Вырос масштаб, но сохранилась чёткая нацеленность на практический результат для людей бизнеса. И общая тема оформления выставки, перекликающаяся с авиаперевозками, это только подчёркивала: авиация – одна из самых крупных, современных и эффективных отраслей бизнеса |
С выставкой Fespa произошла интересная метаморфоза. Когда-то это была довольно скромная выставка, в общем-то, для нишевых рынков и технологий печати: трафаретной, тампонной и т. п. Их удельный вес во всей полиграфии и, как следствие, масштаб выставки были невелики. Повсеместный переход на цифровые технологии самым благотворным образом сказался на целевых рынках Fespa и её популярности. Растёт не только главная выставка, но и её дочки — Fespa Digital и региональные шоу.
Описывая первые итоги и самые яркие тенденции («Истории с Fespa», Publish № 7/8, с. 28; http://www.publish.ru/articles/201307_20013079), мы ещё не располагали официальными цифрами о посетителях. Теперь они есть — выставку в Лондоне посетили более 22 000 человек, а с учётом тех, кто провёл на шоу более одного дня, — 37 460. Две трети посетителей были из-за рубежа.
Хотя прошёл всего год после Drupa, жаловаться на отсутствие новинок не пришлось. По информации организаторов, было представлено более 100 новых решений. Многие из них — это серийные образцы прототипов, продемонстрированных год назад.
От жёсткого сольвента — к латексу и УФ-отверждению светодиодами
Главное и сразу бросающееся в глаза отличие Fespa от российской «Рекламы» — практически полное отсутствие сольвентных сверхширокоформатных принтеров. Крупнейшие производители такого оборудования не только давно не показывают таких аппаратов на выставках, но в последние пару лет вывели 3- и 5-метровые сольвентные аппараты из своих линеек. У Agfa это случилось в начале 2012 г., HP и EFI «очистили» свой ассортимент ещё раньше. Ниша не исчезла (её заняли азиатские производители), но потеряла свою перспективность по крайнем мере для покупателей из промышленно развитых стран с их жёсткими экологическими требованиями. Поэтому показывать подобные аппараты на выставках в Европе стало дурным тоном.
Делая ставку на экологичность, HP стремится продвигаться в промышленной печати сразу по двум направлениям — предлагая более производительные латексные модели (флагманский HP Latex 3000 выдаёт до 120 м2/ч) и сверхпроизводительные УФ-аппараты, конкурирующие не столько с трафаретным оборудованием, сколько с офсетными и листовыми флексомашинами — качество печати уже нельзя назвать компромиссным. В секторе сверхпроизводительных УФ-машин, кроме HP Scitex FB10000, стоит также отметить дебюты Durst Rho 1012, EFI VUTEk HS100 Pro и Inca Onset Q40i. Последний — совместная разработка Inca Digital Printers и Fujifilm. Устройство для печати со сверхвысоким качеством работает с материалами формата до 3,14×1,6 м толщиной до 50 мм. Принтер укомплектован печатающими головками Fujifilm Spectra Dimatix QS10 с размером капли 10 пл (27 пл для модели S40i). Скорость печати — до 310 м2/ч при визуальном разрешении 1200 dpi.
В секторе УФ-печати намечается ещё один переворот — переход к более эффективным источникам УФ-отверждения и чернилам. Об этом пишет и Билл Кортельо в теме номера, как о процессе, характерном для всех направлений печати, не только широкоформатного. Мы уже писали о конверсионных решениях с пониженным энергопотреблением в № 7/8, а здесь можно ознакомиться с подробностями о SmartUV — см. врезку «Чудеса конверсии» (стр. 44). Там речь идёт о системах среднего формата — для принтеров категории 1,6 м. Более производительные системы со светодиодным УФ-отверждением пока редкость. В авангарде — EFI, прямо со стенда продавшая новейший 2?метровый гибридный VUTEk GS2000LX Pro LED UV со скоростью печати до 186 м2/ч. Генеральный директор EFI Гай Гехт заявил, что компания установила уже более 100 принтеров VUTEk LED UV, а их пользователи в среднем покупают на 50% больше чернил, чем владельцы обычных УФ-принтеров. По информации российского дистрибьютора EFI VUTEk компании «Призмикс» цена GS2000 LX в Москве (на условиях DDP) — от 610 000 долл. За VUTEk HS100 Pro придётся выложить не менее 1,1 млн долл.
