ИНТЕРВЬЮ С ЭРИХОМ ЗАНОМ // Когда типография достигает предела роста, сам собой встаёт вопрос: расширяться, строить новое здание или провести реорганизацию? Эрих Зан из отдела бизнес-консалтинга Heidelberg знает ответ. Более 20-ти лет он помогает полиграфическим предприятиям по всему миру эффективно планировать распределение площадей, выбирать идеальные схемы производственных линий и процессов.
Г-н Зан, какова роль таких факторов, как движение материалов, логистика и планирование производства, с точки зрения Heidelberg?
Для нас это ключевые вопросы. Мы хотим, чтобы клиенты достигали оптимальных результатов во всех областях. Для этого необходимо уделять внимание не только ближайшему окружению машины.
Каковы типичные ошибки при планировании пространства рядом с печатной машиной?
Как правило, вокруг машины просто оказывается недостаточно свободного места. Раньше для производства складных картонных коробок было достаточно 4-красочной машины, иногда — с устройством лакирования. Сегодня печатные и фальцевально-склеивающие машины стали вдвое длиннее и существенно шире. Увеличились и производственные возможности машины, занимающей такую же площадь. Движение материалов при производстве картонной упаковки стало интенсивнее, а в случае коммерческой печати — разнообразнее; это означает, что используется всё пространство. Поэтому при реорганизации необходимо подумать о более эффективном использовании производственных площадей, которые обычно выполняют роль промежуточного склада. А ещё — планирование и строительство новой площадки. Само собой, в обоих случаях следует тщательно продумать операции и организацию технологического процесса. Таким образом, исходная точка для преобразований может резко отличаться. Но всегда встаёт вопрос, как помочь клиентам быстрее и экономичнее управлять предприятием.
Помимо изменений в распределении производственных площадей, в чем ещё основной резерв для усовершенствования?
Типографии индивидуальны, у каждой свой потенциал. Но очень часто схожие функции отделены друг от друга, например, вход и выход продукции. Объединение этих потоков экономит площадь, сокращает количество погрузчиков, операций и административной работы. Предпочтительнее объединить хранение на складе таких материалов, как сырьё, готовая продукция, периферийное оборудование и запчасти. Это позволит сократить занимаемые площади и гибче их использовать. В ряде типографий ощутимые результаты приносят организационные изменения. Например, при постоянных остановках в процессе печати из-за неаккуратной резки бумаги на бумажной фабрике, неподготовленной стопы или плохого отделения листов в стопе на приёмке. Тогда поможет сталкивание и раздув стопы в устройстве её переворота. Хотя это требует дополнительной работы, повышение производительности печатной машины компенсирует все затраты.
Складывается впечатление, что у любой проблемы есть правильное решение.
Всё не так просто. (Улыбается.) Как только вы добавляете в расчёты человеческий фактор, ситуация существенно усложняется. Вы очень быстро привыкаете к дополнительному свободному пространству, обеспечиваемому новым помещением. Но успех приходит только при одновременном внедрении новой организации техпроцесса. А это требует нового подхода от всех сотрудников. Иначе старые проблемы возродятся: свободное пространство быстро загромождается, приходится использовать проходы в качестве промежуточного склада. И тогда никто уже не знает, где и что хранится. Сотрудники лихорадочно ищут паллеты, которые слишком часто передвигаются и ломаются. Тут надо уменьшать размер партий продукции или изменять порядок выполнения заказов, т. е. пересмотреть всю производственно-сбытовую цепь вплоть до поставки готовой продукции заказчику. В любом случае одного нового здания недостаточно, в лучшем случае, это только начало.
Допустим, клиент обратился к вам за помощью в планировке нового здания. С чего начинается работа над проектом, сколько времени уходит на его реализацию?
