10 марта 2011 г. делегация EDP Association, объединяющей ведущие европейские журналы, посвящённые цифровым технологиям в полиграфии, была приглашена в штаб-квартиру Zund. В маленьком городке Альтштаттен на севере Швейцарии, почти на границе с Австрией, расположены офис, производственные и сборочные площадки, а также отдел разработок Zund Systemtechnik AG. В уютной долине Рейна исторически сформировался своеобразный технопарк. На небольшой площади сосредоточены производители около 80% комплектующих для Zund. Один из самых главных поставщиков расположился в непосредственной близости — его крыша видна из окон производственного цеха Zund. У входа нас радушно встретили руководители, среди которых был Майк Зюнд (немцы произносят скорее «Цюнд»), один из двух сыновей владельца и основателя компании Карла Зюнда. Майк отвечает за бизнес в Азии и курирует нишевые рынки. Полиграфический и упаковочный сектора плюс американский рынок — прерогатива его брата Оливера, который во время нашего визита был в отпуске. То, что компания представляет собой семейный бизнес, её руководители (среди них также муж сестры Майка Джейкоб Йенсен, он возглавляет Центр приложений) отмечают как дополнительный плюс – подобные фирмы особенно тщательно пекутся о своей репутации.
Компания была основана в 1984 г. и разрабатывала планшетные плоттеры в сотрудничестве с Wild Plotter AG. В 1989 г. представила первый режущий плоттер под маркой Zund — P-1200. В 1994 г. бизнес по выпуску плоттеров Wild был выкуплен у владельцев. В 90-х годах появились модели P-700 и P-2000 с модульной системой сменных инструментов резки. В 1995 г. компания создала первую модель в линейке режущих плоттеров для кожи и запустила в производство второе поколение универсальных устройств — линейку M, ещё через два года дополнив её линейкой L. В 1998 и 1999 г. продолжила осваивать нишевые рынки, создав новые модели для кожи и обувных производств. В 1998 г. приобрела фирму Mechatron AG и открыла офис в Азии. Ещё через шесть лет создала Zund America.
В 2001 г. компания вышла на рынок УФ-печати, выпустив свой первый гибридный принтер Uvjet 215, а через три года расширила линейку второй моделью UVjet 250. Это были самые успешные устройства на рынке — в сумме инсталлировано около 600 единиц. Но в 2007 г. Zund удивила всех, прекратив выпуск УФ-принтеров из-за желания сфокусироваться на главном для себя рынке. Из реального конкурента Zund сразу превратилась в желанного партнёра для всех остальных производителей УФ-принтеров. Опыт разработки и сотрудничества с покупателями, очевидно, помогли компании лучше понять их нужды и чаяния. Это очень полезно, ведь для любого владельца гибридного или планшетного УФ-принтера наличие режущей системы для финишной обработки (как фигурной резки, так и подрезки) практически обязательно — продаются-то не отпечатки, а готовые изделия.
На Drupa-2008 произошло последнее обновление линейки решений. Модели серии G3 — это третье поколение планшетных режущих плоттеров Zund, вобравшее в себя самые передовые решения компании. Заложенная изначально модульная концепция получила развитие (расширен перечень сменных инструментов и опций автоматизации), любая модель может быть оснащена конвейерной системой подачи материала — это позволяет гораздо быстрее переходить к резке следующего изделия.
В 2009 г. компания отпраздновала 25-летие, пригласив партнёров и клиентов на… открытие нового производственного здания площадью 6000 м2 (почти половина всей площади офиса и производства в Альт-штаттене). М. Зюнд признал, что это было непростое решение — ведь в разгар кризиса компания вложила в строительство 11 млн швейц. франков (более 11 млн долл.). Но уже 2010 г. показал, что решение было верным — при общей мощности выпуска около 70-ти устройств ежемесячно ворота цеха покидают 50-60 систем.