Пока не имеющая в своём ассортименте таких производительных LED UV моделей Mimaki, тем не менее уже обзавелась целой линейкой рулонных, гибридных и планшетных УФ-аппаратов с отверждением светодиодами. Самый производительный планшетник JFX500-2131 формата 2,1×3,1 м способен выдавать до 60 м2/ч, а с белыми чернилами — до 45 м2/ч. При минимальной капле в 4 пл обещано воспроизведение шрифтов кеглем 2 пункта. Начало поставок запланировано на январь 2013 г. Не уступает ему в скорости печати и рулонный 1,6?метровый UJV500-160.
Точный свет для уверенности в цвете
До последнего времени единственным решением для просмотра результатов широкоформатной печати при нормированном свете была полная замена всех источников света в помещении, что не всегда оправданно, да и не гарантирует результата. Признанный авторитет в этой области Just Normlicht предложила альтернативу. Её Wall Illuminator обеспечивает стандартизированную подсветку стен, гарантируя точность просматриваемых цветов. Всего в линейку вошли пять разных размеров для вертикальной инспекции широкоформатных оттисков. В основе системы 150×150 см — один источник света JUST 58W moduLight, расположенный под определённым углом и на определённом расстоянии от стены (ISO 3664:2009 P1) и снимающий необходимость в напольной подсветке. Система 150×300 см, укомплектованная двумя источниками освещения JUST 36W moduLight, рекомендована для принтеров сверхширокого формата от Agfa, Durst, Fujifilm, Roland и пр. Система 245×340 см с двумя источниками освещения JUST 58W moduLights предназначена для оценки сверхширокоформатной рекламной продукции. Все конфигурации укомплектованы фирменным USB-интерфейсом и системой управления SPControl с оценкой цвета по стандарту ISO 3664:2009 P1 и P2.
Ещё один активный игрок рынка, сделавший ставку на LED UV, — Roland, однако у этой компании пока нет производительных моделей со светодиодным отверждением. А вот опыт Agfa в этой области так и остался единственным — представленная в 2010 г. :Anapurna 2500 LED больше не входит в ассортимент компании. Как объяснили представители российского партнёра Agfa в России ТД «Папиллонс», технологическое решение на базе LED UV и на сегодняшний день является одним из лучших в данной области. Отзывы пользователей о двух установленных в России аппаратах — самые благоприятные. Но само производство в Европе в совокупности с высокими стандартами качества Agfa обусловили высокую себестоимость. Оборудование оказалось слишком дорогим для сегодняшнего рынка, а сам проект — нерентабельным. Линейка :Anapurna UV осталась более востребованной: стоимость производства — ниже, возможности для владельцев — больше.
Экспансия
На стенде Epson мы побеседовали с директором подразделения C&I/Prographics Дунканом Фергюсоном. Последние пару лет компания регулярно удивляла, представляя целые линейки продуктов для новых для неё секторов рынка. Сначала это были экосольвентники, теперь — модели для печати на тканях, а совсем не за горами — первая серийная этикеточная ЦПМ на УФ-чернилах…
Каковы предварительные итоги продаж экосольвентных моделей за первое полугодие 2013 г.?
Мы запустили три экосольвентные модели в прошлом году. И продажи были очень хорошие, поскольку мы подготовили спецпрограмму при запуске каждой модели — в Европе было поставлено более 1000 принтеров. Результаты продаж в I кв. несколько замедлились, отчасти потому, что продажи I кв. всегда несколько ниже других кварталов. Но в последние месяцы продажи снова начали существенно расти. В июне мы вышли на уровень продаж, близкий к показанному во второй половине 2012 г. Мы более чем удовлетворены такими результатами. Ожидаем, что результаты текущего года на 20% могут превысить итоги аналогичных периодов прошлого. Наша цель по итогам года — 30% рынка, и мы уверены, что можем её достичь.
Изменились ли отношения Epson с OEM-партнерами, использующими печатающие головки Epson, после расширения линейки экосольвентных моделей в 2012 г.? Некоторые из ваших партнёров (например, Mimaki) практически отказались от использования продуктов Epson и переходят на головки других производителей. Есть ли здесь связь?
