101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как быстрее одобрить цвет и удержать его в тираже *

  • 20 ноября 2009 г.
  • 4405

Подготовка печатного заказа

Оперативное утверждение цвета — результат командных усилий, а ключ к успеху — планирование и подготовка макета к печати. От заказчика печатной продукции/дизайнера требуются:

  • чёткие спецификации, в т. ч. по бумаге и брошюрованию;
  • сведение к минимуму или исключение потенциально сложных для печати страниц;
  • согласование ожиданий по качеству и применяемым отраслевым стандартам;
  • утверждение типа цветопробы и просмотровых условий.

На основании этих вводных данных заказчик и типография определяют соответствие отпечатанной продукции.

Описание и планирование требуют учёта особенностей готовой продукции

Отталкиваясь от качества и функций готовой продукции, проще определять подходящие технические спецификации и материалы, в т. ч. вид бумаги, стандарты воспроизведения, цветопробы, способы измерения. Не менее важны параметры послепечатной обработки: какой смысл в безупречном цвете, если в отпечатанной продукции присутствует другой брак. Чем стабильнее цвет в печатной машине, тем меньше вопросов с брошюрованием. Самая распространённая проблема — когда изображения на формах на различных печатных машинах ориентированы в разных направлениях (вдоль и поперёк подачи). Возникают и проблемы с выбором рулонов нужной ширины или перемещением стоп тетрадей, путаница с клеевым скреплением блока или шитьём внакидку, направлением волокон бумаги, использованием обложек с разными характеристиками.

Относительный цветовой охват напрямую зависит от вида бумаги. Чем хуже бумага, тем он ниже, а значит, сложнее воспроизвести цвета PMS

Выбор бумаги

Бумага, играющая решающую роль в определении качества печатной продукции, обычно выбирается исходя из соответствия задачам и затрат.

  • Соответствие задачам: желаемое восприятие качества бумаги и печати, соответствие готовой продукции целевой аудитории, требования печатного, брошюровального, финишного оборудования и особенности распространения, экологические аспекты.
  • Общие затраты: бумага и краска (расход краски зависит от структуры бумаги), печать и брошюрование, распространение.

Доступный цветовой охват во многом определяется свойствами выбранной бумаги (в первую очередь, её гладкостью и яркостью). Налицо прямая зависимость между структурой бумаги и максимально возможной оптической плотностью (SID). Величина SID определяет количество света, поглощаемого или отражаемого бумагой. Самый высокий показатель наблюдается на очень гладких материалах с высокой яркостью и глянцем — подобная комбинация обеспечивает широчайший цветовой охват.

Для каждого вида бумаги есть рекомендованные допечатные спецификации, максимально раскрывающие потенциал материала при печати. Эти профили — определяющий фактор оптимальной печати. Изменение всего одной переменной отрицательно скажется на результате и производственных затратах. Макс. цветовой охват в офсетной печати достигается так.

  • Из доступных вариантов выбирайте самый гладкий материал, с учётом вида работы и бюджета.
  • При печати придерживайтесь рекомендованных значений оптической плотности для выбранной бумаги.
  • Соблюдайте рекомендованную последовательность нанесения красок для корректного краскопереноса.
  • Убедитесь в правильности настроек печати и выбора расходных материалов, чтобы обеспечить однородность красочной плёнки и корректность краскопереноса.

Необходимо выяснить оптимальные характеристики бумаги, организовав встречу представителей издательства/рекламного агентства, дизайнера, менеджера по допечатной подготовке, поставщика бумаги, типографии и дистрибьютора. Итогом встречи должна стать письменная характеристика с допечатными профилями.

