101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровая авантюра Румянцева

  • Максим Румянцев
  • 16 июня 2009 г.
  • 2753

Самое распространённое толкование слова «авантюра» — рискованное и сомнительное дело, предпринятое в расчёте на случайный успех. Но если покопаться, можно найти и другое объяснение, уже из сонника: «Если вы всё же удержались от участия в авантюре, то в реальной жизни ваше промедление может плачевно сказаться на ваших делах». Генеральный директор типографии «Любавич» (Санкт-Петербург) Максим Румянцев не рассказывал нам о своих снах перед принятием решения о покупке цифровой машины, но признался: решение было отчасти спонтанным, отчасти — из-за боязни не успеть…

Почему решились на открытие цифрового бизнеса, уже имея успешную офсетную типографию?

Открытие состоялось 1 марта 2006 г. Что меня побудило это сделать? Можно сказать, была фобия. Пропаганда поставщиков цифровых решений убеждала, что «цифра» вот-вот победит офсет. Уверенности в правоте тезиса у меня не было и нет, но появилась своеобразная фобия остаться не у дел со всем своим офсетным оборудованием в тот момент, когда «цифра» действительно победит. Хотелось быть готовым к любому обороту событий, уже иметь понимание этого рынка, пусть и не делая больших вложений в очень мощную ЦПМ. Всё-таки проект мне казался рискованным — опыта на этом рынке никакого не было.

Покупка произошла благодаря удачному стечению обстоятельств. В нашем здании появился новый арендатор — компания «Графические технологии», партнёр Xerox. По этому поводу была устроена небольшая презентация со спиртными напитками, на которой я познакомился с руководством «Ксерокс» на Северо-Западе. Слово за слово — и мы уже изучали варианты бизнес-планов, в которых все цифры выглядели весьма привлекательно. Хотя жизнь эти планы, конечно, скорректировала в худшую сторону, надо отдать должное коллегам из «Графических технологий» — они не только помогли со сделкой, но и подыскали руководителя для вновь открытого направления. Купили мы тогда Xerox DocuColor 8000.

Сейчас, анализируя результаты разных проектов (их у меня, помимо основного, было около десятка), должен признать — удачно закончился только выход на рынок цифровой печати. Инвестиции вернулись позже, чем планировалось, — к концу третьего года. Я это связываю и со своими ошибками, и с тем, что в 2006 г. рынок еще очень бурно развивался, а уже в 2007 г. предложение услуг вышло на уровень спроса. И многие «офсетчики», последовавшие моему примеру и тогда купившие ЦПМ, даже вынуждены были позже закрыть эти направление. А для меня проект «Циферблат» оказался неожиданно прибыльным, а сейчас, в начале 2009 г., даже лучше себя чувствует, чем «Любавич». Среди причин этого — как раз к новому году (через три года после старта) мы полностью выплатили лизинговые платежи по Xerox DocuColor 8000.

А удалось добиться какого-то синергетического эффекта за счёт сочетания возможностей офсетной и цифровой типографий?

Есть несколько моделей развития. Например, типография «Капли дождя» интегрировала ЦПМ в офсетное производство. Мы разделили направления: цифровая типография — отдельное юрлицо. Но для нашего цифрового бизнеса наличие дружественной офсетной типографии «под боком» — безусловный плюс. Называть это громко «синергией» я бы не стал, но возможность получить дёшево и быстро доступ к мощному послепечатному оборудованию (а оно, порой, стоит дороже, чем ЦПМ) помогает бизнесу на «цифре».

Есть определённая польза и для офсетной типографии. Менеджеру удобно принять офсетный заказ, а если в пакете заказов есть цифровой тираж — адресовать заказчика на второй этаж. При этом и заказчик не теряется — и ему не надо мотаться по городу — и обеим типографиям технологично. Это действительно удобнее – просто переключить звонок от клиента на другой местный телефон, чем объяснять ему, что мы очень хорошие и угодливые, но вот тираж, с которым он обратился в офсетную типографию, слишком мал. Кстати, это работает и в обратную сторону.