Речь не идёт об отказе от использования головок. Наши партнёры всегда использовали не только наши головки, и какого-либо соглашения с этими компаниями об эксклюзивном применении только наших решений не было. Какую выбрать головку — зависит от особенностей принтера, который планируется выпустить, его областей применения. Наши OEM-соглашения с такими компаниями, как Roland, Mimaki и Mutoh, всё ещё действуют. Мы продолжаем работать со всеми тремя компаниями. Но Вы правы в том, что наше взаимодействие с этими партнёрами изменилось. Как изменились и продукты, которые эти компании выводят на рынок.
Каково отношение Epson к сектору УФ-печати? Планируете представить УФ-решения?
До последнего времени в УФ-секторе мы имели в разработке только один проект. Но это не широкоформатный принтер — речь идёт о прототипе этикеточной ЦПМ, представленном на Drupa. Мы покажем его снова на LabelExpo как продукт, который уже близок к выпуску. Окончательное решение о том, в каком именно виде продукт будет представляться на этой выставке, мы примем в августе. Возвращаясь к Вашему вопросу о перспективах УФ, замечу, что у нас есть разработки УФ-чернил. Разумеется, в первую очередь эти чернила создавались для использования в этикеточной ЦПМ для печати на гибкой плёнке. А требования к таким чернилам существенно отличаются от предъявляемых к чернилам для планшетных УФ-принтеров. Мы продолжим изучать ситуацию в области чернил и принтеров, чтобы принять обоснованное решение об разработке новых продуктов в будущем. Хотя всеми базовыми технологиями мы уже располагаем.
Как обстоит дело с продажами этикеточной ЦПМ Epson SurePress L4033? Готовится ли новая модель или модификация к показу на LabelExpo?
Я не располагаю точными цифрами инсталляций SurePress в мире, но предполагаю, что они находятся в диапазоне 60–70 машин. Наиболее активные продажи начались с сентября 2012 г., после того, как на LabelExpo мы представили обновлённую машину с белыми чернилами. Это придало существенное ускорение продажам — количество заказов практически удвоилось. Честно говоря, это было сюрпризом и для нас. Оказалось, что многим конвертерам понравилось очень высокое качество печати модели L4033A, а также возможность варьирования соотношения «качество/производительность» (аналогичных по гибкости продуктов на рынке просто нет) в сочетании с белыми чернилами. Речь не идёт о том, что на этой ЦПМ будут делаться основные тиражи — оно даёт возможность эффективно выполнять малотиражные работы, разгружая более производительное оборудование. С появлением белых чернил таких заказов стало больше.
Хочу отметить, что мы не зацикливаемся только на одной технологии печати и типе чернил. Для рынка широкоформатной графики у нас есть принтеры на водных чернилах и экосольвентные, для печати на тканях — сублимационные, для этикеточной печати — ЦПМ на водных чернилах, а вскоре — и на УФ-чернилах.
Буквально накануне выставки было объявлено о существенных инвестициях в завод Epson по выпуску печатающих головок в Японии. Что именно там планируется производить?
На это заводе в основном выпускают TFP-головки. Мы впервые представили тонкоплёночные головки (TFP) для широкоформатных принтеров в 2007 г. Сейчас выпускаются уже головки второго поколения. Мы планируем расширять их применение по мере выхода в другие сектора рынка — коммерческий и промышленный. Если помните, на Drupa мы представили SurePress X, ставший первой промышленной ЦПМ на головках TFP следующего поколения. Учитывая, что подобные ЦПМ являются однопроходными, потребность в головках для них существенно вырастет, значит, нужно расширять производство.
Самое свежее расширение линейки принтеров Epson — сублимационные модели для печати на тканях. Каковы ваши цели и ориентиры по их продажам?
Первая идея, почему мы выпустили эти принтеры, — выйти на рынок печати на тканях для одежды. Мы также хотим предложить решения для оформления декорированными тканями точек продаж. В большинстве сублимационных принтеров, применяемых последние полтора десятка лет, использовались печатающие головки Epson. И мы знаем, что у подобных решений возникали проблемы с надёжностью — из-за недостаточно согласованного сочетания чернил и головок. Как следствие, мы решили сделать это сами. Все элементы решения разработаны Epson — конструкция принтера, чернила, головки. Это первый такой случай в индустрии сублимационной печати. Таким образом мы хотим дать рынку, уже давно выросшему до масштабов промышленного, решения с более высоким уровнем надёжности. Плюс — с годовой гарантией от производителя.