Готовая печатная продукция — это восприятие оттиска и бумаги как сочетания цвета, белизны и глянца. Для конкретизации визуального впечатления используют разные методики измерения и устройства. Стандартов, общих для США и других стран мира, пока нет, как нет их у типографий и производителей бумаги. Последние, как правило, не пользуются специальным оборудованием, тогда как полиграфисты предпочитают спектрофотометры. Устройства отличаются по дизайну и особенностям применения, поэтому полученные значения сравнивать недопустимо. На показателях отражаются в т. ч. и флуоресцентные оптические отбеливатели (fluorescence whitening agents, FWA) в зависимости от доли УФ-излучения в источнике света измерительного прибора.

Для оптимальных результатов при калибровке управления цветом в печатных машинах пользуются тиражной бумагой.

Брошюрование

Качество готовой печатной продукции определяется множеством факторов, среди которых соответствие типа брошюрования и/или определённые производственные характеристики (тип краски и толщина красочного слоя, бумага, сушильное устройство), корректность допечатной подготовки.

Шитьё журналов и брошюр внакидку

Большое количество краски на центральных страницах чревато растрескиванием бумаги вокруг проколов скрепки с последующим выпадением страниц (особенно с легкомелованной бумагой).

При шитье внакидку по центру тетрадей с плотным красочным покрытием проклеивайте корешок, чтобы бумага вокруг проколов не растрескивалась и центральные страницы не вылетали. Источник: Planatol

Планирование/производство. Для решения проблемы проклейте центральную тетрадь по корешку, чтобы страницы держались не только на скрепке, либо размягчите фальц на центральных страницах, чтобы те не растрескивались.

Производство. Избегайте высокой температуры сушки — жар увеличивает риск растрескивания. Сшивающая головка должна резать чисто, а скрепка — не перегибаться внутрь.

Плохая адгезия клея при бесшвейном скреплении

Если на корешке и внутренней поверхности обложки не оставлены свободные от краски зоны проклейки (ошибка дизайна и спуска полос), краски и лак снижают адгезию клея — обложки плохо клеятся к корешку и отходят от краёв книги. Кроме того, красочные растворители (особенно при высоком содержании масел) растворяют клей и ухудшают его адгезию.

Подготовка. Оставьте свободные от краски зоны на внутренней стороне обложки: толщина книжного блока плюс 8–12 мм для боковой линии склейки 4–6 мм.

Производство. Если это невозможно, остаются два варианта.

  • Двукратное нанесение клея: первый прогон— контролированно тонкий слой ПВА, второй — термоклей (для защиты основного клея).
  • Наносимый в один прогон PUR-клей слоем 0,3–0,4 мм. PUR отличается отличными показателями отрыва и совместим с любыми обложечными и тетрадными материалами.

Подтекающий клей

При склейке мелованной бумаги и шитых нитками блоков клей ПВА может подтекать на запечатанные зоны. Причины — недоброкачественная подготовка корешка старыми или неверно настроенными инструментами; не обжатые перед брошюрованием корешки книг и тетради, слишком высокое давление клеевых валиков на корешок книги, слишком жидкий холодный клей, просачивающийся в книжный блок (увеличенное поверхностное натяжение и капиллярный эффект запечатанной зоны на мелованной бумаге).

Нанесение PUR-клея. Источник: Muller Martini

Подготовка. Оставляйте пустую полосу вдоль корешка каждой страницы на глубину обреза (обычно 2–4 мм).

Производство. Проверьте состояние и настройки инструментария и оборудования. Если полосу оставить не получается, остаются два варианта.

  • Двукратное нанесение клея: первый прогон — контролированно тонкий слой ПВА, второй — термоклей (для защиты основного клея).
  • PUR-клей, наносимый в один прогон слоем 0,3–0,4 мм. Химия клея препятствует впитыванию в запечатанные зоны мелованного материала, позволяет вставлять ламинированные, УФ-лакированные и пластиковые листы.

