«До Drupa 78 дней», — объявил 14 февраля, открывая форум, президент PrintCity Джон Дангельмайер. Он напомнил, что альянсу уже 14 лет, а его деятельность весьма многогранна — от проведения совместных исследований в области полиграфии и публикации практических руководств для типографий до международных конференций и совместного участия в крупнейших выставках. Президент объяснил, что скрывается за лозунгом «Print: Seen! Lean and Grean», под которым в последнее время проходят все мероприятия альянса. Что такое «Print», всем ясно. «Seen!» — это о значении технологий, усиливающих эффект от воздействия печатных продуктов и придающих им дополнительную ценность. «Lean and Green» — фокус на экономической и экологической эффективности всей технологической цепочки. Среди тем, которым будет уделено особое внимание на Drupa-2012, — синергия от совмещения офсетной и цифровой печати, повышение эффективности рулонного офсета.
В форуме приняли участие компании, предлагающие решения для печати — от офсетного и цифрового оборудования до систем контроля и расходных материалов. Особенно впечатляющим был состав представителей бумажной индустрии: каждый из трёх участников — лидер в своей нише.
Печать
Традиционно движущей силой альянса выступает manroland, принимая самое активное участие во всех мероприятиях. В связи с последними событиями вокруг компании и её разделением организаторам пришлось скорректировать первоначальный план форума, сократив его на день, который должен был стать днём manroland.
Тем не менее, перед собравшимися выступил представитель вновь образованной manroland web systems — исполнительный вице-президент по продажам Питер Куйсле. Вероятно, это было первое представление новой компании в такой широкой аудитории. «Мы снова в бизнесе», — так начал свою презентацию Куйсле. Он представил нового владельца компании, начавшей работу 1 февраля. Possehl Group отличается эффективной и прозрачной структурой управления, быстрым принятием решений. Её приоритет — прибыльность всех находящихся во владении активов (а их много в различных отраслях), чего удавалось добиться даже в 2009 г. Manroland web systems, владеющая заводом в Аугсбурге, будет выпускать офсетные рулонные машины, оставаясь мировым лидером в этом секторе. Работа на заводе не прерывалась, заказы выполняются, есть и новые.
Компания будет участвовать в Drupa-2012 на общем стенде с «наследником» листового бизнеса manroland. Было названо несколько главных тем. Autoprint — воплощение концепции One touch (одним нажатием) в газетной и коммерческой рулонной печати: человек вмешивается в технологический процесс, только когда что-то идёт не так. Печатные машины оснащаются системами автоматизации — APL (автосмена форм), AutoJobChange, Inline Control Systems, QuickStart и т. п., существенно сокращающими макулатуру и повышающими экономическую эффективность печати. Уже 16 заказчиков в мире (67 башен, 29 фальцаппаратов) работают с машинами COLORMAN autoprint, примерно половина — в Германии. Радикально новая концепция включает управление с мобильных устройств и новый интерфейс пользователя.
На выставке будет представлена новая печатная секция COLORMAN e:line, предусматривающая автосмену и параллельную смену форм. Она оснащается увлажнением InlineDampening и коммерческим пакетом, повышающим качество печати. Конструкция более эргономична, понижен уровень шума.
В секторе коммерческой печати линейка ROTOMAN получила развитие в виде модели ROTOMAN HiPrint (55 000 об./ч, автоматизация PPL, InlineControl) и более производительной и автоматизированной ROTOMAN DirectDrive (70 000 об./ч; включает DynaChange).
Будет показан и новый флагман направления коммерческой печати — LITHOMAN 96 long-grain. А 32-полосный LITHOMAN 32 long-grain позволит печатать до 67 000 коп./ч. Четвёртая инсталляция LITHOMAN S 96 long-grain запланирована на 15 октября 2012 г. По отзывам заказчиков качество печати не уступает ROTOMAN. Макс. производительность — 4,32 млн полос А4 в час.
В рамках программы manroland pressupdate компания предлагает модернизацию оборудования: восстановление валиков, дооснащение (УФ-сушки, PECOM и т. д.), переход на более узкий рулон, реконфигурирование и т. п.
На выставке продемонстрируют и возможности интеграции оборудования с системой printnet, а в партнёрстве с Oce — достоинства гибридной печати.