Как можно объяснить относительно невысокий уровень активности Epson в плане продвижения линейки экосольвентных моделей в России? Например, компания не участвовала в выставке «Фотофорум» весной, в то время, как основные конкуренты — Roland, Mimaki и HP — были представлены.
На это вопрос ответил продакт-менеджер по широкоформатному оборудованию московского представительства компании Epson Андрей Антонов: «Мы участвовали в выставке “Реклама”, которая является более ключевой для данного сегмента. Будем участвовать и в этом году. Кроме того, много мероприятий проводилось и будет проводиться с партнёрами. Так как экосольвентники — не массовый продукт, а “Фотофорум” ориентирован на всех, то он сейчас нам не очень подходит. Тем более, что и интерес к нему, и количество посетителей несколько снизились».
Удобные планшеты
Хотя может показаться, что наибольшим спросом на рынке должны пользоваться гибридные аппараты (рулонные, дополненные подачей для жёстких материалов) — как более универсальные — на практике существует масса приложений, для который вне конкуренции остаются планшетные модели. А уж если время от времени возникает потребность в печати на рулонных носителях, то можно воспользоваться рулонными опциями — их предлагают многие из производителей планшетников. Поэтому в последние годы планшетный сектор развивается динамичнее остальных — на каждой выставке представляют множество новых моделей.
В этом секторе есть свой абсолютный бестселлер — серия Océ Arizona. На стенде Canon на табличке у новых моделей было написано, что количество инсталляций серии почти достигло 4000. Многие годы между Océ (а теперь — Canon) и Fujifilm действует «секретное» OEM-соглашение, по которому последняя выпускает на той же аппаратной базе модели Acuity. Как следствие, премьеры новых аппаратов обычно происходят одновременно — вплоть до выпуска пресс-релизов с разницей не более чем в пару часов. Но решения всё-таки получаются разные, причём это бывает заметно даже по спецификациям.
4?канальные принтеры Océ Arizona 640 (также Fujifilm Acuity Advance Select HS 5004 и 5224 X2) в любой момент можно обновить до 6?канальной модификации |
На стенде Canon представили линейку Océ Arizona 600, включающую модели 640 GT, 640 XT, 660 GT, 660 XT (в принтерах моделей 660 предусмотрены два дополнительных канала чернил) с макс. скоростью печати до 67,5 м2/ч. Размер капли — переменный, от 6 до 42 пл. Стандартный размер стола моделей GT — 1,25×2,5 м, сверхбольшой XT — 2,5×3,05 м. Оба варианта работают с материалами толщиной до 50,8 мм. Для всех моделей предлагается рулонная опция шириной 2,2 м. В серию Fujifilm Acuity Advance Select HS входят модели HS 5004 (CMYK, стандартный стол), HS 5224 X2 (CMYK, сверхбольшой стол), HS 5006 (CMYKLcLm, стандартный стол), 5226 X2 (CMYKLcLm, сверхбольшой стол).
Agfa Graphics показал Jeti TitanX с оперативным переключением между цветовыми схемами CMYK и CMYKLcLm. Оба режима поддерживают работу с белыми чернилами (8 отдельных печатающих головок из общих 48). Сфера применения — изготовление высококачественной POP-продукции и световых коробов. При внушительном размере стола в 3,1×2 м точность приводки производитель оценивает в ± 0,05 мм — благодаря системе на базе оптической камеры и компенсационных алгоритмов. Принтер работает с УФ-чернилами Anuvia, отличающимися, по словам поставщика, высокой стойкостью к химикатам, истиранию и свету. Поставки в Россию уже начались, первая машина будет установлена осенью.
