Влияние красок
Для получения оптимальных результатов и соответствия по цвету и прозрачности при заданной толщине красочной плёнки выбирайте краски по стандарту ISO 2846-1. В нём указаны параметры цвета (L*a*b*) и прозрачности для триадного набора печатных красок. По части колориметристики стандарт требует, чтобы каждый цвет был в пределах оговоренных допусков ΔE при указанном диапазоне толщины красочной плёнки. Касающаяся прозрачности часть стандарта рассматривает печать по чёрному материалу с различной толщиной красочной плёнки и последующими замерами параметров пропускания света. Это свойство краски имеет важнейшее значение для треппинга и наложения при печати (источник: PIA/GATF).
От краски ждут хороших печатных характеристик в разных производственных условиях при стабильном краскопереносе и чистых офсетных полотнах на протяжении всего тиража (это помогает бороться с пылением и наслоением красочных частиц на печатных формах). Увеличение поверхности контакта воды и краски на печатной форме подразумевает эффективный контроль эмульсии с хорошим удержанием воды. Если «рабочая» краска содержит некоторое количество эмульгированного увлажняющего раствора, для качественного краскопереноса и треппинга придётся поддерживать нужную реологию. Баланс краски и воды, без которого невозможно добиться чистой печати, исключить пыление и обеспечить стабильное воспроизведение изображений (суммарная красочная плотность, растискивание, красочный треппинг), реален только при контролируемой эмульсии. Для получения оптимальных результатов необходима краска с хорошим балансом пигментов, смол и лаков — залог качественного краскопереноса и баланса краска/вода. Такой подход позволяет не завышать содержание в краске пигмента. Триадным цветам необходима сбалансированная насыщенность: недопустимо, чтобы для отдельного цвета наносили слишком мало или много краски. Иногда в этих случаях требуется перекалибровка процесса. Даже небольшие отклонения в оттенках плашек и чёткости растровых элементов чреваты разницей, заметной и для человеческого глаза, и для измерительного прибора.
Большое значение имеет толщина красочной плёнки, и для стабилизации растискивания важно отслеживать и контролировать её плотность. Напрямую плотность красочной плёнки и растискивание друг на друга не влияют, но корректировкой плотности можно опосредованно изменять и растискивание. Стандартная последовательность красок в листовой печати — KCMY. Не забывайте контролировать связанные с наложением параметры красок: это важно для визуального восприятия изображений и соответствия отпечатка цветопробе. В некоторых случаях приходится печатать по схеме KMCY. Например, печатник может выбрать вариант M+C, когда синий не получить комбинацией C+M. Добавление вспомогательных присадок сказывается на реологии печатных красок и воспроизведении растровых элементов — лучше их избегать.
Увлажняющий раствор
Ежедневно проверяйте уровень pH и показатели проводимости как значимые для печатного процесса факторы. Обязательно контролируйте соблюдение рекомендаций по техобслуживанию.
Оптимальные значения pH для увлажняющего раствора — 4,8–5,5; содержание добавок — по рекомендациям производителя.
Систему увлажнения постоянно загрязняют частицы бумаги и краски, органический мусор, содержащиеся в смывках для офсетных полотен растворители. При этом низкое качество увлажняющего раствора приводит к проблемам с балансом краски и воды, повышает издержки на химикаты, ухудшает экологические показатели. Не исключено наслоение загрязнений на валиках, печатных формах, формных и офсетных цилиндрах. При комбинировании краски и увлажняющего раствора обязательно учитывайте специфику печатной машины и бумаги, уровень изопропилового спирта и качество воды.
Кривая Print Definition Curve для краски SunLit Exact PSO с формулой по ISO 12647-2 для получения нужного растискивания и оптимизации воспроизведения в тенях. 80% всех триадных серий обеспечивают соответствие ISO 12647-2 в рамках заданных допусков |
Лаки
Лаки на водной и масляной основе способны изменить восприятие цвета, поэтому для калибровки используют только не покрытые лаком печатные листы.
