Как известно, что для русского хорошо, то для немца смерть. Это к вопросу о классификации «тяжести» ЦПМ… На самом деле чёткой границы между «лёгкими» и «настоящими» ЦПМ нет — она находится по большей части в головах маркетологов и даже определяется особенностями локальных рынков. В частности, на Западе средние уровни загрузки ЦПМ заказами выше, чем у нас (для «лёгких» ЦПМ характерны меньшие макс. месячные нагрузки), а цифровые типографии более специализированы на определённых типах заказов. В России же в особой цене универсализм, а многие салоны оперативной полиграфии вообще начинали с офисной техники. Поэтому для них «лёгкие» ЦПМ по характеристикам воспринимаются почти как полноценные, промышленные машины. Просто как ЦПМ, более доступные по ценам…
Именно с такими мерками подходим к тестированиям и мы. Возможности опробовать аппарат на больших объёмах печати у нас нет, зато стараемся «покормить» его самыми разнообразными материалами. В России продажи серии imageRUNNER Advance Pro стартовали в 2010 г., а осенью мы сделали обзор C9060. Обсуждая с поставщиком особенности печати на различных материалах, мы решили пообщаться с первыми покупателями. Так и познакомились с начальником отдела дизайна и цифровой печати Государственного предприятия Калужской области «Облиздат» (ГП КО «Облиздат») Алексеем Кравченко.
Установка машины состоялась в середине октября 2010 г. Выполнил её инженер поставщика «НИССА Центрум» в течение дня, а уже на следующий отпечатали первый тираж. Для Кравченко освоить аппарат не составило труда. Во-первых, помог опыт предыдущего места работы, где он управлялся с устройствами Xerox; во-вторых, как отметил Алексей: «Машина очень простая, поэтому её эксплуатацию при выполнении несложных работ можно смело доверять даже не имеющему опыта человеку». Здесь я с ним полностью солидарен — тщательно продуманный, настраиваемый интерфейс пользователя на сенсорной панели обратил на себя внимание ещё во время представления линейки в Барселоне. Но есть и расширенные опции, к которым любят обращаться профессионалы при выполнении нетривиальных задач. Там без специальных знаний уже не обойтись.
Конфигурация аппарата тоже простая: кроме устройства печати — контроллер печати ImagePASS-A1 плюс финишёр Staple Finisher. Пока надобность в шитье скрепкой в линию ни разу не возникла, но особенности конструкции машины требуют, чтобы в комплект входило какое-то финишное или приёмное устройство. К тому же покупали машину из демозала в уже имеющейся конфигурации — иначе пришлось бы дольше ждать. Лотки подачи стандартные: два для бумаги А4, два макс. формата (во всех лотках размеры бумаги настраиваются) плюс лоток ручной подачи.
Машина покупалась под внутренние нужды типографии: печать обложек и малотиражных книг, вклеек. Отдельного направления коммерческой цифровой печати пока нет, что объясняет относительно малый «пробег» — за 11 месяцев на счётчике 226 367 копий (приводятся к формату А4). Чаще приходилось печатать на А3: монохромных оттисков — 94 262, цветных — 14 294. Выход на сторонних заказчиков — перспектива, отложенная в связи с готовящимся переездом типографии. Возможно, предполагает Алексей, появится самостоятельный отдел цифровой печати, расположенный отдельно от типографии. Тогда можно будет наращивать объёмы печати за счёт внешних, а не только внутренних заказов.
За прошедшее время исполненные заказы представляли собой обложки для книг тиражами от 100 до 500 экз., форзацы и вставки в книги. Около 80% обложек цветные, форзацы цветные и ч/б примерно поровну, около 80% вставок ч/б. Печатали ещё рекламные листовки и визитки — только в цвете.
Бумага используется в основном мелованная плотностью 90–300 г/м2 и офсетная (65–180 г/м2) — никаких проблем! С фактурной работали всего два-три раза. Это были «лён» 240 г/м2
и «скорлупа» 180 г/м2. Фактуру печатали в режиме Texture 4 (рекомендован для плотностей 257–300 г/м2). «Плашку, конечно, заливало не полностью, текстура проступала. Но заказчик был доволен — он именно так и хотел», — отметил Алексей.
В отделе, где эксплуатируется аппарат, дополнительной послепечатной техники нет. Учитывая специфику заказов, это понятно — хватает собственной послепечати типографии. А как с надёжностью? C9060 здесь — единственная цифровая машина, поэтому её поломка может стать реальной проблемой. За время работы это случилось только раз — вышел из строя блок проявки. «В течение часа выяснили, что именно нужно менять, купили новый, поменяли и работаем дальше», — рассказал Кравченко. Он оценил сервис поставщика на «отлично», хотя и высказал пожелание, чтобы было доступно больше инженеров по этой марке. А на вопрос «Насколько удовлетворены машиной?» сделал редкое для нашей отрасли откровенное признание: «Машиной удовлетворены полностью».
Статьи по теме
Старцев Д. Цифровые выборы // № 4, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/04/18588188/
Терентьев И. Canon imageRUNNER ADVANCE C9060 PRO // № 11, 2010; http://www.publish.ru/publish/2010/11/15929651/
Терентьев И. Говорит и показывает Canon // № 10, 2009; http://www.publish.ru/publish/2009/10/10736702/