Как правило, 3-4 дня. Сначала я пытаюсь подключить к делу менеджмент компании клиента. Разрабатываемые проекты в долгосрочном плане влияют на работу персонала и должны поддерживаться высшим руководством компании. В зависимости от задачи клиент получает опросный лист, касающийся существующего производства и основных данных. И я получаю важнейший материал для работы — цифры. Всё, что делаю, любая рекомендация — всё основано на цифрах, а значит, могу «пересчитать» любое решение.
В какой форме работаете с клиентом?
В форме рабочих совещаний. На мой взгляд, результаты — расчёты и эскиз планировки — достигаются в диалоге с клиентом, могут быть в любое время им проверены и должны им поддерживаться. Для этого я должен представить всё в визуальной форме, для чего с успехом используются перекидные флип-чарты. Здесь ещё одно преимущество: с помощью перекидных флип-чартов на стенах, с которых я делаю фото для документирования проекта, клиент может в дальнейшем отследить каждый этап.
Что это за этапы?
Начинаю с инвентаризации имущества и системы управления. Собирается вся важная информация о структуре компании, модели управления, движении материалов, площадях и производительности. Исходя из текущей ситуации и планируемых темпов роста, предлагаем цель и подробно описываем задачи. Всё это очень важно, но крайне сложно. Здесь приходится поддерживать интерес и внимание клиента, вплоть до шуток. Но когда речь идёт о конкретном планировании, когда клиентам выдают лист бумаги и цветные карандаши, чтобы они нарисовали схему новой типографии, все наполняются энтузиазмом. Постепенно будущее предприятие, ориентированное в том числе на потребности сотрудников, начинает обретать реальные очертания.
Что самое важное при проектировании плана здания?
Желательно, чтобы производство находилось на одном этаже. Участки с одинаковыми или схожими функциями располагаю максимально близко друг к другу. Производство, упаковка паллет и склад должны функционировать как замкнутая система с коротким путём движения материалов. Это достигается благодаря выбору линейной конфигурации производства, например, с накопителями между участками печати и перфорации, перфорации и склеивания на предприятии, выпускающем складные коробки. Всё это важно, но самое главное — возможность независимого расширения всех участков.
Что это означает?
Необходимо оставить достаточно места для дополнительных производственных линий при увеличении объёма производства в будущем. План должен обеспечивать и возможность качественного роста за счёт добавления послепечатных операций и увеличения длины послепечатных линий. И ни одна задача не должна препятствовать расширению склада или административного участка. Немалый плюс: вы строите, оснащаете и обогреваете необходимые цеха не с самого начала, а только когда они понадобятся. Это можно сделать, но я должен знать об этом заранее. Можно подготовить фундамент или уложить нижнюю обвязку каркаса. Это не проблема, если хотите сохранить потенциал расширения.
Как сотрудник Heidelberg можете ли Вы давать клиентам объективные рекомендации?
Действительно, я просто не имею права забывать, где работаю. Вполне естественно, хочу, чтобы после консультаций клиенты выбирали решения Heidelberg для производства складных картонных коробок или коммерческих изделий. Но, когда даю рекомендации, должен сохранять объективность. Так и поступаю. Моя цель — найти хорошее решение для клиента, вне зависимости от того, идёт речь о средней типографии со 100 служащими или международной компании. Если успешно справлюсь с работой, это обеспечит лояльность клиента к Heidelberg. Эта задача встаёт передо мной в каждом новом проекте, и её решение доставляет мне большое удовольствие.
Дополнительная информация
Эрих Зан с радостью поделится с вами дополнительной информацией об услугах, предоставляемых отделом бизнес-консалтинга Heidelberg, по электронной почте erich.zahn@heidelberg.com.
* Статья из журнала Heidelberg News (вып. 267) публикуется с разрешения и при содействии «Гейдельберг-СНГ». Бесплатно подписаться на русскоязычную версию журнала можно на сайте http://www.ru.heidelberg.com/www/html/ru/forms/formbuilder/subscription_hdnews или по эл. почте dasha.kuzmichyova@heidelberg.com.