101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как найти деньги в собственном кармане

  • Олег Давидович
  • 11 марта 2009 г.
  • 3169

Сейчас многие расстроены отсутствием денег. Ведь ещё полгода назад всё было так хорошо. Практически все мои знакомые полиграфисты купили по новой печатной машине, а те, кто не купил, тоже на жизнь не жаловались. И вдруг бац – кризис! И буквально за полгода деньги куда-то подевались.

Когда я задаю простой вопрос, в плюсе компания или в минусе, в конце ответа после паузы всегда слышу «наверное», или «я так думаю», или «пока крутимся». Смею предположить, что отсутствие реальных данных у руководителей компаний вызвано двумя причинами. Во-первых, никто не любит плохие новости, и лучше думать, что пока не всё так плохо. А во-вторых – это следствие уровня управленческого учёта в компании.

Грамотный управленческий учёт особенно важен для руководителей в период кризиса, когда нужно понимать, на чём зарабатываешь и где теряешь. Из-за его отсутствия у меня на глазах несколько некогда вполне преуспевающих компаний в прошлом году оказались на грани банкротства.

Причина подобного положения дел, на мой взгляд, в чрезмерной занятости. Финансисты готовят налоговые отчёты, заняты поиском кредитных денег и «оптимизацией схем» работы. Руководители с головой погружены в текучку: от общения с клиентами до закупки материалов и настройки оборудования.

Иногда руководитель «выныривает» и просит финансиста подготовить «один отчёт, из которого всё было бы понятно». Обычно такие формы разрабатываются на «коленке» ещё на заре существования компании и остаются без изменений, хотя бизнес мог вырасти за это время в 10-20 раз. Такой отчёт редко позволяет увидеть реальное состояние дел, не говоря уже о показателях эффективности и сравнении их с данными по отрасли.

Управленческий учёт в таких компаниях ограничивается тем, что руководство сравнивает остатки на счетах и в кассе на начало и конец периода, смотрит изменение «дебиторки-кредиторки» и оценивает размер ликвидного склада. После этого делается вывод о заработанной сумме, которая к реальной прибыли отношение имеет весьма отдалённое. А ведь на основе этих данных, достоверность которых проверить практически невозможно, принимаются решения о покупке оборудования, работе с клиентами, долгосрочном развитии. Это приводит вначале к недостатку денежных средств на счетах, потом — к кредитам, выплате процентов… И круг замкнулся — успешный бизнес начинает медленно угасать.

Собственники и нефинансовые менеджеры должны сами разобраться в существующих международных формах и наполнить их содержанием, отражающим реальное положение вещей в компании. Это и есть начало управленческого учёта.

Твёрдо убежден, что формы управленческой отчётности заново изобретать не нужно. Финансисты и бухгалтеры и так периодически готовят три основных отчёта.

Баланс — это моментальная фотография вашего бизнеса на определённую дату. Это ответ на вопросы: что у вас есть и где это находится. Только положив два фото рядом, вы увидите изменения за данный период времени.

План/отчёт о движении денежных средств (ДДС) предоставляет информацию обо всех денежных поступлениях и выплатах вследствие операционной (хозяйственной), инвестиционной и финансовой деятельности компании.

Отчёт о прибылях и убытках (ОПУ).

Другое дело, что готовят они налоговую или финансовую отчётность, ориентированную на внешних пользователей — налоговую инспекцию и другие государственные органы. Основное правило этой отчётности: соответствие жёстким внешним требованиям сбора данных. Для принятия управленческих решений эти отчёты неприменимы.

Отчетом о прибылях и убытках – в управленческом учёте им пренебрегают особенно часто, поэтому рекомендую начать с него. Казалось бы, чего проще: доходы минус расходы равно прибыль. Но вопрос в том, как трактовать расходы и доходы периода. Верно это может сделать только человек, очень глубоко понимающий и «чувствующий» бизнес, — собственник или директор.

