101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровая авантюра Румянцева

  • Максим Румянцев
  • 16 июня 2009 г.
  • 2972

Самое распространённое толкование слова «авантюра» — рискованное и сомнительное дело, предпринятое в расчёте на случайный успех. Но если покопаться, можно найти и другое объяснение, уже из сонника: «Если вы всё же удержались от участия в авантюре, то в реальной жизни ваше промедление может плачевно сказаться на ваших делах». Генеральный директор типографии «Любавич» (Санкт-Петербург) Максим Румянцев не рассказывал нам о своих снах перед принятием решения о покупке цифровой машины, но признался: решение было отчасти спонтанным, отчасти — из-за боязни не успеть…

Почему решились на открытие цифрового бизнеса, уже имея успешную офсетную типографию?

Открытие состоялось 1 марта 2006 г. Что меня побудило это сделать? Можно сказать, была фобия. Пропаганда поставщиков цифровых решений убеждала, что «цифра» вот-вот победит офсет. Уверенности в правоте тезиса у меня не было и нет, но появилась своеобразная фобия остаться не у дел со всем своим офсетным оборудованием в тот момент, когда «цифра» действительно победит. Хотелось быть готовым к любому обороту событий, уже иметь понимание этого рынка, пусть и не делая больших вложений в очень мощную ЦПМ. Всё-таки проект мне казался рискованным — опыта на этом рынке никакого не было.

Покупка произошла благодаря удачному стечению обстоятельств. В нашем здании появился новый арендатор — компания «Графические технологии», партнёр Xerox. По этому поводу была устроена небольшая презентация со спиртными напитками, на которой я познакомился с руководством «Ксерокс» на Северо-Западе. Слово за слово — и мы уже изучали варианты бизнес-планов, в которых все цифры выглядели весьма привлекательно. Хотя жизнь эти планы, конечно, скорректировала в худшую сторону, надо отдать должное коллегам из «Графических технологий» — они не только помогли со сделкой, но и подыскали руководителя для вновь открытого направления. Купили мы тогда Xerox DocuColor 8000.

Сейчас, анализируя результаты разных проектов (их у меня, помимо основного, было около десятка), должен признать — удачно закончился только выход на рынок цифровой печати. Инвестиции вернулись позже, чем планировалось, — к концу третьего года. Я это связываю и со своими ошибками, и с тем, что в 2006 г. рынок еще очень бурно развивался, а уже в 2007 г. предложение услуг вышло на уровень спроса. И многие «офсетчики», последовавшие моему примеру и тогда купившие ЦПМ, даже вынуждены были позже закрыть эти направление. А для меня проект «Циферблат» оказался неожиданно прибыльным, а сейчас, в начале 2009 г., даже лучше себя чувствует, чем «Любавич». Среди причин этого — как раз к новому году (через три года после старта) мы полностью выплатили лизинговые платежи по Xerox DocuColor 8000.

А удалось добиться какого-то синергетического эффекта за счёт сочетания возможностей офсетной и цифровой типографий?

Есть несколько моделей развития. Например, типография «Капли дождя» интегрировала ЦПМ в офсетное производство. Мы разделили направления: цифровая типография — отдельное юрлицо. Но для нашего цифрового бизнеса наличие дружественной офсетной типографии «под боком» — безусловный плюс. Называть это громко «синергией» я бы не стал, но возможность получить дёшево и быстро доступ к мощному послепечатному оборудованию (а оно, порой, стоит дороже, чем ЦПМ) помогает бизнесу на «цифре».

Есть определённая польза и для офсетной типографии. Менеджеру удобно принять офсетный заказ, а если в пакете заказов есть цифровой тираж — адресовать заказчика на второй этаж. При этом и заказчик не теряется — и ему не надо мотаться по городу — и обеим типографиям технологично. Это действительно удобнее – просто переключить звонок от клиента на другой местный телефон, чем объяснять ему, что мы очень хорошие и угодливые, но вот тираж, с которым он обратился в офсетную типографию, слишком мал. Кстати, это работает и в обратную сторону.

Опыт показал, что попытки «кооперации», когда «Циферблат» берёт на себя выполнение офсетных тиражей, затем переразмещает их в «Любавиче» по внутренней цене, не оправдываются. Приходится совершать слишком много лишних движений, включая документооборот. Лучше просто перевести заказчика этажом ниже. Удобство размещения разных производств в одном здании оценили и заказчики.

Высокопроизводительное послепечатное оборудование подходит для работы с цифровыми оттисками — ведь нормы отходов должны быть жёстче?

Особой проблемы здесь нет, за исключением термоклеевого скрепления, где для настройки просто используется белая бумага.

В каком секторе ситуация сейчас лучше?