Влияние бумаги
Наиболее серьёзное влияние на качество печати оказывает бумага. Восприятие качества зависит от её визуальных (глянец, яркость, непрозрачность) и тактильных свойств (жёсткость, шероховатость). Не менее важен для воспроизведения цвета совокупный эффект от бумаги и краски. Поверхность и оттенок бумаги способны изменить цветовой охват, а воспроизведение цвета не в последнюю очередь определяется влиянием структуры бумаги на растискивание.
Влияние бумаги на цветовой охват
Достижимый цветовой охват зависит от шероховатости и пористости бумаги. Часть падающего на её поверхность света отражается, а часть поглощается красочным слоем. Очень грубая поверхность рассеивает белый свет в разных направлениях, снижая насыщенность оттенка. В пористую бумагу краска впитывается глубже и становится более тусклой. Мелованная бумага — более гладкая и не такая пористая |
Между цветовым охватом и суммарной красочной плотностью (SID) есть прямая зависимость: чем выше показатель SID, тем проще увеличить цветовой охват. Для каждой комбинации «бумага/краска» есть оптимальное соотношение, гарантирующее стабильные и высокие печатные характеристики (даже с учётом того, что для разных сортов бумаги достижимый показатель SID будет разным).
Оттенок бумаги становится пятым цветом в печати, влияя на цветовой охват. Воспроизведение практически белых объектов в сюжете зависит от оттенка бумаги — на печати эти цвета очень сложно, а подчас и вообще невозможно отрегулировать. Для немелованных сортов бумаги цветовой охват будет почти наполовину меньше, чем для мелованных.
a) Голубая краска на гладкой, плотной поверхности выглядит насыщеннее, поскольку не впитывается в бумагу и направленно отражает белый свет. Принцип отражения показан на рисунке. б) Голубая краска на грубой, пористой поверхности выглядит менее яркой, поскольку впитывается в бумагу и рассеивает свет в направлении зрителя. Принцип отражения показан на рисунке |
Кривые отражения и световые волны сине-голубого спектра на мелованной и немелованной бумаге похожи. Для жёлтого и красного спектров отражение выражено гораздо сильнее. Следовательно, поверхность отражает больше белого света по направлению к измерительному устройству (зрителю). |
Влияние бумаги на растискивание
Важный элемент воспроизведения цветов — растискивание (TVI), т. е. разница между показателями красочного покрытия в теории (допечатная подготовка) и на практике (готовый оттиск). Суммарное растискивание складывается из двух компонентов — механического и оптического.
В первом случае размеры отдельных растровых элементов увеличиваются при переносе с печатной формы на офсетное полотно и с полотна на бумагу. Оптическое растискивание объясняется преломлением света на границе между красочным слоем и поверхностью бумаги, которая по определению не может быть ровной. Стандартные спектрофотометры для расчёта растискивания по формуле Мюррея–Дэвиса учитывают и механический, и оптический компоненты.
Кривые A–Е обычно используют для разных видов бумаги и традиционного AM-растра. Кривая F предназначена для непериодического растрирования (NP) |
Растискивание зависит от печатных характеристик, выбранной краски и бумаги. При этом изменения в растискивании из-за разницы в материалах и условиях печати реально скомпенсировать на этапе вывода печатных форм, добившись приемлемо низкого значения. Стандартные ICC-профили теперь ориентированы на кривые растискивания по ISO 12647-2:2004.
Ещё один значимый для растискивания показатель — расход краски. Чем толще красочная плёнка, тем выше растискивание. Расход краски (как и растискивание) зависит от того, насколько шероховатой и пористой является поверхность бумаги. Как правило, чем выше красочная плотность оттиска (шире цветовой охват) для конкретного сорта бумаги, тем ниже растискивание. В зависимости от давления в зоне натиска на него может влиять и толщина бумаги.
Классификация бумаги
При выборе бумаги обычно руководствуются соотношением цены и пригодности для конкретной продукции. При этом для управления цветом и стандартизации печати самый значимый фактор — категория бумаги. От неё зависит выбор ICC-профилей, особенности допечатной подготовки, компенсации для CTP-системы.