Идеология Zund — сохранять максимальный контроль над производством. Например, здесь сами разрабатывают и изготавливают управляющую электронику. Это позволяет получать оптимизированные решения. Огромное внимание уделяется разработкам — ими занята примерно четверть персонала. Внутреннее пространство завода организовано рационально. Цеха расположены так, чтобы минимизировать перемещение деталей, самые тяжёлые машины серии G3 собирают на первом этаже. Из цеха — ворота в широкий прямой коридор. По нему специальные большегрузные электрокары, которые перемещаются вдоль проложенных в полу проводов, доставляют ящики с готовым оборудованием прямо к погрузочным воротам.
В среднем производственный цикл (от заказа до отгрузки клиенту) составляет 8 недель, при особой необходимости он может быть сокращён до 6. Но в любом случае каждый плоттер проходит длительное тестирование по одинаковой процедуре. Проверяются работоспособность и точность. Представление о допусках даёт тот факт, что по требованиям завода неровности по всей площади вакуумного стола не могут превышать ±0,1 мм. Таковы и средние допуски точности реза по всей модельной линейке.
Предмет особой гордости Zund — представленный в прошлом году программный пакет Zund Cut Center (ZCC). Основная идея — максимально автоматизировать технологический процесс «печать и резка», обеспечивая оператора подсказками на каждом рабочем этапе. По сути, его работа сводится к тому, чтобы выбрать подготовленное задание из очереди, проверить соответствие предложенных системой инструментов и установленных на машине, подвести каретку к краю материала или любой из меток приводки по углам изображения. Далее всё должно выполняться автоматически. По замыслу создателей, подобное решение кардинально повысит производительность системы цифровой резки, снизит требования к квалификации персонала, сократит брак. Изюминкой этого пакета является база данных, в которой хранится информация о материалах, модулях и инструментах, и возможность гибкой настройки параметров резки в привязке к материалу, модулю, инструменту. Все широко применяемые в цифровой печати RIP-программы были доработаны разработчиками для совместимости с ZCC.
Но резервы повышения производительности всё ещё существуют. Например, нам показали только что разработанную систему с самонакладом. Как в цифровой печати, в цифровой резке граница рентабельности относительно традиционной высечки штанц-формами постоянно смещается вверх. Но не за счёт ускорения отдельных резов, а за счёт оптимизации: сокращения пауз между операциями и их распараллеливания, улучшения алгоритмов выбора контуров резки. В мае на FESPA Digital в Гамбурге Zund (зал A1, стенд В20) планирует представить полностью автоматизированную систему — от подачи заготовок до приёмки вырезанных изделий.
2010 г. с продажами около 58 млн евро был успешным для компании, особенно на фоне провального для всей полиграфической отрасли 2009 г. В 2011 г. ожидается оборот 63 млн евро. При этом Zund старается диверсифицировать бизнес — цифровые системы резки для полиграфии, хотя и являются самым большим сектором сбыта, составляют только около 40% всех продаж. Среди других популярных направлений — резка тканей и кожи. Ведь и для таких отраслей, как одёжная и обувная, характерна типичная полиграфическая тенденция сокращения тиражей. А при снижении количества одинаковых деталей уменьшается и рентабельность традиционной высечки. Путь эволюции очевиден для всех — переход на «цифру».
Похожие тенденции характеры и для России. Уже вернувшись домой, я побеседовал с руководителем проекта Zund в «ОктоПринт Сервис» Виктором Милениным. Он отметил, что после «мёртвого» 2009 г. прошлый оказался довольно активным — удалось совершить 10 инсталляций. Стал заметнее интерес к цифровой резке в рекламном и упаковочном секторах — 4 системы. «Большинство инсталляций — аппараты линейки G3, многие заказывают систему ZCC, — отметил Миленин. — Заказчики высоко оценили достоинства автоматизированных решений». Есть предпосылки, что рост продолжится и в текущем году — в стадии реализации 2 проекта. Всего за годы работы Zund в России установлено около 80-ти плоттеров.
Изучая экспонаты демозала, мы обратили внимание на огромное разнообразие применений цифровой резки. «Пожалуй, у нас немного ограничений, — заметил М. Зюнд. — Мы можем резать всё, кроме камня, стекла и металла». А мужики-то не знают!