Дизайн и допечатная подготовка

Многие проблемы с печатью можно полностью предотвратить на этапе дизайна, придерживаясь технологических ограничений (для печати с сушкой и без) и учитывая печатные характеристики бумаги (от газетной до мелованной) — полиграфисты и поставщики бумаги всегда помогут советами. Все вопросы должны обсуждаться с типографией на этапе разработки проекта, пока можно внести изменения в макет с учётом всех технологических ограничений. Перечислим сложные для воспроизведения элементы.

  • Приводка Многокрасочные мелкие и очень мелкие шрифты с засечками или изображения.
  • Многокрасочные мелкие и очень мелкие шрифты с засечками или изображения с вывороткой.
  • Границы с минимальными допусками.
  • Цвет Шрифты и изображения на титульных листах и соседних с ними.
  • Страницы с большими плашками и/или полутоновыми переходами (проблемы с марашками и двоением).
  • Большие плашки, комбинации плашка/полутоновой переход.
  • Критичные по цвету элементы (логотипы, цвета товаров, телесные тона).
  • Избегать Проблемных для соответствия ложных разворотов с разных сторон полотна, их печати разными прогонами.

Сложности с цветовыми соответствиями. Триадная печать — это 5-10 тыс. воспроизводимых оттенков, причём для некоторых очень сложно и даже невозможно добиться полного соответствия (каталоги с отдельными категориями товаров, краски, ткани). Для таких работ используют цветопробу высочайшего качества, анализируя результат с клиентом при стандартных условиях просмотра — чтобы избежать разочарования из-за завышенных ожиданий.

При допечатной подготовке учитывается вид бумаги, а печатники получают данные по плотности, контрастности и растискиванию. На все печатные формы добавлены цветные шкалы и элементы, а в идеале у печатников есть цветопробные оттиски, подготовленные с учётом способа печати.

Выбор системы цветопробы

При утверждении тиража добиваются максимального соответствия печатной продукции цветопробе. В любом случае, она лишь напоминает результат печати, поскольку создаётся автономно, по другой технологии и на других материалах. Цветопробные решения интегрируются в техпроцесс (профили печатного оборудования, системы управления цветом) и стандартизируются по аналогии с прочими расходными материалами (например, печатными формами). При выборе цветопробного устройства руководствуются его задачами в техпроцессе.

Дизайнерская цветопроба. Поступает от дизайнера заказчику для контроля креативного процесса. Обычно мало напоминает печатный оттиск и часто становится причиной серьёзных производственных проблем. Может породить завышенные ожидания из-за потенциальной разницы между пробой и печатной продукцией (колебания в цветопробе и стабильности) и нестандартных условий просмотра со стороны заказчика/дизайнерского агентства.

Промежуточная производственная цветопроба для проверки содержания. Нужна для обмена информацией по спуску полос, шрифтам, разрывам и переносам текста, макету и стилю.

Производственная цветопроба. Популярный инструмент контроля качества для заказчика, допечатного отдела и типографии, который должен как можно больше соответствовать печатному оттиску, технологии и материалу, чтобы стать для типографии базой для утверждения цвета при запуске тиража. При выборе решения учитывают желаемый уровень качества, наличие контрольных шкал и соответствие международным стандартам (в т. ч. ISO 12647-2).

Критерии «хорошего цвета» при выборе цветопробной системы:

  • Стабильность от одного отпечатка к другому.
  • Адекватный цветовой охват.
  • Адекватный цветопробный материал.
  • Регулируемая настройка цвета для соответствия требованиям различных технологий печати.
  • Система калибровки для стабилизации результата различных цветопробных устройств.
  • Встроенные цветные контрольные поля.
  • В идеальном варианте для вывода финальных плёнок или форм RIP того же производителя.

Некоторые системы в качестве альтернативы выводят пробы с 1-битных TIFF-файлов, как правило, через CTP-систему.