Опыт показал, что попытки «кооперации», когда «Циферблат» берёт на себя выполнение офсетных тиражей, затем переразмещает их в «Любавиче» по внутренней цене, не оправдываются. Приходится совершать слишком много лишних движений, включая документооборот. Лучше просто перевести заказчика этажом ниже. Удобство размещения разных производств в одном здании оценили и заказчики.

Высокопроизводительное послепечатное оборудование подходит для работы с цифровыми оттисками — ведь нормы отходов должны быть жёстче?

Особой проблемы здесь нет, за исключением термоклеевого скрепления, где для настройки просто используется белая бумага.

В каком секторе ситуация сейчас лучше?

Офсетный и цифровой бизнес развиваются по-разному. Внутри каждого направления есть свои поднаправления, но в целом: офсет заметно «просел», а «цифра» даже начала хоть и не интенсивно, но расти. На мой взгляд, это связано с общим падением средних тиражей в кризисное время, многие из которых переместились из офсетной в цифровую зону. В докризисный период средняя цифровая типография, подобная нашей, обычно 10 месяцев в году работала с небольшим убытком, в ноябре — покрывала «накопленный убыток», а за декабрь зарабатывала прибыль акционерам. Мне, как офсетчику, сначала это казалось диким, потом привык. Однако сейчас «Циферблат» вышел в ноль уже по результатам марта, покрыв убыток января. Учитывая, что каких-то особых маркетинговых ходов мы не предпринимали, я отношу это явление за счёт роста рынка. Хотя нельзя сбрасывать со счетов и накопившийся за три года опыт, раскрутку бренда и прочее.

Будете ли развивать это направление?

В «Циферблате» работает уже два десятка человек, есть своё руководство. На него я полагаюсь и в плане развития. Кроме 8000-й, купили ещё одну цветную ЦПМ от Canon для печати на конвертах, два широкоформатных интерьерных принтера — Roland и Epson. Есть собственная небольшая послепечатка. Выстроены бизнес-процессы, подобраны неплохие кадры, марка «Циферблат» стала узнаваемой на рынке (по опросам: пятая – в Санкт-Петербурге). В общем, с самого начала этот проект родился под счастливой звёздой…

А конкретных планов по развитию пока нет. На уровне идеи — не хотелось бы просто увеличивать мощности по цветной печати. Парк iGen3 в Питере уже довольно большой. А вот о печати книг по требованию можно подумать — например, на Xerox Nuvera. В нашей офсетной типографии выпускать ч/б книги тиражом до 200 экз. слишком дорого, а если заняться их печатью на «цифре», перспектива может оказаться интересной.

А есть какие-то вещи в цифровом направлении, которые удивили?

Оказалось, что заказчики на цифровую печать гораздо менее требовательны к качеству. Наверное, это специфика рынка: на малых тиражах и малых суммах и претензии поменьше, во-вторых, рынок цифровой моложе – когда-то в 90-е и в офсете «дельта Е никто не измерял», и, в-третьих, офсетчики сами за счёт зрелого уровня конкуренции «загнали» себя на высокий уровень готовности к претензиям со стороны заказчиков. p

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Новая реальность в офсете

Генеральный директор «Т-Системы» (ранее — «Терра Системы») Стефан Валуйский рассказывает, как прошёл год в компании, что изменилось в полиграфическом бизнесе и почему не осталось дешёвого офсета на вторичном рынке.

Текстильные профессионалы

В апреле 2023 года компания «Смарт-Т» получила статус официального дистрибьютора концерна GongZheng по промышленным текстильным принтерам. О том, как складывается сотрудничество двух крупных игроков рынка текстильной печати и каких результатов уже удалось достичь, мы поговорили с директором по международным продажам и руководителем текстильного подразделения компании GongZheng Дэвидом Чэном.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105