Вот и осень пришла. Пора демонстрировать новые наряды. Вот и в Heidelberg решили продемонстрировать новинки под лозунгом, который вольно можно перевести так: «Экспозиция Drupa-2012 — в массы»…
То, что нам показали немецкие коллеги с 22 по 23 октября в Гейдельберге, отвечает общей тенденции плавного, безостановочного и безошибочного перехода от печати к послепечатной обработке. Поскольку рынок большой полиграфии испытывает не лучшие времена, даже компании Heidelberg, привыкшей получать основную прибыль от продажи печатного оборудования, приходится «подбирать хвосты» и со всё большей серьёзностью заниматься когда-то «второстепенными» вопросами, включая послепечатную обработку. Вопреки бытовавшей на последней Drupa тенденции, компания не стала удивлять общественность никакой Wunderwaffe (способной произвести что угодно, какого угодно размера в единственном экземпляре да ещё на лету), а ограничилась привычными продуктами «большой полиграфии» вполне традиционного толка.
Но все помнят знаменитое: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!» Поэтому первой и главной задачей для производителя оборудования сегодня становится эффективность. В том числе эффективность при переходе от одного заказа к другому. До сих пор эти процессы оптимизированы фрагментарно, а следовательно, представляют собой неплохое исходное сырьё для повышения эффективности производства в целом.
Продемонстрировав свойственный компании комплексный подход, инженеры Heidelberg взялись за проблему с двух сторон. С одной — снабдив свои машины на аппаратном уровне всеми возможными интерфейсами, обеспечивающими «бесчеловечное» управление настройками всеми базовыми параметрами машин. С другой — обеспечив универсальный интерфейс связи «человек–машина» в виде интегрированной среды управления полиграфическим производством Prinect. Именно на эту систему автоматизации, а в нашем случае — на Prinect Postpress Manager — возложена миссия обеспечить все элементы цепочки «бумага–изделие» универсальным интерфейсом, позволяющим загружать параметры работы исполнительному устройству (будь это печатная машина, фальцовка или листоподборочная машина) практически без участия человека.
«Два гриба на ложку»
Все представленные продукты можно охарактеризовать единым стремлением — с равной эффективностью обслуживать ставшие последние годы «мейнстримом» малые тиражи, не потеряв при этом продуктивности при работе с большими. Это и понятно: имея промышленную технологию, далеко не всегда целесообразно закупать дополнительно машины «малой/цифровой» полиграфии только для того, чтобы удовлетворить заказчика малых форм.
Современное развитие сервомеханики электронных средств управления механизмами (слившихся в новое понятие «мехатроника») обеспечивает относительно бюджетное замещение человеческих рук везде, где это необходимо. Такие устройства не грешат ошибками установки, не путают размеры и могут работать все одновременно, обеспечивая предварительную настройку машины на новый заказ за считанные секунды.
На электронику же возложены обязанности отслеживать «правильность» полуфабрикатов, что позволяет избежать при их комплектовании человеческих ошибок.
В общем-то человеку в текущей парадигме отводится самое незавидное место — тяговой силы без особых требований к интеллекту. Загрузка-разгрузка — вот, в общем-то, и всё, что от него требуется… Хотя нет. Тонкий «тюнинг» системы (уж куда без него с таким капризным и нестабильным сырьем, как бумага) тоже пока остаётся на совести оператора. Необходимо отметить, что все продукты ориентированы на формат от 50×70 см и более — то есть явно не тяготеют к работе с продукцией цифровой эпохи. Хотя, с учётом начавшегося наступления ЦПМ формата B2 и в свете недавнего объявления о сотрудничестве с Fujifilm, как знать?
Мехатроника
В Print Media Center (PMC) нам сказали, что больше у них не обучаются специалисты по направлению «механика». Теперь это называется «мехатроника» — сплав механики с электронными системами управления и контроля. Вот так.
XXI век отметился повсеместным пришествием в полиграфические машины электронно-механических элементов, призванных ускорить и улучшить процессы настройки машин при переходе с одного вида продукции на другой, усилить контроль за качественными показателями процессов и повысить производительность.
На смену репетирам (колесо сложной формы, набегая на которое специальная тяга выполняет некое специальное действие) повсеместно пришли сервомеханизмы, управляемые не логикой «железных» конструкций, а микропроцессорами. Вместо сложных передаточных схем (порой включающих в себя десятки шестерёнок высокой точности и передающих валов) теперь трудятся сервоприводы, обеспечивающие синхронность узлов с не меньшей точностью, попутно обеспечивая гибкость систем, недоступную для механической логики. Механику трудно (а порой и невозможно) настроить на режимы, которые не реализованы явно в исходной логике машин. Кроме того, механические системы обладают значительной инерционностью (в физическом смысле), что в ряде случаев препятствует повышению их быстродействия, а следовательно — и производительности.
