Открывая презентацию, директор бизнеса белых бумаг Группы «Илим» Вера Бубело бодро заметила: «Мы это сделали!» |
Большие планы
Ещё никогда на «Полиграфинтер» самой обсуждаемой темой не становилась… бумага. И дело тут не только в отсутствии на выставке ряда ведущих поставщиков и других достойных информационных поводов. Амбициозный проект Группы «Илим» вступил в решающую стадию — компания выводит на рынок чистоцеллюлозную мелованную бумагу «Омела» отечественного производства. Вот цитата из официального сообщения пресс-службы от 13 ноября:
«Группа “Илим” начала выпуск первой в стране чистоцеллюлозной мелованной бумаги. После выхода на проектные мощности достигнуты годовые объёмы производства Группой “Илим” высококачественной матовой и глянцевой мелованной бумаги в диапазоне 80–150 г/м 2 двустороннего мелования в 90 тысяч тонн. Бумага будет выпускаться под брендом “Омела” в рулонах и листах в форматах, наиболее популярных на отечественном рынке. Образцы бумаги сегодня были представлены ключевым дистрибьюторам бумажной продукции, конечным потребителям и крупным издательствам на специализированной выставке “Полиграфинтер-2013”, которая проходит в Москве.
Выпуск мелованной бумаги ведётся на новом производстве, построенном Группой “Илим” в Коряжме (Архангельская обл.) в рамках реализации масштабного инвестпроекта “Большая Коряжма” стоимостью более 270 млн долл. В результате реализации проекта в филиале Группы “Илим” в Коряжме была установлена самая современная в России бумагоделательная машина и автономная меловальная установка. Общие годовые объёмы выпуска продукции на новом бумагоделательном производстве превысят 220 тысяч тонн офсетной, офисной и мелованной бумаги».
Интерес к мероприятию на выставке был большим — рассчитанный на 200 человек конференц-зал заполнился не менее чем на две трети. Присутствующим раздали папки с образцами, в которых можно было найти чистые и запечатанные тестовыми элементами листы глянцевой мелованной бумаги плотностью 115 г/м 2. Согласно представленному слайду, в текущем году должна выпускаться также бумага плотностью 130 г/м2. Обе плотности — во всех стандартных листовых форматах, в матовом и глянцевом исполнениях. Дальнейшее расширение ассортимента запланировано на 2014 г. — будут добавлены плотности 80, 90, 105 и 150 г/м 2 и нестандартные форматы на заказ. Собравшимся продемонстрировали ряд сравнительных слайдов, на которых по своим характеристикам «Омела» находится в группе лучших сортов «меловки», представленной на отечественном рынке. Также рассказали об организации логистики и продвижения на рынок при содействии бумажных оптовиков. Однако часть поставок будет выполняться напрямую — крупным типографиям и издательствам, закупающим большие партии. В перспективе эта доля составит не более 10 % от объёма производства. Для более активного старта будут открыты региональные логистические терминалы.
В Группе «Илим» оценивают общий объём потребления мелованной чистоцеллюлозной бумаги в России в 2013 г. в 203 тыс. тонн. Из них — 132 тыс. тонн плотностью 80–150 г/м 2. Потенциальный рынок своей бумаги в Группе «Илим» оценивают в 68 % от последнего сектора. Согласно представленным планам, 2014 г. назван годом становления и завоевания рынка, а 2015 — годом лидерства.
Среди своих главных козырей на рынке менеджер по продаже мелованной бумаги Владимир Гучинский назвал: высокое качество продукции; стабильную ценовую политику (все цены установлены в рублях); ставку на бумажных оптовиков как главных партнёров; удобную систему размещения и отслеживания заказов через интернет для дистрибьюторов; поддержку оптовиков в продвижении продукции; быстрые сроки поставки; дополнительные услуги (например, хранение бумаги в регионах потребления).
На вопрос Publish, исходя из какого уровня таможенной пошлины на конкурирующую продукцию из-за рубежа рассчитана окупаемость проекта, директор бизнеса белых бумаг Вера Бубело признала: «Это наше больное место». В текущей ситуации после снижения таможенных пошлин сроки окупаемости увеличились. По первоначальному плану они должны были составить 7 лет. Впрочем, как показали дальнейшие события, ситуация с пошлинами на «меловку» не так однозначна…
Спустя всего неделю 21 ноября в распоряжении редакции оказалось письмо следующего содержания:
Начальнику отдела тарифного регулирования продукции
сельского и лесного хозяйства департамента координации,
развития и регулирования ВЭД Минэкономразвития России
Захаровой Т. В.
Уважаемая Тамара Васильевна!
В связи с некорректным рассмотрением вопроса о продлении 5 % ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованных бумаг (коды ТН ВЭД 4810 13 800 9 и 4810 19 900 0) и принятием решения об установлении на данные коды 10 % пошлин в связи с якобы началом производства мелованных бумаг ОАО «Группа Илим» в г. Коряжма, направляем Вам информацию об импорте ОАО «Группа Илим» образцов мелованной бумаги из Финляндии, которые были представлены широкой общественности на выставке «Полиграфинтер» и на заседании Подкомиссии 15.11.2013 как произведенные в г. Коряжма.
Просим официально зарегистрировать и направить данное обращение и вложения членам Рабочей группы и Подкомиссии. Просим Подкомиссию пересмотреть решение в отношении данных кодов ТН ВЭД согласно рекомендациям рабочей группы 07.11.2013 в связи с отсутствием производства мелованных бумаг ОАО «Группа Илим» в г. Коряжма, невыполнением поручения Протокола совещания в Минпромторге России 05.11.2013 г. и подлогом ОАО «Группа Илим» образцов, представленных на выставке «Полиграфинтер» и на заседании Подкомиссии.
Вложения:
1) Письмо от Межрегиональной ассоциации полиграфистов и приложение;
2) Копия таможенной декларации ОАО «Группа Илим» по импорту образцов мелованной бумаги для выставочных целей от 17.10.2013 г.;
3) Копия Протокола межотраслевого совещания в Минпромторге России с поручением ОАО «Группа Илим».
По поручению заявителей и полиграфистов,
Ольга Широкова
Упомянутые в письме документы находятся в распоряжении редакции. По сути полиграфисты прямо обвиняют Группу «Илим» в подлоге (вместо бумаги собственного производства тестовые образцы были отпечатаны на импортной бумаге) с целью лоббирования повышения пошлины на импортную меловку до 10 %. Более того, директор типографии «Капли Дождя» Игорь Любомиров, где проводилось тестирование «Омела», разъяснил на сайте PrintForum (http://forum.print-forum.ru/showthread.php?t=645169), что типографию фактически использовали «втёмную», разместив обычный коммерческий заказ на бумаге неизвестного происхождения без каких-либо опознавательных знаков. Сразу после получения письма мы попросили пресс-службу Группы «Илим» прокомментировать ситуацию, но к моменту сдачи номера в печать комментария к нам не поступало.
Позиция Publish в этой истории такова: мы будем рады, если в России появится собственное производство мелованной бумаги. Но только при условии, если её производитель будет вести честную игру.