Последняя активна и в секторе рулонной печати, только цифровой. Oce будет представлена на стенде Canon площадью 3750 м2 — четвёртым на выставке и самым большим за время участия в ней Canon. Концепцию участия Oce объяснил директор по маркетингу промышленных устройств печати с непрерывной подачей Рональд Стасичек: Oce делает ставку на переход от аналоговой к цифровой печати и от ч/б — к цветной. По оценке Infotrends, доходы от цифровой печати с 2009 по 2012 г. вырастут на 15%, а от традиционной — снизятся на 6%. «Цифра» удовлетворяет современным тенденциям в медианосителях. Самый эффективный её сектор — струйные ЦПМ. В секторе цветных систем с непрерывной подачей Oce лидирует, постепенно увеличивая свою долю: на рынке Западной Европы и США она выросла с 26% в 2009 г. до 30% в 2010 г.
В портфолио цветных рулонных ЦПМ четыре линейки: twin, compact, dual и wide. В 2012 г. представлены новые модели: компактная цветная JetStream 1900, высокопроизводительная монохромная JetStream 4300 mono — самая быстрая в своём классе. Она не модернизируется, поэтому отличается доступной ценой и минимальной занимаемой площадью. Выпущенная чуть раньше Oce ColorStream 3500 на собственной аппаратной платформе Oce пользуется популярностью — в 2011 г. установлено более 60-ти штук. На Drupa-2012 запланирована премьера развития этой линейки: ColorStream 3700 со скоростью 100 м/мин, 1350 А4 в минуту (на 30% быстрее лучшего аналога конкурентов) — её впервые покажут на стенде Canon. Объём печати — 46 млн А4 в месяц. Среди инноваций: функция синхронизации печати при разгоне и остановке обеспечивает качество изображения с первого оттиска до последнего. Остальные новинки Oce предложила осмотреть в своём демозале в Поинге (под Мюнхеном) с 7 по 11 мая, все присутствующие получили персональные приглашения.
Примечательно, что о тонерных системах Oce Стасичек не сказал ни слова. Похоже, компания определилась с вектором развития…
Фольга и бумага
Инновации мирового лидера в области фольги для тиснения Leonard Kurz представил молодой и энергичный вице-президент по продажам Маркус Хоффман. Что именно движет разработчиками Kurz? Ответ прост: требования рынка, то есть запросы клиентов. А их интересуют цена, скорость, время приладки, стабильность, простота нанесения, гибкость и т. д. К выставке подготовлено более десятка новых продуктов, в т. ч. две серии фольги для холодной припрессовки KPW-OP и KWS-OP. Интерес к такой фольге растёт со стороны офсетных типографий со специальным оборудованием.
Было впервые объявлено о выпуске новой серии M-Series, обеспечивающей на 25% более высокую скорость тиснения. В целом Kurz стремится создавать более универсальные продукты, которые позволят использовать одну и ту же фольгу для разных типов продукции. Типографиям, специализирующимся на защитных технологиях и люксовой упаковке, адресована Light Line — голографическая фольга без разделительных линий. Она снимает существующие ограничения в дизайне. А цифровиков, которым тиснение фольгой обычно не по карману, особенно заинтересует серия Digital Metal. Лист со специальной фольгой помещается поверх отпечатка с твёрдым или жидким (HP Indigo) тонером. Потом прогоняется через ламинатор, основа удаляется, а фольга остаётся только на запечатанных областях. После этого оттиск снова можно запечатывать, уже в цвете. В перспективе — создание аналогичной фольги для струйных оттисков.
Фольгой (кроме переплётных материалов) чаще всего тиснят по бумаге и картону. Крупнейшие производители массовых сортов выбирают разные стратегии развития, стремясь сохранить прибыльность в условиях снижения спроса в странах с развитой экономикой.
M-real, действуя по принятому в 2006 г. плану реструктуризации, постепенно распродаёт непрофильные активы и фокусируется на производстве картона. Поэтому с 28 марта компания станет называться Metsa Board Corporation. В перспективе доля производства картона будет расти, а бумаги — сокращаться. Сохранятся только наиболее эффективные производства. Подробности реструктуризации компании — в новостях этого номера.
Самый крупный в мире производитель чистоцеллюлозной бумаги Sappi (производственные мощности — до 6 млн т бумаги в год; продажи в 2011 г. — 7,286 млрд долл.) очень заботится о пропаганде печатного слова. На это направлены многочисленные конкурсы, корпоративные издания и самый свежий проект — «Хьюстон» (Houston). Он представляет собой онлайн-платформу или даже вселенную, в которой сосредоточены знания о бумаги и полиграфии. Что касается инноваций в области бумаги, то наибольшую перспективу Sappi видит в создании новых сортов для цифровой печати, особенно струйной. Здесь в ближайшие годы ожидается взрывное повышение спроса.
