101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Рекламный перманент *

  • 22 июня 2011 г.
  • 3924

Пакеты, особенно пластиковые, стали прекрасным символом современного потребительского общества с тягой к одноразовым товарам. Добравшись до дома с покупками, пакет мы просто выбрасываем. Причём пластиковыми пакеты стали лишь с 1953 г., а широкое распространение получили в 60-х, когда в супермаркетах их начали активно предлагать на кассах. Стойкие и не боящиеся влаги, они быстро обогнали по популярности бумажных конкурентов. По данным природоохранной организации Robin Wood, каждый год в мире выпускается свыше 600 млрд пластиковых пакетов. Средний немецкий потребитель за год приносит домой 65 штук, находя им новое применение — упаковывает обувь в отпуск, делает шапочки для душа и даже катается с горок. По оценкам немецкой Ассоциации гибкой упаковки (IPV), 72% потребителей используют пакеты более трёх раз. И только после этого пакет выполняет свою финальную миссию — становится мусорным мешком.

Рекламный потенциал пакетов по достоинству оценили и оригинально использовали в начале XX века. Как показало недавнее исследование, эффектные экземпляры привлекают внимание 85% прохожих

Реклама и личность

Наша жизнь была бы совершенно иной без бумажных и пластиковых пакетов, особенно в магазинах. Они подталкивают нас к спонтанным покупкам (ведь в пакете можно унести больше, чем в руках) и избавляют от необходимости повсюду ходить с корзиной.

Иногда пакеты не только практичны. Иногда попадается экземпляр с обычными ручками или лямками через плечо, так что его содержимое мгновенно отходит на второй план. Будучи своеобразным «мобильным плакатом», пакет, по сути, — единственный рекламный носитель, имеющий и собственные функции. Отпечатанное на нём рекламное сообщение путешествует по городу вместе с потребителем, причём бесплатно и эффективно. Аналитики из IPV подсчитали, что 85% прохожих обращают внимание на пакеты, особенно с красивым и оригинальным оформлением.

Политично и практично: немецкий художник ДжозефБойс (умерший в 1996г.) использовал пакеты для политической рекламы, а пакеты-майки (слева) сбоковыми ручками впервые появились в универмагах Horten 

Пакеты дают представление и о своём обладателе. Пакеты с распродаж Aldi и Lidl — признак потребителя, который тратит не слишком много. Логотипы премиальных брендов превращают пакет в отдельную ценность, и он начинает претендовать на роль самостоятельного аксессуара.

Впрочем, социальный статус по пакету вряд ли измерить. Эксперт по маркетингу Бьорн Стюве отмечает: хотя пакет способен поведать о потребителе (например, сообщив названия магазинов, которые он выбирает), но надёжно скрывает содержимое. «Пакетной культуре» присущи секретность, скрытность и даже хитрость. Вот почему Стюве считает пакеты идеальным средством саморекламы. Заботящиеся о своём имидже подчёркивают его впечатляющими названиями брендов. А кто-то, напротив, стремится с помощью пакетного символизма выделиться из толпы и перечеркнуть традиции, придя с премиальным пакетом на распродажу или с пакетом Aldi в модный бутик.

Пакеты бывшей ГДР (слева) и пакеты с дизайнами художников

Спутники человечества

Идея пакетов далеко не нова. Собирая ягоды, наши предки сворачивали листья воронкой. «Это очень просто и не требует особых умений», — рассказывает историк Хайнц Шмидт-Бахем. Изучая историю повседневного предмета, он собрал крупнейшую в мире коллекцию пакетов: в его «Музее портативного искусства» в немецком Дюрене почти 150 000 экспонатов.

По его словам, первое упоминание о пакетах принадлежит римскому поэту Марциалу (I в. н. э.). В Германии бумажные пакеты складывали и сворачивали вручную с 1390 г. Массовое производство с применением механизмов датируется серединой XIX в.

Переплётчик Гумперт Боденхайм основал первую в мире фабрику по производству пакетов в Бан Зюден-Алленхофе, в Центральной Германии. Сначала это были простейшие пакеты в фирме конуса, потом — более вместительные: прямоугольные, с плоским дном. В 1854 г. Боденхайм понял, что пакет может стать ещё и рекламой, и начал печатать на своей продукции названия и эмблемы компаний. В 1902 г. Макс Шушни из Вены придумал хорошо знакомые нам пакеты с ручками-шнурами.

Кукуруза вместо нефти

В конце 60-х художники стали представлять на пакетах свои работы. Пакеты Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола мгновенно превратились в вожделенные экспонаты коллекций. Та же участь постигла 10 000 частично подписанных «социальных» пакетов, которые Джозеф Бойс раздавал во время выставки в немецком Касселе в 1972 г.

Первые тучи на горизонте появились во время нефтяного кризиса 1973 г.: пластиковые пакеты впервые стали вызывать нарекания, причём вполне заслуженные, ведь на получение 500 г полиэтилена уходит 1 кг нефти. Добавим к этому другие необходимые ресурсы — природный газ и энергию — и получим соотношение 2:1. Если на производство одного пластикового пакета весом около 20 г идёт 50 мл нефти (литр нефти весит около 800 г), то ежегодно на выпуск 600 млрд пластиковых пакетов расходуется 30 млрд л нефти.