Целью классификации бумаги в стандарте ISO 12647-2 было представление об оттенке цветопробных материалов. Несмотря на это, многие ошибочно используют указанные значения в качестве эталона и допусков при печати по ISO 12647-2. Пять заявленных в стандарте типов бумаги для листовой печати соответствуют качеству сортов, выпускавшихся в начале 1990-х гг. В стандартах, обновлённых в 2004 и 2007 гг., классификация бумаги осталась практически прежней. В результате оттенок многих сортов не соответствует указанным в ISO параметрам.
Эталонные значения плотности для плашечных зон оттиска | Влияние бумаги на растискивание | Чем ровнее и глаже поверхность, тем качественнее формируется растровая точка |
Для мелованных материалов часто характерен более голубоватый/красноватый оттенок. Таковы требования рынка, который тяготеет к более ярким сортам бумаги. В то же время существуют и более жёлтые сорта, чем предписано стандартом. Но проблема с классификацией бумаги заключается не только в соответствии оттенка запечатываемого материала строгим допускам, но и в цветовом охвате, который должна обеспечивать конкретная бумага.
Большинство производителей готовят для своих сортов бумаги рекомендации по допечатной подготовке, включая соответствующие ICC-профили и условия печати. Соблюдение таких рекомендаций помогает раскрыть потенциал материала, свести к минимуму проблемы соответствия цветопробы оттиску и выйти на нужные значения цвета.
Цветовой охват печатной машины значительно уже диапазона цветов, различимых человеческим глазом. Он даже уже, чем у печатных и экранных систем цветопробы. Чтобы выйти на максимальный цветовой охват в офсетной печати, следуйте советам.
- Выбирайте самые гладкие материалы из подходящих для конкретного типа продукции и бюджета.
- При печати придерживайтесь рекомендованных стандартных значений L*a*b* для данного сорта бумаги.
- Наносите краски в нужной последовательности.
- Чтобы добиться однородной красочной плёнки и качественного треппинга, обязательно проверяйте правильность настроек печатной машины и выбор расходных материалов.
Добавки OBA и управление цветом
Естественный цвет бумаги — желтоватый. Чтобы сделать её белее и ярче, применяют оптические отбеливатели: входящие в их состав красители поглощают УФ-излучение и отражают его уже в синем спектре. Голубой оттенок компенсирует желтизну, и материал приобретает более белый оттенок, выглядит свежее и ярче.
Оптические отбеливатели (OBA и FWA) преобразуют УФ-излучение в видимый свет синего спектра | Спектр отражения для немелованной офсетной бумаги с отсекающим УФ?излучение фильтром и без него |
Оптические отбеливатели часто называют причиной сложностей в управлении цветом, среди которых — несоответствие оттенков цветопробы и оттиска. Чтобы цветопроба и готовая продукция были максимально похожи, бумага для цветопробы по внешнему виду должна как можно точнее напоминать тиражный материал. Чтобы добиться этого:
- используйте тиражный материал для получения цветопробы (рекомендация ISO 12647-2);
- используйте специальную бумагу для цветопробы похожего оттенка (и с тем же количеством оптических отбеливателей);
- эмулируйте оттенок бумаги с помощью струйной цветопробы, добавив нужную комбинацию чернил.
Бумагу для цветопробы с содержанием оптических отбеливателей хранят в чёрной светонепроницаемой папке или пластиковой упаковке, чтобы добавки OBA не теряли своих свойств. То же относится к готовым цветопробам и подписанным в тираж приладочным листам, особенно если они могут потребоваться для повторного заказа.
Распространённый способ — эмуляция оттенка бумаги. Это объясняется тем, что требования к архивному хранению материалов ограничивают допустимый объём оптических отбеливателей. Но здесь стоит учитывать, что от струйного цветопробного материала нейтрального цвета сложно добиться эффекта бумаги с выраженным голубоватым оттенком.