Офсетный и цифровой бизнес развиваются по-разному. Внутри каждого направления есть свои поднаправления, но в целом: офсет заметно «просел», а «цифра» даже начала хоть и не интенсивно, но расти. На мой взгляд, это связано с общим падением средних тиражей в кризисное время, многие из которых переместились из офсетной в цифровую зону. В докризисный период средняя цифровая типография, подобная нашей, обычно 10 месяцев в году работала с небольшим убытком, в ноябре — покрывала «накопленный убыток», а за декабрь зарабатывала прибыль акционерам. Мне, как офсетчику, сначала это казалось диким, потом привык. Однако сейчас «Циферблат» вышел в ноль уже по результатам марта, покрыв убыток января. Учитывая, что каких-то особых маркетинговых ходов мы не предпринимали, я отношу это явление за счёт роста рынка. Хотя нельзя сбрасывать со счетов и накопившийся за три года опыт, раскрутку бренда и прочее.

Будете ли развивать это направление?

В «Циферблате» работает уже два десятка человек, есть своё руководство. На него я полагаюсь и в плане развития. Кроме 8000-й, купили ещё одну цветную ЦПМ от Canon для печати на конвертах, два широкоформатных интерьерных принтера — Roland и Epson. Есть собственная небольшая послепечатка. Выстроены бизнес-процессы, подобраны неплохие кадры, марка «Циферблат» стала узнаваемой на рынке (по опросам: пятая – в Санкт-Петербурге). В общем, с самого начала этот проект родился под счастливой звёздой…

А конкретных планов по развитию пока нет. На уровне идеи — не хотелось бы просто увеличивать мощности по цветной печати. Парк iGen3 в Питере уже довольно большой. А вот о печати книг по требованию можно подумать — например, на Xerox Nuvera. В нашей офсетной типографии выпускать ч/б книги тиражом до 200 экз. слишком дорого, а если заняться их печатью на «цифре», перспектива может оказаться интересной.

А есть какие-то вещи в цифровом направлении, которые удивили?

Оказалось, что заказчики на цифровую печать гораздо менее требовательны к качеству. Наверное, это специфика рынка: на малых тиражах и малых суммах и претензии поменьше, во-вторых, рынок цифровой моложе – когда-то в 90-е и в офсете «дельта Е никто не измерял», и, в-третьих, офсетчики сами за счёт зрелого уровня конкуренции «загнали» себя на высокий уровень готовности к претензиям со стороны заказчиков. p

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#Ефорум 2025: слёт производителей рекламы в Сибири

Мероприятие прошло с 5 по 9 февраля 2025 года в креативном кластере «Квадрат» в Красноярске. Выбор локации не случаен: это пространство объединяет местные компании, оказывающие услуги в сфере искусства, дизайна и создания контента.

Что поможет до пожара

Всем известная крылатая фраза оптимистично утверждает, что рукописи не горят. Но, увы, бумага — один из самых пожароопасных материалов, а полиграфическое производство, где применяются горючие расходные материалы и легковоспламеняющиеся краски, представляет собой зону повышенного риска пожароопасности. Как с этим жить — читайте прямо сейчас.

Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».

Отметка «1000» пройдена

В конце октября в московском «Экспоцентре» прошла международная выставка «Реклама 2024». Холдинг «Смарт-Т» представил на своём стенде 19 единиц техники для цифровой рекламной, сувенирной и текстильной печати и раскроя, и среди них — пять российских премьер. Несмотря на то, что самые продуктивные месяцы для отрасли ещё впереди, уже в октябре 2024 г. холдинг достиг объёмов продаж прошлого года, недавно миновав отметку в тысячу инсталляций. О предварительных итогах года, о том, как строится работа в «Смарт-Т», и о том, что планируется в будущем, рассказывает директор по маркетингу холдинга Дмитрий Грацков.

Как дела у книжных типографий

Введение санкций привело к возникновению трудностей для книжной отрасли. Возник комплекс взаимосвязанных проблем — технологических, финансово-экономических, юридических. Первоначально ощущалась нехватка бумаги, печатных красок, запасных частей и комплектующих для оборудования, оборотных средств. Серьёзную угрозу представлял запрет на техническое обслуживание зарубежных полиграфических линий, установленных в российских типографиях. В подобного рода ситуации остро встал вопрос о сохранении доступности книги для массового читателя. Что же случилось дальше и каковы прогнозы на будущее? Читайте прямо сейчас.



Новый номер

Тема номера: Цифровая текстильная печать. Как технологии помогают увеличить прибыль бизнеса. Konica Minolta AccurioPress. Моностартап. Зачем УФ-принтер Госфильмофонду? Путеводитель по рынку узкорулонных флексографских машин. Labelexpo South China.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59