Очень похожий на Screen Truepress Jet W3200UV принтер, но с другим названием, можно было увидеть и на стенде Fujifilm… |
Inca Digital сотрудничает не только с Fujifilm. Результат первого опыта кооперации со Screen — планшетный УФ-принтер Screen Truepress Jet W3200UV. Печатает на материалах форматом до 3,2×1,6 м и толщиной до 50 мм с максимальной скоростью 84 м2/ч. Оснащается печатающими головками Fujifilm Dimatix с каплей объёмом 14 пл. Чернильные формулы: CMYK+LC+LM, CMYK+2W или CMYK+LC+LM+2W. Рулонная подача не предусмотрена. По цене (в Европе за него просят 300 000 евро) машина находится в категории промышленных.
Inktec Europe представила новейшую модель Jetrix KX5 (90 000 фунтов в Великобритании) формата 2,5×1,3 м с опцией рулонной подачи шириной 2,2 м. По информации производителя, особая формула чернил обеспечивает повышенную адгезию к сложным материалам — стеклу, акрилу и металлу — без праймера. Головки — Konica Minolta 1024 с каплей 6 пл, разрешение — до 1440 dpi, скорость печати — 30 м2/ч. В Jetrix также работают над моделью большего формата — KX7.
И это далеко не весь список. Планшетными премьерами на выставке отметились также DYSS (компактный GM3042), GCC (StellarJET K72UV/ K72LSUV с LED UV), Gandy Digital (обновлённый Pred8tor), JHF (F6000), HandTop (HT2500UV), Swissqprint (гибридные версии Impala и Nyala с каплей 9 пл), Skyjet (UV Flatmaster 3020). Возможно, были и другие новые планшетники — в столь масштабной экспозиции легко было что-то упустить…
Чудеса конверсии
На прошедшей в конце июня в Лондоне выставке Fespa2013 мы обратили внимание на новую тенденцию — появились решения для конверсии экосольвентных принтеров в УФ. Об особенностях технологии и её перспективах мы там же на выставке побеседовали с директором по развитию бизнеса украинской IPS Алексеем Заика (на фото — справа) и генеральным директором российской «АТ ДЕСАЙН» Сергеем Прудниковым.
Есть решение, позволяющее превратить экосольвентный принтер в УФ, причём недорого. Если это работает, зачем тогда разработчики продолжают создавать специализированные УФ-принтеры, почему бы всем не воспользоваться простой и недорогой конверсией? В чём подвох?
А. З. На самом деле никакого подвоха нет. Любое специализированное решение предназначено для конкретной задачи. Прежде чем продолжить, хочу подчеркнуть, что следует отличать эту инновационную технологию от её различных реализаций. В основе нашей под названием SmartUV — гибридные сольвентно-содержащие чернила с инновационным компонентом для УФ-отверждения источником с очень низкой энергией. В этом технология аналогична предлагаемой Mimaki в модели SUV.
Зачем это нужно? Обычный сольвентный принтер от Mimaki или Roland при работе с высокой скоростью потребляет около 2,5 кВт на всю систему, а при установке дополнительной сушки — ещё около 1,5 кВт. Набирающие популярность латексные принтеры имеют сумасшедшее энергопотребление, нужное для окончательного «запекания» латекса на подложке при температуре более 100 оС. В итоге небольшой латексный принтер потребляет около 4 кВт.
Или возьмём обычный УФ-принтер (не со светодиодным источником) — только одна УФ-лампа потребляет от 3,5 до 5 кВт. У экосольвентных принтеров есть и другие проблемы. Например, низкая стойкость отпечатков к истиранию и химическая. Как эти проблемы решают? Ламинацией, но это влечёт за собой затраты на ламинатор, персонал и дополнительное энергопотребление.
Что даёт конвертация экосольвентного принтера? Его возможности существенно расширяются, причём вложения в конвертацию очень невелики. Конечно, скепсис в подобных случаях уместен. Но назовите другую систему конвертации, позволяющую ориентировочно за 4000 условных единиц расширить возможности печатного решения в два раза…
Можно подумать, что это чудо. Но если понимать, в чём оно и как достигается, то никакого волшебства нет. Есть инновационная гибридная система чернил, состоящая из слабопахнущего сольвента и уникального УФ-полимера. С машиной вы почти ничего не делаете (зависит от конструктива принтера и защищенности его системы подачи чернил от экспозиции светом). Нужно только перезаправить чернила, но владельцев принтеров в странах СНГ это совсем не пугает — многие выполняют подобную операцию каждые полгода. В итоге достигается сочетание лучших свойств экосольвента (гибкость, растяжение, отсутствие фактурности отпечатков) и УФ (механическая, химическая устойчивость).