Светостойкость бумаги для тиражей и цветопробы
Оттенок и яркость бумаги под воздействием света со временем будут меняться: свет приводит к распаду оптических отбеливателей и пожелтению лигнина в сортах с содержанием древмассы. Пока надёжных стандартизованных тестов по определению светостойкости нет.
Восприятие цвета
Восприятие цвета человеком субъективно и зависит от возраста, состояния, наследственности и даже настроения. Цветовая слепота (дальтонизм) поражает каждого 12-го мужчину и всего одну женщину из 200. Но даже люди с «нормальным» зрением могут по-разному воспринимать цвета по целому ряду причин.
- На способность точно подбирать цвета негативно влияет физическая и интеллектуальная усталость.
- Глаз плохо запоминает цвета и точен лишь при прямом сравнении.
- На цветовое зрение влияет возраст — на сетчатке глаза образуется жёлтый фильтр.
- Восприятие цвета значительно меняется при разных условиях освещения.
Многие даже не подозревают о своих отклонениях в восприятии цвета. Поэтому некоторые типографии проводят для персонала и клиентов тесты на подбор цветовых соответствий, упрощая утверждение тиража.
Фрукты при дневном освещении | Фрукты при искусственном освещении |
Для надёжности проводить и оценивать результаты подобных тестов должен квалифицированный специалист, работающий с правильными исходными материалами (тесты Ишихара на дефекты цветового восприятия, упражнение Pilot Colour Tolerance, индикаторы нормированного освещения GATF/Rhem, тест Фарнсворта–Манселла).
Наши
Вся приведённая здесь информация — лишь фундаментальные постулаты. В ней точно и последовательно изложены характеристики и параметры, к которым необходимо стремиться. Здесь нет указаний, что надо делать, чтобы достичь нужных параметров, и как это сделать правильно. Ни в одном известном источнике нет расчётов необходимых параметров в привязке к возможностям и характеристикам исходной производственной базы. Есть несколько основных причин, существенно осложняющих достижение на предприятиях приведённых отраслевых стандартов.
1. Подавляющее большинство предприятий игнорируют важность соблюдения технологической схемы производства. Зачастую роль технолога на предприятии выполняет снабженец, начальник производства или печатник. Иногда его функции попеременно берут на себя представители поставщиков тех или иных материалов. Вместо того, чтобы организовать устойчивое, стабильное и высокорентабельное производство, предприятия предпочитают работать на «самотёке», что неизбежно приводит к нарастанию проблем, для решения которых придётся тратить массу сил и финансовых средств.
2. Острая нехватка высококвалифицированных отраслевых кадров: технологов и инженеров, которые могут отстроить на предприятии грамотную технологическую цепочку и осуществлять комплексный технический мониторинг процессов. Выбор расходных материалов должен быть строго обоснован и максимально отвечать условиям конкретного предприятия, подчас весьма специфичным. Эта сложная работа под силу только грамотному технологу.
3. Широкое распространение дешёвых расходных материалов низкого качества, которые выбираются предприятием для снижения себестоимости продукции. Аналогии европейских высококачественных товаров часто изготовляют с существенными нарушениями технологии, что приводит к потере исходных характеристик. С такими материалами в принципе не добиться стабильно высокого качества. Более того, они оказываются значительно дороже. Например, в дешёвых красках меньше пигмента, следовательно, для достижения оптимальной плотности требуется большая толщина красочного слоя. А это приводит к большему растискиванию, росту времени высыхания, возникновению отмара, потере машинного времени и увеличению количества брака.
Для обеспечения любой технологии необходимы соответствующее оборудование, материалы, инструменты и квалифицированный персонал. От их характеристик во многом зависят технологичность, качество, стабильность и экономические показатели производства. Нужно только уметь и знать, как это сделать правильно. – Олег Гурулёв, технический директор ГК «Легион»
* Публикуется с разрешения и при содействии PrintCity. Продолжение. Начало в Publish № 10, 12, 2012; 3, 5, 2013.