Хороший пример тому — ВШРА, они же — хорошо знакомые всем линии для скрепления на скобу. В традиционном «механическом» исполнении каждый самонаклад (а они расположены последовательно) кладёт свою тетрадь на цепь поверх предыдущих, независимо от результата труда оных (невзирая на пропуски и двойные листы, допущенные предыдущими самонакладами). И лишь в самом конце процесса толщина брошюры измеряется специальным механическим устройством, которое по результатам замера принимает решение вбивать скобу в полученную брошюру (с последующей обрезкой) или сбросить её в брак — для последующей разборки (вручную!) на составляющие листы, которые будут возвращены в процесс. На больших тиражах при высоких скоростях эти ручные работы становятся весьма трудоёмкими. Если же самонаклады не имеют механической связи с «материнской жилой», а приводятся в работу каждый своим сервоприводом, они могут получить данные об успешности работы предыдущих самонакладов и, в случае, если были ошибки, просто перестают накидывать следующие тетради, тем самым значительно (процентов на 70) снизив объём необходимых впоследствии работ по «рекуперации».
Важную роль в рассмотренном процессе играют и современные системы контроля, без которых многие функции становятся просто невозможными. Оптические, ёмкостные, индукционные датчики трудятся не покладая рук, контролируя не только качество полученной продукции (наличие листов в подборке, сдвиги и перекосы, правильность листов в самонакладах и т. д.), но и обеспечивая контроль механических состояний машины. Не предоставляя даже возможности оператору вывести машину в опасные механические режимы (когда нечто может зацепиться за что-то с фатальными для машины последствиями).
Особое место занимают системы оптического контроля. Сегодня они повсеместно контролируют то, что раньше было сделано «на глазок» — например, измеряют толщину клея на корешке или контролируют положение какого-либо объекта и его соответствие.
Мехатроника в действии
Stitchmaster ST 200 Compact | Эта модель призвана заполнить собой существующую свободную нишу и предложить модель, актуальную по соотношению «цена, производительность, гибкость». Stitchmaster ST 200 Compact — самая доступная по цене для работы с форматом А3 в линейке ВШРА от Heidelberg. Сразу бросается в глаза новая «фишка» — обилие хромированных элементов в механизмах, соприкасающихся с бумагой. Объяснение простое — хром обладает высокой твёрдостью и износостойкостью, а его «полированное» покрытие обеспечивает хорошее скольжение бумаги, а следовательно — снижает вероятность замятий листов и сбоев при работе оборудования (особенно на высоких скоростях).
Экран Stitchmaster. Всё понятно! |
Видимо, для того, чтобы обеспечить бюджетность машины (с одной стороны) и чтобы оставить себе свободу для модернизации (с другой), создатели далеко не все узлы машины оснастили сервоприводами. Часть операции по приладке приходится делать вручную. Но самонаклады приводятся в движение индивидуальными сервоприводами, что позволяет реализовать интересные возможности: например, подборку листов для последующей брошюровки на клей. В этом режиме самонаклады последовательно кладут на цепь по одной тетради (не накидывая одну на другую, как это происходит в режиме ВШРА, а друг за другом), а уже сама подборка и укладка в стиле «крест-накрест» осуществляется на стеккере. Естественно, такая операция в больших объёмах невозможна без контроля наличия всех листов в подборке, за что отвечают специальные датчики, считывающие метки на листах, а секция шитья и обрезки с трёх сторон отключаются.
Данная опция предназначена для малых типографий, не оснащённых листоподборочными машинами для клеевых систем, — получается экономия места и денег.
Трёхножевая машина, кроме привычных ножей, снабжена устройствами для пробивки отверстий вдоль «переднего ножа». Функция довольно специфическая, но может использоваться при производстве, например, календарей.
Stitchmaster ST 500 | «Старшая сестра» модели ST 200. Больше производительность, выше автоматизация, переналадка ещё быстрее, а самонаклады как горизонтальные, так и вертикальные — отличное решение для большого объёма малых тиражей.
Хром — это не только красиво. Но ещё и износостойко. Хромированные элементы позволяют продлить срок службы машины и увеличить скорость операций |
Eurobind Pro | Линия КБС. И здесь торжество сервоприводов и контроллеров. И, конечно же, полная интеграция в Prinect. Всё служит высокой эффективности и производительности.
Кроме стандартных принадлежностей машина оснащена инновационной системой нанесения полиуретанового клея с помощью электронно-управляемой форсунки. Хотя это решение и не является уникальным на сегодняшнем рынке, но говорит о принадлежности решения к системам высочайшего класса…
Уникальная лазерная система контроля толщины слоя наносимого клея позволяет добиться минимально необходимого для надёжной брошюровки слоя клея (снизив примерно на 40 % расход дорогостоящего клея) и отследить все возможные дефекты, которые могут возникнуть в процессе нанесения в режиме реального времени. Для устранения засоров сопла предусмотрен даже специальный фирменный крючок.