Показанные образцы печати действительно отличаются гибкостью красочной плёнки в сочетании с прочностью и высоким глянцем. Однако значительное расстояние от печатающих головок до линейки УФ-сушки означает, что капли успевают растечься. Нет ли из-за этого потери детализации изображения?
А. З. Детализация может теряться от свойств самих чернил, а от конструкции принтера она зависит не существенно. Насколько капля растекается, зависит от поверхностного натяжения чернил — в сольвентных оно меньше, чем в более густых УФ. И больше всего влияют на детализацию свойства чернил. Показанные отпечатки получены с помощью первой версии гибридных чернил, в России будет поставляться уже вторая, модернизированная версия чернил SmartUV. Наши коллеги из «АТ ДЕСАЙН» начнут работать именно с неё. Обратите внимание, что чернила не просто гибкие — их невозможно разрушить, не порвав плёнку, на которую они нанесены. Ничего подобного с любыми другими версиями УФ-чернил на рынке добиться невозможно.
А не окажется ли так, что, внедряя своё решение, вы «подсаживаете» клиентов на супердорогие чернила?
А. З. Сейчас наши чернила находятся в ценовой категории «относительно дорогих экосольвентных». Но важно то, что мы только начали. Как только на наших рынках появится около сотни SmartUV-систем, цена чернил опустится до цены обычных экосольвентных — это лишь вопрос времени и объёмов. В конечном итоге себестоимость в первую очередь обусловлена объёмом производства. Да, есть некая надбавка — назовём её «инновационной составляющей». Но всё относительно — сопоставьте, например, с ценой на брендовый ОЕМ экосольвент или с латексными чернилами по цене более 140 долл. за литр! И не забывайте о весьма заметных затратах на электроэнергию.
Себестоимость печати на наших решениях равна себестоимости печати на обычных экосольвентниках. А энергозатраты близки, поскольку сушки принтеров не отключаются — они нужны для правильного испарения сольвентной составляющей. При это потребление УФ-лампы — порядка 400 Вт. Номинальный срок службы — 10 000 часов, что порой сравнимо со сроком службы самого принтера. Сама лампа похожа на обычную флюоресцентную, дневного света. Это заметная экономия по сравнению с дополнительной сушкой, расходующей 1,5–2 кВт.
Как обстоит дело с диапазоном запечатываемых материалов?
А. З. В чём-то лучше экосольвент, в чём-то — SmartUV. Например, экосольвент лучше работает с фотобумагой. Но для нашей индустрии важны детали. Экосольвентники универсальны, но нигде не являются идеальными. На той же фотобумаге лучшее качество выдают фотопринтеры на водных чернилах. Поэтому очень важно правильно сопоставлять. Наше позиционирование SmartUV никогда не заявлялось как «Сейчас придём и всех порвём!». Это решение идеально для определённых задач. Первая — печать на самоклейке. А это — 80% того, что делает владелец экосольвентника. Далее — печать баннеров на винилах. Все винилсодержащие материалы фантастически работают со SmartUV. Есть также ряд бумажных материалов, которые работают хорошо.
Сколько инсталляций уже состоялось?
А. З. У нас в Украине уже запущено порядка десятка систем. И уже запланированы следующие — но о них я говорить пока не буду, они ещё не состоялись. Важно то, что у двух из наших индустриальных клиентов по SmartUV мы уже выполнили и повторные инсталляции. Я считаю это безоговорочным комплиментом в адрес технологии. Например, есть компания, перед которой стоят конкретные индустриальные задачи — печать по холодильникам, их брендирование. До сих пор они были вынуждены либо печатать на экосольвентниках, а потом ламинировать (из-за требований по механической и химической стойкости изображений), либо ставить УФ-систему с высоким разрешением, потому что важна детализация. Клиент, купивший у нас первую системы для решения этой задачи, стоял перед выбором — либо что-то уровня 3-метрового Uvistar (эта машина способна в режиме интерьерного качества выдавать изображения нужной детализации, обладающие высокой стойкости) за сумму порядка 350 тыс. долл., либо пару принтеров Roland и выполнять ламинацию отпечатков, смирившись с их высокой себестоимостью. Что было сделано? Купили нашу систему и установили на китайский сольвентник, подобный Zenon DX-5 Pro шириной 1,6 м. Работает получившийся комплекс на скоростях за 20 «квадратов» — 21–24 м2/ч. Себестоимость — ниже, чем на экосольвенте с ламинацией. Это было в ноябре, а в феврале был установлен второй комплекс. По производительности три таких системы равнозначны одному Uvistar в режиме интерьерного качества. А стоимость получается в разы меньше. Первая система уже полностью окупилась. Назовёте мне любой пример в нашей индустрии, когда решение для печати можно окупить за полгода? Я считаю, что приведённые мною примеры повторных инсталляций и окупаемости говорят сами за себя. Другой технологии в нашем секторе, предлагающей потребителю нечто подобное, я не вижу — недорого, эффективно и не имеет конкурентов для своих задач.
