Лариса Сухова, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании «Копитан»:
Ни для кого ни секрет, что многие компании осваивают рынок электронной коммерции для привлечения новых клиентов. В этой связи для нас одним из приоритетных направлений развития бизнеса стало создание нового интернет-ресурса, позволяющего клиентам размещать онлайн-заказы.
Заинтересовавшийся предлагаемым продуктом посетитель может сам создать макет кружки, футболки или фотоальбома. В последнем случае — это наша инновация. Всё, что требуется от клиента, — загрузить снимки, остальное предлагается в виде готовых решений: стиль альбома, компоновка фото, переплёт. Макеты сохраняются в личном кабинете, который автоматически предоставляется при регистрации, а можно сразу оформить заказ. Клиент сам отслеживает его выполнение, что избавляет от необходимости связываться с компанией по телефону.
Этот вид интернет-торговли наиболее перспективен — расширяется перечень услуг, которыми можно воспользоваться, не отходя от компьютера; охватывается не только столичная аудитория, но и регионы. Правда, готовых приобретать товары нетрадиционным способом там немного, да и качество доставки товаров, прежде всего почтой РФ, не всегда удовлетворительное. Решение проблем с почтой пока нам неподвластно, но повысить интерес и завоевать доверие потребителя вполне по силам. Поэтому будем расширять перечень онлайн-услуг и товаров, продвигать сайт на региональных информационных ресурсах и в социальных сетях.
Алена Ремизова, директор по маркетингу и рекламе салона оперативной печати «Вовремя»:
Нынешнее положение рынка намного лучше, чем несколько лет назад. Уже тогда многие цифровые типографии с крупными печатными машинами стали понимать, что рынок пресытился, заказчики в очередь не выстраиваются, на визитках не выживешь и надо что-то делать. Сообразительные директора начали искать новые пути развития. Ведь охватить весь рынок цифровой печати невозможно. Именно тогда стало появляться слово «специализация». Не все смогли или захотели менять привычный уклад производства, и до сих пор большинство типографий пытаются печатать всё подряд. Но пока есть свободные ниши, надо пытаться их занять, потому что ещё года через два может оказаться поздно.
Другой важный момент развития цифровой типографии — автоматизация прохождения заказа и производства. Тут дела намного лучше. Всё больше компаний внедряют CRM-системы. Обусловлено это, правда, не столько желанием быть на шаг впереди, сколько необходимостью не отстать от рынка — ведь без подобной программы работать уже неудобно: бумажный документооборот уходит в прошлое.
Автоматизация производства невозможна без покупки современного печатного и послепечатного оборудования. По понятным причинам не все типографии могут себе это позволить. Но даже состоятельные владельцы бизнеса, сумевшие приобрести подобное оборудование, не добьются успеха, не имея идеи. Поэтому призываю: ищите свои ниши! Залог развития — в специализации бизнеса.
Роман Ронзин, директор по маркетингу управляющей компании «Экспертфото»:
Российский рынок цифровой печати в настоящий момент находится в стадии формирования. Несмотря на появление на нём всё новых и новых игроков, активное совершенствование технологий и оборудования, рынок пока невелик и существенно уступает по размерам рынку Европы и США. Для примера – в Европе в 2009 году было напечатано порядка 12 млн персональных фотокниг, тогда как в России только 220-230 тысяч. Говоря о рынке цифровой печати, необходимо чётко выделять несколько сегментов: цифровую мелкотиражную полиграфию, фотокниги, печать книг по требованию, печать материалов для директ-маркетинга, печать переменных данных, полиграфию и изготовление сувенирки. Эти сегменты ориентированы на различные группы потребителей, и их развитие идёт разными путями.
В настоящий момент в России активно развиваются два первых направления – малотиражная цифровая полиграфия, ориентированная на B2B-потребителей, и полиграфические фотокниги и сувенирка для B2C-аудитории.