UPM также выбрала для себя фокус — бумага для издательских продуктов. Производства, ориентированные на упаковку, распродаются. После поглощения Myllykoski, компания стала безусловным лидером в этом секторе. Годовой оборот в 2011 г. — 7,2 млрд евро. К выставке готовятся вполне ожидаемые новые продукты, среди которых расширенная коллекции бумаги для цифровой печати DIGI, новый барьерный упаковочный материал UPM Swan Barrier, семейство экологических продуктов UPM Eco.
Экологические аспекты — настоящий «пунктик» у большинства компаний, представлявших свои решения на мероприятии. И это не дань моде, а реальные требования рынка — многим заказчикам действительно важны экологическая чистота сырья и производств, возможность вторичной переработки печатных продуктов. Вряд ли это поветрие минует Россию. Вопрос лишь в том, как скоро интерес к экологической чистоте у нас станет таким же всепроникающим и повсеместным, как в Европе и Америке.
UPM сумела удивить собравшихся, представив проект UPM ColorCTRL. Он реализуется совместно с Dalim Software и GMG, а как полномасштабный сервис будет представлен на Drupa-2012. Проект довольно амбициозен: облачное веб-приложение обеспечит точную передачу цветов от этапа дизайна до печатного продукта. Будет предлагаться в рамках специального сервиса от UPM.
Бороться за будущее печати
Мероприятие завершил круглый стол, на котором обсуждались современные медиатенденции и перспективы полиграфии. Разумеется, все участники кровно заинтересованы в том, чтобы печатная индустрия развивалась. У печатных продуктов есть масса уникальных преимуществе перед другими медианосителями, а уж о перспективе в упаковке и др. направлениях никто не спорит. И важно использовать любой повод, чтобы доносить до людей позитивные аспекты печати — её будущее стоит того, чтобы за него побороться!Другие подробности о Drupa-2012 — в следующих номерах Publish и официальной газете выставки на русском языке.
Полезные дополнения: контроль, отверждение, полотна
Среди компаний-участников форума были и нацеленные на модернизацию уже установленных машин или OEM-сотрудничество с производителями. Procemex Print занимает уникальную нишу, выпуская системы видео-контроля бумажного полотна в реальном режиме времени. Генеральный директор Мика Валконен объяснил, что электронные инструменты для инспекции и регистрации всё более востребованы. По его опыту реальные источники проблем на производстве распределяются так: бумага (30-40%), печатное оборудование (50-60%), оператор (10%). А решения Procemex позволяют не строить догадки об источнике проблем, а точно их распознавать и документировать. В среднем возврат инвестиций — 6-12 месяцев за счёт улучшения работы машины и нивелирования других факторов. Пример: в рулонной типографии, в которой оборудованы системами инспекции 14 машин, один оператор обслуживает несколько машин. Более понятный российским типографиям источник экономии — документирование проблем с бумагой. Доказать, что она включала брак, по задокументированным видеофайлам не составляет проблем. Причём поставщику бумаги можно демонстрировать видео через веб-интерфейс в режиме реального времени.
Eltosch (входит в hohle group) специализируется на устройствах УФ-отверждения, предлагая и альтернативы. Отвечая потребностям рынка, компания выпустила компактный модуль jetCure для машин струйной печати, включая широкоформатные принтеры. Учитывая тенденцию перехода на светодиодное отверждение, разработаны модули LED PowerLine — компактные, не выделяющие озона и не нагревающие материал, срок службы более 10 000 ч. А для тех, кому необходимы доступные системы горячей сушки, есть новые ИК-решения серии ECOplus. Их можно устанавливать, сколько необходимо для нужной температуры при нужной скорости.
