Долгие годы в конце 90-х и начале 2000-х «ПолиграфИнтер» без каких-либо оговорок был «нашим всем». Ведущие производители и поставщики не могли себе позволить проигнорировать главную полиграфическую выставку, а после неё с удовлетворением осознавали — всё было не зря. Времена и настроения изменились — теперь даже крупнейший экспонент спокойно отказывается от участия, предлагая потенциальным клиентам альтернативу — «прогуляться» в Китай. А злые языки поговаривают, что выставка вообще может не состояться и не особенно нужна. Мы в Publish уверены в обратном. А что по этому поводу думает бессменный президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) Борис Александрович Кузьмин, стоявший у истоков «ПолиграфИнтер»?
45 лет истории | Почти столько отделяет первую в стране Международную выставку полиграфической техники «ИНПОЛИГРАФМАШ», прошедшую в московских «Сокольниках» в 1969 г., от предстоящей. За эти годы тематическое наполнение и масштабы проекта изменялись в соответствии с развитием мировой и отечественной полиграфии. В 2000 г. «ПолиграфИнтер» удостоили знака UFI, который официально утвердил её статус как одной из авторитетных мировых выставок, отвечающей всем международным требованиям. Сегодня в области полиграфической техники (оборудование, технологии и материалы, проектирование и сервис) обозначены всего семь выставок мирового уровня: Drupa (Германия), Print (США), Ipex (Англия), China Print (Китай), «ПолиграфИнтер» и мероприятие в Бразилии (члены международной ассоциации полиграфических выставок EUMAPRINT).
Впервые под названием «ПолиграфИнтер» выставка прошла в 1995 г., её организаторами стали Международная выставочная компания (МВК) и МАП, приемники КВЦ «Сокольники» и ассоциации «Аспол». Кстати, компании «Гейдельберг» обеспечили одно из ведущих мест на российском рынке полиграфической техники только образование фирменного представительства в России и участие в выставке 1995 г. И это не единственный пример, когда «ПолиграфИнтер» стала успешным трамплином для новых проектов. Её роль и значение в развитии отечественной полиграфии вообще и создании новой инфраструктуры (рынок оборудования и материалов) сегодня трудно переоценить. С 2005 г. она проводится один раз в два года, по нечётным годам (до этого — ежегодно). С 2011 г. произошли организационные изменения: МВК вошла в состав Международной группы компаний ITE. Но общий курс выставки остался неизменным...
Тенденции полиграфии | В решении Общественного совета при Роспечати (июнь 2012 г.) отмечалось, что в последние годы печатный бизнес теряет актуальность в связи с прогрессом электронных коммуникаций. Профессиональное бизнес-сообщество признало необходимым уделять больше внимания значимости традиционного бумажного носителя как продукта в удовлетворении информационных и культурных потребностей населения страны. Эти процессы характерны не только для России. Конкурентоспособность печатного носителя обсуждается во многих странах, даже в США, где интернет и электронные средства доставки информации широко распространены. Например, для продвижения основной идеи, что печать является жизненно важной и устойчивой формой общения, полиграфическое бизнес-объединение Америки разработало информационные материалы и выделило ресурсы для повышения осведомлённости населения о печати.
Отечественное полиграфическое производство на протяжении уже трёх лет стабильно. Статистика за 2012 г. и экспертная оценка деятельности предприятий это подтверждают. Растут объёмы печати, особенно в секторах журнальном (102,6%) и в упаковочном (105%). Значительное увеличение объёма работ в денежном выражении определяет в полной мере рост производства и его эффективность.
При этом в отечественной полиграфии постоянно происходят качественные изменения, её организационно-технологическая конкурентоспособность возрастает. Но большинство российских типографий проигрывают зарубежным в ценовой конкуренции, что связано с их практически полной импортной зависимостью в материально-техническом обеспечении. Вступление России в ВТО имеет для развития страны большое значение, так как главные изменения произойдут в области таможенно-тарифной политики, будет изменены пошлины на импорт оборудования и материалов. Следовательно, у отечественной полиграфии хорошие перспективы в соревновании с зарубежной полиграфбазой на внутреннем рынке.
В контексте перспективы печатных СМИ и книг постоянно выражается обеспокоенность нынешним состоянием рынка распространения печатной продукции. Вариант решения проблемы — комплексное реформирование всей системы распространения и доставки изданий при сохранении схемы децентрализованной печати, которая является основой этой организации. Одно из направлений — создание и развитие цифровых типографий, в т. ч. с применением современных цифровых рулонных ротаций струйной печати.
