно — впервые за много лет начнётся сокращение совокупной ёмкости рынка подрядчика. Другими словами, оборудование будет исчезать — в Европу, в Китай, на склад, даже на помойку, — а не перераспределяться между типографиями, как раньше. До этого суммарные мощности с каждым годом только росли. Тенденции более или менее очевидны всем. Остальное — «серая зона», область догадок и предположений.

Возможно, сокращение предложения полиграфических услуг будет столь значительным, что оставшиеся на плаву игроки почувствуют себя лучше уже к лету. Но с гораздо большим основанием можно предполагать, что кризис в отрасли продлится год или дольше.

Девальвация рубля приведёт к возвращению расчётов в валюте. Отчасти это даже неплохо: большинство кредитов и лизингов последнее время выдавались в рублях. С другой стороны, если курс будет всё время колебаться, это исключит возможность приобретения расходных материалов с отсрочкой платежа и ещё более осложнит взаиморасчёты типографий с клиентами и поставщиками.

А самое главное — мы не знаем, как в наступающем году будут чувствовать себя заказчики. И сколько их останется.

***

Особенность кризисной ситуации в том, что любое прогнозирование, основанное на текущих параметрах ситуации, не является точным уже потому, что не может учесть непрерывно происходящих внешних изменений. Сегодня мы не знаем, что случится буквально завтра; один из явных примеров — внезапно появившийся фактор девальвации рубля, чего ещё недавно никто не предполагал.

Ясно одно: всего за несколько месяцев рынок стал абсолютно иным, и сегодня мы живём и функционируем в совершенно новых условиях — изменчивых, крайне неблагоприятных и беспощадных к ошибкам.

Времени на то, чтобы приспособиться, очень мало, и оно стремительно уходит.

У многих — к сожалению или к счастью? — это время уже истекло.

Об авторе: Александр Шнайдер (www.alexschneider.ru), генеральный директор ООО «Типография "Арес"».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59