Но экологов беспокоят не только громадные объёмы потребляемых ресурсов. При среднем сроке службы пластикового пакета в 30 минут он частично разлагается лишь через 400 лет, причём в природных условиях процесс не завершится. Учитывая, что теперь аналогичную продукцию можно выпускать из возобновляемых материалов, например, из кукурузы и картофельного крахмала, ряд стран уже запретил использование пластиковых пакетов (одной из последних к этим мерам присоединилась Италия). Достоинство разлагающихся в природных условиях пакетов — отсутствие проблем с их запечатыванием.


* Статья из Heidelberg News (2011. Вып. 271) публикуется с разрешения и при содействии «Гейдельберг-СНГ». Заявки на получение журнала направлять Дарье Кузьмичёвой по e-mail: dasha.kuzmichyova@heidelberg.com


«Пакеты от Aldi — настоящие произведения искусства»

Историк и коллекционер Хайнц Шмидт-Бахем о портативном искусстве.

В какой момент пакет становится предметом «портативного искусства»?

Он должен содержать некое послание и привлекать внимание окружающих. Ведь произвести впечатление ему нужно всего за пару секунд. Пакет с качественным дизайном становится прекрасным средством рекламы. Однако в Германии потенциал этого канала до конца не раскрыт — пакеты здесь зачастую весьма невыразительны, и людям неинтересно появляться с ними на публике.

Есть страны, в которых ситуация лучше?

Я считаю, самые красивые пакеты в Швейцарии. Если замечаю пакет с выразительным, оригинальным или сложным для печати дизайном, могу утверждать, что он именно оттуда. Например, в 80-х и 90-х розничная сеть Migros заказывала дизайн своих бумажных пакетов у таких художников, как Даниэль Споэрри, Дитер Рох, Бернхард Лугинбюль. Потом 150 пакетов этой серии, пронумерованных и подписанных авторами, были проданы по 100 швейцарских франков за штуку. И теперь их хозяева с полным правом могут считать себя обладателями произведений искусства. Остроумный рекламный ход получил широкую огласку, хотя название самой компании на пакетах не фигурировало.

Когда пакеты были самыми красивыми?

В 70—80-е, а кое-где даже в начале 90-х, когда поп-арт и коммерческое искусство черпали вдохновение друг в друге. На многих пакетах красовались репродукции из поп-арта. Такие изделия привлекали внимание, и люди охотно их носили. Я частенько подходил к незнакомым людям и беседовал с ними о пакетах, которые видел у них в руках.

Встречаются ли такие пакеты сейчас?

Пакеты Aldi — прекрасный пример искусства для масс. Строгая геометрия обоих вариантов (бело-синего Aldi-Nord и оранжевого Aldi-Süd) — превосходный образец поп-арта. Их автор — Гюнтер Фрутрунк, ранее профессор Академии искусств в Мюнхене. Кстати, если не ошибаюсь, старая версия пакета Aldi-Süd создавалась Джозефом Алберсом, одним из отцов поп-арта (как минимум, это превосходная адаптация его работы). Как бы то ни было, к пакетам стоит присмотреться. Они уже стали частью нашей культуры, со всеми её излишествами и сюрпризами.


Информация

Все представленные на иллюстрациях пакеты входят в коллекцию «Музея портативного искусства», организованного в немецком Дюрене Хайнцом Шмидт-Бахемом.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что поможет до пожара

Всем известная крылатая фраза оптимистично утверждает, что рукописи не горят. Но, увы, бумага — один из самых пожароопасных материалов, а полиграфическое производство, где применяются горючие расходные материалы и легковоспламеняющиеся краски, представляет собой зону повышенного риска пожароопасности. Как с этим жить — читайте прямо сейчас.

Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».

Отметка «1000» пройдена

В конце октября в московском «Экспоцентре» прошла международная выставка «Реклама 2024». Холдинг «Смарт-Т» представил на своём стенде 19 единиц техники для цифровой рекламной, сувенирной и текстильной печати и раскроя, и среди них — пять российских премьер. Несмотря на то, что самые продуктивные месяцы для отрасли ещё впереди, уже в октябре 2024 г. холдинг достиг объёмов продаж прошлого года, недавно миновав отметку в тысячу инсталляций. О предварительных итогах года, о том, как строится работа в «Смарт-Т», и о том, что планируется в будущем, рассказывает директор по маркетингу холдинга Дмитрий Грацков.

Как дела у книжных типографий

Введение санкций привело к возникновению трудностей для книжной отрасли. Возник комплекс взаимосвязанных проблем — технологических, финансово-экономических, юридических. Первоначально ощущалась нехватка бумаги, печатных красок, запасных частей и комплектующих для оборудования, оборотных средств. Серьёзную угрозу представлял запрет на техническое обслуживание зарубежных полиграфических линий, установленных в российских типографиях. В подобного рода ситуации остро встал вопрос о сохранении доступности книги для массового читателя. Что же случилось дальше и каковы прогнозы на будущее? Читайте прямо сейчас.

День рождения будущего

22 октября 1938 года американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней в отеле «Астория» получили первое ксерографическое изображение способом сухого электростатического переноса. Эта дата неофициально считается днём рождения цифровой печати. Через десять лет состоялась презентация копировального аппарата Xerox Model A, выпущенного Haloid. Популярность копира превзошла все ожидания, и в 1961 году Haloid была переименована в Xerox… Как всё это было и почему?



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40