Развитие рынка сдерживается рядом серьёзных проблем:
-
Отсутствие у большинства игроков опыта работы с B2C-клиентами и малым бизнесом. Наиболее типичной для России схемой вхождения в бизнес цифровой печати является приобретение типографиями цифровых офсетных машин типа HP Indigo для расширения спектра предоставляемых клиентам услуг (печать малыми тиражами). При этом компании не имеют ни опыта работы с частными клиентами, ни инфраструктуры, способной обеспечивать прохождение большого потока мелких заказов, ни системы продаж для этих клиентов. Всё это не позволяет им активно работать на рынке.
-
Отсутствие готовых технологий. На рынке практически отсутствуют коммерческие системы приёма заказов на печать фотокниг и малотиражной полиграфии и соответствующее ПО, интегрируемое с производственным оборудованием, системами логистики и финансового учета. На практике это приводит к необходимости самостоятельной разработки подобных систем (как это было сделано нашей компанией для рынка персональных фотокниг), что ведёт к значительным финансовым и временным затратам.
-
Несовершенство выпускаемого оборудования по отношению к требованиям, предъявляемым российскими потребителями и российскими условиями эксплуатации. Высокие требования к качеству конечного продукта со стороны наших клиентов, низкокачественная отечественная сырьевая база, тяжёлые условия эксплуатации оборудования, сложности с сервисным обслуживанием — все это приводит к необходимости существенной модификации существующего оборудования, созданию дублирующих схем и, следовательно, к удорожанию производственного комплекса и стоимости обслуживания.
-
Проблемы с логистикой. В России отсутствуют надежные каналы приёма и выдачи готовых заказов. Например, доставка фотокниги из Америки в любую точку мира стоит не более 16 долл., «Почта России» делает аналогичную доставку за 60, а то и 100 долл. (и это при средней стоимости фотокниги в 30 долл.). Доставка по Америке у Почтовой службы США занимает 2-3 дня, в Европу — 5 дней. У нашей «Почты России» доставка по России может составлять 3-4 недели, что совершенно неприемлемо для рынка фотопечати и с большим трудом приемлемо для рынка полиграфии. Для решения проблемы с логистикой необходимо создание своей компании и своей розничной сети.
Все эти проблемы значимо замедляют развитие рынка цифровой печати, однако ключевой проблемой является отсутствие культуры потребления данной продукции у частных лиц и бизнес-клиентов. Как фотокниги, так и малотиражная полиграфия обладают высокой привлекательностью для клиентов, однако информированность их о этих продуктах минимальна.
Активное развитие рынка персональных фотокниг невозможно без консолидации усилий ключевых игроков (в первую очередь — производителей оборудования и расходных материалов HP, Xerox) и проведения информирующих о этих продуктах рекламных компаний (как это делают министерства туризма разных стран, агентство по рыболовству и т. д.).
Кроме этого, для развития данного рынка необходимо развитие малого розничного бизнеса, обеспечивающего клиентам удобный интерфейс с крупными компаниями-производителями. Для нашей компании это одно из приоритетных направлений развития. Мы предлагаем для малого бизнеса готовый набор технологических решений (приём заказа, передача на производство, логистика, продвижение), позволяющих небольшим компаниям быстро и без значительных затрат входить на данный рынок.
Хочется надеяться, что остальные участники рынка достаточно быстро осознают необходимость кооперации и совместного развития рынка, что неизбежно приведет к прорывному росту рынка и выходу его на среднеевропейские объемы.
Сейчас доля рынка фотокниг в России, занимаемая нашей компанией, составляет порядка 80%, но сам рынок не превышает 220-230 тысяч книг в год. Мы бы хотели, чтобы к 2011-2012 году в России продавалось не менее 5 млн фотокниг (т. е. 7% мирового рынка), при этом наша доля уменьшилась бы до 50-60% рынка. Для этого мы готовы помогать тем, кто, развиваясь вместе с нами, будет развивать этот рынок, и надеемся на включение в этот процесс крупных международных компаний, прежде всего производителей оборудования для цифровой печати, ведь без их опыта и ресурсов развить этот рынок будет сложно.