Один мой знакомый полиграфист при встречах жалуется, что я не привожу данные по отрасли. Друзья мои! А где мне взять эти данные, как не у вас? Что мне сравнивать — скорость приладки на машинах разной мощности, формата и специализации? Оборот компаний? Рентабельность, сами понимаете, тайна за семью печатями. Но сравнить всё же есть что…
Зададимся вопросом: насколько эффективно работает оборудование в полиграфической отрасли? Ответы «нормально» и «7-8, где-то так» не принимаются. Назовёте точный процент времени, когда оборудование печатало продукцию для клиента? Да? Почёт и уважение! А знаете, по каким причинам и сколько времени оно стояло? Можете считать меня занудой, но следующим вопросом будет: «А что вы сделали, чтобы по этим причинам оно больше не останавливалось?» Штрафы не в счёт — карательные меры ещё ни одного бракодела не перековали в честного труженика и передовика производства. Остаётся только понять, с какой скоростью работало оборудование, когда оно всё-таки печатало, и сколько качественных листов из общего количества (включая приладку) произвело.
Как говорит ещё один очень уважаемый мною полиграфист: «хоть круть, хоть верть», а считать нужно. При этом выдумывать, как и с управленческим учётом (см.: № 3, c. 19; http://www.publish.ru/publish/2009/03/
7217898/), ничего не надо — всё давно придумано.
Общепринятый международный показатель общей эффективности оборудования ОЕЕ (Overall Equipment Effectiveness) получается как раз перемножением показателей готовности, производительности и качества, о которых мы говорили выше.
А вот семь простых шагов по началу мониторинга ОЕЕ. Назначаете ответственного (директора/начальника производства) и его помощника (технолога).
Вместе с ними делаете шаблон таблицы для сбора данных: простоев (можно взять из книжки «Общая эффективность оборудования» издательства ИКСИ), скорости работы и качества (см. предыдущий номер). Усилия печатников надо минимизировать: ставьте им только «палки», отсекая напротив типа простоя интервалы на шкале времени.
-
Отменяете штрафы в обмен на правдивое заполнение таблиц.
-
Запускаете мониторинг. Сбор данных в конце каждой смены. Заполнение в режиме реального времени таблиц.
-
Обрабатываете данные. Вначале сами, потом можно поручить секретарю.
-
Вывешиваете графики с динамикой изменения и уже знакомой диаграммой Парето перед рабочими и «самоим собой».
-
Раз в неделю собираетесь с производственниками, анализируете таблицы. Думаете над решением проблем и внедряете улучшения.
Подбиваете друзей и коллег-полиграфистов сделать то же самое. И тогда, возможно, я смогу поделиться с вами появившимися данными по отрасли.
Как видите, многие шаги похожи на налаживание мониторинга качества. Сбор данных — это первое, с чего мы начинаем деятельность по улучшениям на предприятии. Только собрав и проанализировав данные о состоянии дел на производстве, можно понять, за что браться. У кого-то это будет система планирования, у кого-то техническое состояние оборудования и т. д. А потом — даже сможете понять, как сделать так, чтобы оборудование работало, когда печатники обедают.
Организация мониторинга « с нуля» займёт не более месяца. Что самое обидное, в некоторых типографиях данные частично уже собираются. Их надо только немного обработать. Может получиться ещё быстрее! После введения мониторинга ОЕЕ даже бывалые технологи, основное время проводящие в цеху, удивляются количеству простоев, а уж они-то должны этот показатель чувствовать интуитивно. Но чувства чувствами, а цифры цифрами. Простои — ночной кошмар любого производственника. В идеале машины должны работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю, минус время на плановое ТО.
Многие полиграфисты постоянно думают о том, за счёт чего увеличить производительность. Как правило, мысли крутятся в области покупки устройства, автоматизирующего ту или иную операцию. То есть «ищут под фонарём». А проблема решается практически без дополнительных затрат и имеющимися ресурсами. Автоматизация же всего лишь автоматизирует текущий процесс со всеми его плюсами и минусами.
Недавно прочитал книжку, написанную несколькими авторами под редакцией Иосидо Кондо, «Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента». Осталось двойственное впечатление. Конечно, японцы просто «двинутые» на качестве и командной работе, и нам до них далеко. Но есть там несколько очень интересных мыслей, стыкующихся со всеми остальными теориями мотивации. Один из самых сильных мотиваторов — соревнование. Вспомните, с каким остервенением мы гоняем мячики всех размеров безо всякого материального вознаграждения! С одной лишь целью — победить! Вывешивая данные, вы запускаете в людях мощнейший соревновательный механизм. Поэтому не устану повторять: одно присутствие статистики на рабочем месте мотивирует людей работать лучше. И разрез глаз с цветом кожи здесь значения не имеют.
Об авторе: Олег Давидович (davidovitch@centerprioritet.msk.ru), партнёр московского офиса консалтинговой компании «Центр Приоритет».