Цифровые цветопробы

С распространением CTP цветопробы стали получать непосредственно из цифровых данных, результатом чего стала масса цветопробных систем, разных по качеству, возможностям вывода и цене. Издательский сегмент выбирает струйные системы и экранные цветопробы для экономии времени и средств (наряду с тенденцией к «печати по цифрам»). Для эффективного результата цифровые цветопробы выводятся по согласованным спецификациям и процедурам (например, инициатива Pass4Press в Великобритании) и с учётом функциональных ограничений (проверка содержания, отображение утверждаемых компонентов, отслеживание/аудит). Важно, чтобы цветопробные мониторы корректно калибровались (ISO/DIS 12646) и эксплуатировались в стандартизированных условиях. Всё популярнее точная по цветопередаче удалённая цветопроба с использованием специально спроектированных систем. В идеале цифровые цветопробы дополняют контрольной шкалой (UGRA, FOGRA). При работе с удалённой цветопробой часто возникает необходимость в локальных твёрдых копиях, поскольку многие не привыкли оценивать цвет на экране. При этом недорогие цветопробные решения для распечатки макетов с неконтрактным цветом по качеству не соответствуют требованиям многих полиграфических сегментов. Попытки подогнать печатный результат под «цветные отпечатки» для достижения разумного компромисса чреваты деоптимизацией печатных условий (нарушение баланса краска/вода, нестабильный треппинг, участившиеся отклонения по цвету, проблемы с сушкой). Более того, выявить источник проблемы весьма проблематично, а в результате — потери машинного времени, рост затрат на приладку. Высококачественные безрастровые пробы — это стабильность без постоянной калибровки плюс высокая степень однородности по ширине формата, эмуляция стандартизированных производственных условий и высокая стойкость цвета.

Цветопроба для дизайнера. Источник: Kodak

Широкоформатные цифровые печатные устройства (работающие преимущественно по технологии импульсной струйной печати) относительно недороги, но не всегда подходят для высококачественных цветопроб из-за быстрого выцветания чернил (даже в отсутствие прямых солнечных лучей). Их приходится постоянно калибровать, поскольку стабильностью такие системы не отличаются. Альтернативные технологии (цифровые лазерные принтеры и офисная струйная техника) без профилей управления цветом годятся разве что для дизайнерских цветопроб.

«Реальная» цена цветопробы

Хотя стоимость цифровых цветопробных решений на 70-80% меньше, чем традиционных, они не подходят для заказов с переменным наполнением и высокими требованиями к качеству. Сложности с выходом на цвет при неадекватности цветопробы сказываются на работе печатной машины (самого дорогого звена в производственной цепочке), хотя затраты на цветопробу — лишь малая часть общих производственных издержек. Например, остановка приладки 16-полосной машины для распечатки новых цветопроб обойдётся в дополнительные 1100 евро, тогда как стоимость исходной цветопробы с корректным цветом не превышает 500 евро.

Исключите подобные проблемы. Технологические цветопробы должны содержать интегрированные контрольные элементы для проверки и оценки. В случае несоответствия стандартам их заново распечатывают и подают клиенту на утверждение.


Сравнительные характеристики бумаги

Выбор бумаги всегда связан с «полуобъективной» оценкой её качеств (яркости, мелования, глянца, плотности, светопрочности), имеющих отношение к типу готовой продукции и применению. Искомая комбинация должна точно соответствовать поставленным задачам — получению высококачественного модного журнала или массовой газеты. Второй аспект — способ печати. Иногда при подборе бумаги на первый план выходят особенности распространения. Источник WOCG/SCA

Эти методики повышают качество печати, улучшают тиражестойкость форм, сокращают потребление краски.

Удаление серого компонента (Gray component removal, GCR) — вместо триадной краски с ахроматическим эффектом используется чёрная. Обрабатываться может любой участок макета. (Не путать с техникой добавления к чёрному, сокращающей количество триадных красок в глубоких и нейтральных тонах с заменой на чёрный.) Важно добавить дополнительную краску под чёрную, чтобы сохранить глянец и плотность (с помощью техники UCA).