Вместе с финансистом нужно взять данные учёта за позапрошлый месяц, стандартную форму ОПУ и дружно её заполнять. Верхняя строчка всегда посвящена выручке. Возможно, вам предложат внести в неё сумму, пришедшую на банковский счёт за месяц. Эти данные должны попасть в ДДС. Но ведь вам нужна сумма по заказам, закрытым в этом месяце, т. е. по которым подписаны акты сдачи-приёмки с клиентами и пришли деньги. Как вариант, можно занести все сактированные заказы без привязки к реальным поступлениям на счёт. После этого вносите все переменные затраты, относящиеся только к этим заказам, и добавляете постоянные издержки по месяцу. Здесь тоже бывает много вопросов. Например, вы заплатили в этом месяце страховку за автотранспорт. Но она рассчитана на целый год: если спишите её в затраты только одного месяца, картина будет искажена.

Вы уже приблизились к цифре реальной прибыли по компании в целом. Следующий, крайне полезный шаг — понять, сколько заработало каждое бизнес-направление. Для этого надо разделить выручку на несколько бизнес-направлений (например, «книги», «журналы», «рекламные брошюры») и разнести по ним все постоянные затраты. Вот здесь и начинается ваше управленческое творчество, базирующееся на доскональном знании бизнеса. Как разделить площади? Какую часть времени тратят менеджеры? Для начала доверяйте опыту и интуиции, не стесняйтесь спрашивать сотрудников. Не стремитесь попасть в копейки – они на общую картину сильно не повлияют. Только грамотный управленческий ОПУ в разрезе бизнес-направлений даёт понимание, на чем можно зарабатывать и куда нужно двигать бизнес. В кризис это даст столь необходимое мужество для принятия сложных управленческих решений.

Об авторе: Олег Давидович (davidovitch@centerprioritet.msk.ru) партнёр московского офиса консалтинговой компании «Центр Приоритет».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что поможет до пожара

Всем известная крылатая фраза оптимистично утверждает, что рукописи не горят. Но, увы, бумага — один из самых пожароопасных материалов, а полиграфическое производство, где применяются горючие расходные материалы и легковоспламеняющиеся краски, представляет собой зону повышенного риска пожароопасности. Как с этим жить — читайте прямо сейчас.

Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».

Отметка «1000» пройдена

В конце октября в московском «Экспоцентре» прошла международная выставка «Реклама 2024». Холдинг «Смарт-Т» представил на своём стенде 19 единиц техники для цифровой рекламной, сувенирной и текстильной печати и раскроя, и среди них — пять российских премьер. Несмотря на то, что самые продуктивные месяцы для отрасли ещё впереди, уже в октябре 2024 г. холдинг достиг объёмов продаж прошлого года, недавно миновав отметку в тысячу инсталляций. О предварительных итогах года, о том, как строится работа в «Смарт-Т», и о том, что планируется в будущем, рассказывает директор по маркетингу холдинга Дмитрий Грацков.

Как дела у книжных типографий

Введение санкций привело к возникновению трудностей для книжной отрасли. Возник комплекс взаимосвязанных проблем — технологических, финансово-экономических, юридических. Первоначально ощущалась нехватка бумаги, печатных красок, запасных частей и комплектующих для оборудования, оборотных средств. Серьёзную угрозу представлял запрет на техническое обслуживание зарубежных полиграфических линий, установленных в российских типографиях. В подобного рода ситуации остро встал вопрос о сохранении доступности книги для массового читателя. Что же случилось дальше и каковы прогнозы на будущее? Читайте прямо сейчас.

День рождения будущего

22 октября 1938 года американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней в отеле «Астория» получили первое ксерографическое изображение способом сухого электростатического переноса. Эта дата неофициально считается днём рождения цифровой печати. Через десять лет состоялась презентация копировального аппарата Xerox Model A, выпущенного Haloid. Популярность копира превзошла все ожидания, и в 1961 году Haloid была переименована в Xerox… Как всё это было и почему?



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40