Хотя офсетные полотна традиционно относятся к расходным материалам, их ресурс и необходимость тщательного подбора с учётом особенностей печатного оборудования сближают полотна с запасными частями. Среди наиболее уважаемых производителей — Trelleborg Printing Blankets. Компанию и её решения представил управляющий директор Томас Линкенхейл. Trelleborg обладает 100-летним опытом производства офсетных полотен, выпуская две известных линейки — Vulkan и Rollin. Хотя наиболее активна в офсетном секторе, её продукция применяется для флексо- и цифровой печати. Среди производителей ЦПМ её используют HP Indigo, Delphax и некоторые другие, назвать которые Линкенхейл не имеет права по условиям OEM-соглашений. Готовясь к Drupa-2012, компания провела серьёзное исследование, сфокусированное на будущем полиграфии. Его полные результаты огласят на выставке, а вот некоторые факты. 11% простоев в типографиях связаны с офсетными полотнами. Доля расходов на полотна в общей структуре себестоимости печатной продукции эталонной типографии 0,3–0,4%. Выводы делайте сами… На выставке будет представлен совместный проект с Kodak для флексографии. Подробности узнаем в мае.
Новая старая компания
Выступление в первый день конференции исполнительный вице-президент по продажам, сервису и маркетингу manroland web systems Питер Куйсле начал словами: «Мы снова в бизнесе». Впрочем, это ещё не значит, что все проблемы для компании и заказчиков уже решены. На следующий день Куйсле ответил на несколько вопросов Publish.
Что было основной проблемой manroland? Почему компания стала банкротом? Ваши российские партнёры говорят, что известие о банкротстве стало для них сюрпризом, и предполагают, что не были вовремя приняты и исполнены важные управленческие решения. Похоже, речь идёт о проблемах менеджмента?
Я не стану это комментировать, но отмечу, что рынок печатного оборудования в мире упал на 70%. Компании удавалось справляться с ситуацией даже в первой половине 2011 г. Главная проблема — мы не смогли достаточно быстро изменить свою структуру в условиях такого быстрого падения рынка. Мы наблюдали за рынком и верили, что он восстановится. Не на 100%, но хотя бы до 60-70%. Этого не случилось, и это было проблемой. И когда мы осознали, что рынок остаётся на исключительно низком уровне, разработали программу реструктуризации. Она была тщательно продуманной, но прежние владельцы не хотели в неё инвестировать. Тогда мы договорились со швейцарской инвестиционной группой Capvis, со стороны которой получили общее одобрение программы. Однако в последний момент по ряду причин Capvis решила отказаться от сделки. После этого manroland пришлось подать заявление о временной неплатёжеспособности.
Таковы факты. Надо быть очень осторожным в высказываниях о бывшем менеджменте компании, в составе которого было много хороших управленцев.
После презентации, отвечая на вопрос о планах на 2012 г., Вы сообщили, что рассчитываете на продажи порядка 300 млн евро. Это так?
Не совсем. Я сообщил, что масштаб компании реструктуризирован из расчёта на ежегодный оборот в 300 млн евро. Для текущего года пока сложно говорить о конкретных объёмах продаж — мы сейчас занимаемся бюджетированием. Но в перспективе в 2013 г. мы действительно рассчитываем на продажи на уровне 300 млн евро. И даже в текущем, «коротком» году рассчитываем получить прибыль.
Как изменится структура продаж manroland web systems за границей, в частности в Восточной Европе?
Пока никаких решений об этом не принято. Мы обсуждаем страну за страной — как именно организовывать продажи. Где-то организация сохранится, где-то будет принято другое решение. Сейчас, когда компания существует всего две недели, слишком рано говорить о чём-то конкретном. Мы уже сформировали управленческую структуру в штаб-квартире, она функционирует. И сейчас в самом разгаре работа по организации продаж за рубежом.
Верно ли, что после объявления о временной неплатёжеспособности manroland все прямые гарантийные контракты были прекращены?
Нет. Любые претензии в рамках гарантийных контрактов всё ещё действительны. Однако юридически они действительны в отношении старой компании, находящейся в состоянии временной неплатёжеспособности, а не по отношению к нам — вновь образованной компании. Но мы хотели бы продолжить работу с клиентами. Поэтому должны найти взаимоприемлемые решения на основе переговоров с каждым. Мы не уклоняемся от ответственности, но юридически любые претензии по гарантийным контрактам имеют силу только в отношении старой компании.
В каком виде Lithoman 96 long grain и другие решения будут представлены на Drupa-2012?
Показывать на стенде работающее оборудование не планируем. Такой подход уже был реализован на Drupa-2008, когда мы представили интересные демонстрации наших решений и технологий и могли объяснять заказчикам все особенности. Но если необходимо увидеть оборудование в деле, организуем посещение типографий на расстоянии не более часа езды от Дюссельдорфа. Одна из работающих 96-полосных машин находится совсем недалеко.