Дату конца «эпохи Гуттенберга» сегодня предсказать не может никто. Но при прочих равных условиях в издательско-полиграфической сфере определённые факторы будут позитивно влиять на развитие рынка печатной продукции.
«ПолиграфИнтер-2013» | Необходимость проведения выставки очевидна для полиграфического рынка. Даже несмотря на информацию о проблемах английской Ipex и отказ «Гейдельберг СНГ» от участия в проекте. Подобное уже было в 2004 г., когда выражались сомнения в связи с одновременным проведением Drupa, а в 2009 г. — из-за мирового кризиса. Но выставки состоялись и, по общему мнению, достаточно успешно даже в коммерческом плане.
Сегодня, рассматривая вопрос целесообразности, более того, необходимости полиграфической выставки, следует иметь в виду, что позиционирование традиционного печатного бумажного носителя в современной медиасфере принципиально изменяется. Наступление замещающих процессов и продуктов идёт широким фронтом. Проблема сохранения конкурентоспособности печатного дела становится главной не только для профессионального бизнес-сообщества, но и для широкой интеллектуальной общественности в сферах культуры, образования и науки. Пропаганда значимости печатной продукции становится превалирующей задачей. И проведение «ПолиграфИнтер» в этом ряду занимает весьма значимое место.
Сейчас главное для отечественной полиграфии — сохранить вектор развития, предоставить для издающих организаций новые возможности и преимущества в печати, ослабить их интерес к поиску коммерческой удачи в электронных приложениях.
Ожидания от выставки | Мы ждём информационной направленности её экспозиций, насыщенности предложениями, связанными с диверсификацией полиграфических производств, применением современных цифровых технологий, специальных способов печати и процессов послепечатной обработки. Рассчитываем на особые предложения и неординарные решения, которые помогут полиграфистам найти оптимальные технологические и организационные решения в современных условиях.
Технический прогресс в мировой полиграфии уже опережает периодичность профессиональных выставок. В итоговых материалах «ПолиграфИнтер-2011» отмечалось, что наши полиграфисты проявляют интерес к рулонным ЦПМ струйной печати, на Drupa-2012 это оборудование было в центре внимания, а сегодня можно говорить о его использовании в России. И таких примеров быстротечности появления и применения новинок в полиграфии много.
Время собирать камни | Период разнообразия специализированных полиграфических выставок («Этикетка», «ПолиграфТех», DigiMedia) прошёл — такова общемировая тенденция. Целесообразность концентрации всех технологий и техники на одной выставке очевидна. Даже многочисленные упаковочные выставки делают упор на демонстрации процессов непосредственного использования упаковочных средств. Всё, что касается печати, — прерогатива полиграфической выставки.
Значимым направлением современной полиграфической выставки становится её издательско-полиграфическая составляющая, учитывающая происходящее в медиасфере. Именно в этом направлении сегодня работает МВК, стараясь привлечь внимание профессионального издательского сообщества к выработке концепции выставки и участию в её деловой программе. Понимая, что многие проблемы отечественной полиграфии лежат в плоскости развития издательской и распространительской деятельности, такое взаимодействие с заказчиками издательской и упаковочной продукции повлияет на эффективность проведения «ПолиграфИнтер» и бизнес её участников.
Три краеугольных камня | У «ПолиграфИнтер-2013» должно быть три основных блока:
- традиционные печатные технологии и оборудование с учётом наиболее перспективных направлений развития рынка печатной продукции (ассортимент, тиражность, качество) и расширения этикеточно-упаковочного сектора печати;
- цифровые печатные технологии и оборудование как перспективный вектор развития отечественной полиграфии и важнейший элемент в развитии медийной сферы;
- финишные (послепечатные) процессы и оборудование для полиграфического производства.
Только наступление! | Полиграфия переживает не самое простое время, не всё складывается в её пользу. Однако нет повода для пессимизма — в прошлом году отечественная полиграфия сохранила объёмы производства, нет и заметного снижения инвестиционной активности. Более того, на 2013 г. анонсирована модернизация многих предприятий. Но понятно и настроение компаний, вспоминающих более «тучные» времена на рынке оборудования. Несомненно, что проведение выставки потребует от её организаторов и участников мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов. К тому же практически все компании на рынке оборудования и материалов за последние годы наработали эффективные маркетинговые механизмы продвижения бизнеса.
Но сегодня речь идёт о сохранении значимости печатного бизнеса для общества и конкурентоспособности полиграфического производства. И здесь отдельные «партизанские» действия явно недостаточны, необходимы совместные усилия по удержанию всей «линии фронта» и организации новых побед в медиасфере. Артподготовка же такого наступления остаётся за «ПолиграфИнтер»…