С. П. А ведь активным продвижением решения на рынок никто пока не занимался — мы начнём эту кампанию после Fespa-2013. Пока проект готовится к запуску, основная нагрузка легла на коллег из украинской IPS. Мы подключаемся к этому процессу и вскоре объявим о его запуске на территории России. Техническое решение — система УФ-сушки — уже подготовлена и доведена до совершенства специалистами IPS. Она сконструирована с использованием компонентов, которые поставляются нами из-за рубежа.
А. З. Из тех решений, которые я видел на выставке, наше мне кажется самым технологичным.
Сколько для российских клиентов будет стоить конвертация обычного 1,6-метрового экосольвентника и насколько эта операция сложна?
С. П. Саму операцию может выполнить даже грамотный печатник. Сушка — универсальная и с небольшими настройками внутри системы подходит для основных принтеров Roland, Mutoh и Mimaki. Стоимость сушки не превысит 4000 долл. В принтере нужно также заменить демпферы и трубки на непрозрачные, особенно в случаях, когда применяются системы непрерывной подачи чернил. Иначе есть риск засорения головок.
А. З. Наши коллеги из Colorific даже ничего не меняют. У их клиентов — только картриджные системы, а конструкция принтеров Roland такова, что у них нет трубок, которые проходят снаружи и могут быть подвержены экспонированию светом.
Средний формат
По меркам широкоформатного рынка — это аппараты шириной менее 3 метров. Характерная тенденция в этом секторе — стремление к универсализму. Современные экосольвентные и латексные принтеры позволяют печатать изображения для интерьерного оформления и наружную рекламу с производительностью более 100 м2/ч. Как следствие, принтеры на обычных водных чернилах всё больше отодвигаются в тень. На выставках продолжают демонстрировать принтеры с экзотическими чернилами — металлики (Roland) и флюоресцентные (Seiko), но в реальной жизни такие аппараты пока продаются плохо. Держать без дела головки под спецчернила — не годится, а найти заказы, оправдывающие премиальную цену чернил, в реальной жизни не просто.
Здесь премьер было немного: такие серьёзные игроки, как Roland и Epson, «острелялись» раньше. Например, Roland уже успела представить в России свой самый быстрый принтер, получивший кличку «Зверь», — SolJet Pro4 XF-640. Epson воспользовалась выставкой для текстильной премьеры, о которой мы уже написали в предыдущем номере.
Mutoh продемонстрировала свой первый опыт в формате 2,6 метра — ValueJet 2638, а также новейшую 1,6-метровую линейку ValueJet 1638 — экосольвентную и сублимационную модели. Seiko показала ColorPainter M-64s — скоростной (до 66,6 м2/ч) семицветный (с серым) экосольвентный аппарат с возможностью дистанционного доступа с помощью CP-Manager.
И это ещё не всё…
На выставке были обильно представлены решения для печати на тканях. Производители трафаретных машин и принтеров примерно поровну поделили площадь для демонстрации возможностей декорирования футболок. Похоже, в этом секторе две технологии просто обречены на сотрудничество — скорость трафарета и его гибкость в выборе красок в обозримой перспективе вряд ли можно будет превзойти с помощью принтеров. А вся отрасль печати на тканях гораздо масштабнее. Она имеет огромную перспективу, поэтому в ней постоянно появляются новые игроки — с цифровым оборудованием. Но это совершенно другая история, заслуживающая отдельного рассказа…