Система контроля распределения клея на корешке позволяет избежать скрытых дефектов и снизить расход клея процентов на 40… |
Все самонаклады оснащены специальной системой распознавания образов (контроль штрих-кода или элемента текста и/или изображения), позволяющей избежать ошибок загрузки листа при работе с многостраничными документам (особенно когда страницы похожи между собой, как это бывает при работе с каталогами большой толщины) и «перевёртышей».
Любопытно устройство дополнительного обжима корешка (улучшающее качество фрезеровки за счёт удаления воздуха из корешка блока и дополнительного усилия прижима), исполненное из… дерева (!).
Оптический контроль листа в самонакладах подборки имеет мобильный экран. Удобно! |
Stahlfolder TX 82 | Всем, кто когда-либо сталкивался с палетными самонакладами, известна проблема работы фальцовки с большими форматами на больших скоростях с плотно запечатанной бумагой, особенно если сама бумага тонкая. Вследствие коробления, вызванного большим количеством краски, стопа сильно деформируется, и подача листа традиционными подающими системами оказывается затруднительна.
Для решения этой проблемы есть «круглостапельные» (round pile) самонаклады, но они требуют значительного количества ручного труда по перекладке полуфабрикатов с поддонов на стол самонаклада.
Однако есть решение для стабильной подачи листа и с палеты. Оно давно применяется в самонакладах печатных машин, где сначала формируется каскад листов (то есть скорость подачи листа в несколько раз ниже, чем в вводном устройстве машины), который потом «разгоняется» так, чтобы листы в печатные секции подавались поштучно.
Подающая головка новой фальцовки устроена сходно с подающей головкой печатной машины. Отделение листа происходит «сзади», затем он «медленно» выдвигается вперёд, но не присосками (как это сделано в самонакладе печатной машины), а специальным присасывающим барабаном, который подхватывает лист и толкает его вперед.
Когда лист уже находится в направляющих и угроза его замятия или захвата двойного листа миновала, он захватывается традиционным для фальцовок подающим вакуумным барабаном (установленным против традиций снизу — ему ведь уже не надо отделять один лист от другого) и разгоняется до рабочей скорости подачи в фальцевальные секции.
Все основные установки делаются с помощью сервоприводов — в традициях систем эпохи Prinect.
Для тех же, у кого задачи попроще и тиражи поменьше, предлагается гибкая система традиционной компоновки Stahlfolder KH 82 с полной автоматизацией всех кассет и ножей.
Вырубная машина КАМА. Ничего лишнего… |
Вырубная машина КАМА | Несмотря на название, к реке Кама данная машина никакого отношения не имеет и производится на широких просторах Восточной Германии независимой компанией KAMA, а Heidelberg включила её в свою линейку вырубных машин для заполнения нижнего сегмента.
Пожалуй, это единственная машина из представленных, которая отдаёт дань цифровой революции. Кроме того, что она единственная из линейки, ориентированная на малый формат, она также оснащена уникальной системой приводки листа не по верному углу (как у больших), а по специальной метке — для продукции цифровой печати, которая грешит непостоянством расположения изображения на листе и непривязкой к верному углу. Предполагается возможность работы машины в линию с печатающими устройствами.
Вырубная форма располагается сверху (в отличие от большинства высекальных машин), что в ряде случаев упрощает проводку листа через машину и позволяет сократить количество засечек на продукте или вовсе избавиться от них. Опционально машина оснащена системой горячего тиснения фольгой, включая голограммы. В этом случае лист подается в машину дважды: первый прогон — тиснение, второй — вырубка. Переход с тиснения на вырубку занимает менее 10 минут, что уникально для данного класса машин.
Машина агрегатируется с оригинальной новой системой удаления облоя — с помощью системы роликов, а не специальным штампом, что значительно упрощает (а значит — удешевляет) машину. Если ролики по каким-то причинам не справляются, предполагается ручное удаление облоя.
К сожалению, скорость относительно невелика — около 4000 листов в час, но создатели планируют увеличить её до 5–6 тысяч в ближайшем будущем.
Вместо заключения
|
Мотоцикл в фойе учебного корпуса завода, который во времена кризиса 30-х производила компания Heidelberg, чтобы загрузить свои мощности. Намёк? |
В холле учебного корпуса посетителей встречает… мотоцикл. Но недоумение длится недолго. Табличка, стоящая на нём, поясняет: во времена кризиса 30-х годов прошлого столетия производственные мощности компании были задействованы для выпуска этой модели мотоциклов… Что-то напоминает? Сегодня производственные мощности компании ввиду снижения спроса на целевую продукцию тоже задействованы для выпуска компонентов для автомобильной и станкостроительной промышленности. Разработки подразделения, создававшего суперуспешное CTP Suprasetter, активно предлагаются для использования в других отраслях. История как бы намекает нам, что всё движется по спирали… Значит, ещё повоюем!