Добавление к чёрному (Under Colour Addition, UCA) — добавление хроматических цветов до нужного уровня плотности и глянца в тенях. В комбинации с GCR и UCR гарантирует приемлемую плотность и глянец чёрных плашек без избыточной подачи краски, проблем с сушкой и слипанием.

Вычитание из-под чёрного (Under Colour Removal, UCR) — удаление лишних триадных красок в тёмных и нейтральных тонах макета с заменой на чёрный. При правильной работе тоновые отклонения в нейтральных зонах изображения отсутствуют (даже при уменьшенном количестве голубого, пурпурного и жёлтого). Применяется только к тёмным, ахроматичным участкам макета. IFRA не рекомендует эту технику для газетной печати из-за цветовых искажений при неверном применении.

Контрактная цветопроба

Стандартного определения этого понятия нет, поэтому остановимся на следующем: отображение конечного результата, который будет воспроизведён конкретным печатным процессом. В определённом смысле, это подписанный контракт между работодателем, препресс-бюро и типографией. Термин «производственная цветопроба» предпочтительнее как чётче отображающий задачу — руководство для печати.

* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).

© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.


Важность отдельных качеств бумаги для полиграфистов, издателей, рекламодателей и потребителей печатной продукции.

Источник: SCA

Диапазон макс. цветового охвата напрямую зависит от качества бумаги.

Источник: System Brunner

Избыточная краскоподача часто характерна для печатных форм, где толщина красочного слоя на больших плашках превышает 1,8 г/м2. На диаграмме замеров печатного оттиска на 20% площади плотность краски вдвое превышала среднее значение (2,6 г/м2), что стало причиной перебоев в работе машины и проблем с качеством. Проблемы предотвратила бы техника добавления к чёрному в указанных зонах. Источник: SunChemical

Пример организации техпроцесса в типографии.

Источник: Kodak

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что поможет до пожара

Всем известная крылатая фраза оптимистично утверждает, что рукописи не горят. Но, увы, бумага — один из самых пожароопасных материалов, а полиграфическое производство, где применяются горючие расходные материалы и легковоспламеняющиеся краски, представляет собой зону повышенного риска пожароопасности. Как с этим жить — читайте прямо сейчас.

Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».

Отметка «1000» пройдена

В конце октября в московском «Экспоцентре» прошла международная выставка «Реклама 2024». Холдинг «Смарт-Т» представил на своём стенде 19 единиц техники для цифровой рекламной, сувенирной и текстильной печати и раскроя, и среди них — пять российских премьер. Несмотря на то, что самые продуктивные месяцы для отрасли ещё впереди, уже в октябре 2024 г. холдинг достиг объёмов продаж прошлого года, недавно миновав отметку в тысячу инсталляций. О предварительных итогах года, о том, как строится работа в «Смарт-Т», и о том, что планируется в будущем, рассказывает директор по маркетингу холдинга Дмитрий Грацков.

Как дела у книжных типографий

Введение санкций привело к возникновению трудностей для книжной отрасли. Возник комплекс взаимосвязанных проблем — технологических, финансово-экономических, юридических. Первоначально ощущалась нехватка бумаги, печатных красок, запасных частей и комплектующих для оборудования, оборотных средств. Серьёзную угрозу представлял запрет на техническое обслуживание зарубежных полиграфических линий, установленных в российских типографиях. В подобного рода ситуации остро встал вопрос о сохранении доступности книги для массового читателя. Что же случилось дальше и каковы прогнозы на будущее? Читайте прямо сейчас.

День рождения будущего

22 октября 1938 года американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней в отеле «Астория» получили первое ксерографическое изображение способом сухого электростатического переноса. Эта дата неофициально считается днём рождения цифровой печати. Через десять лет состоялась презентация копировального аппарата Xerox Model A, выпущенного Haloid. Популярность копира превзошла все ожидания, и в 1961 году Haloid была переименована в Xerox… Как всё это было и почему?



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40