Предыстория
Недавно я получил бандероль с целой подпиской журналов Publish за 2013 г. Сказать, что был обрадован этой весточкой с воли, значит не сказать ничего. Хочу выразить огромную благодарность Игорю Терентьеву и всей редакции за то, что они дали мне почувствовать себя частью большого полиграфического сообщества. Я увидел фотографии знакомых коллег, познакомился с их статьями и высказываниями на различных отраслевых мероприятиях, круглых столах, конференциях, опросах или выступлениях на выставках, инсталляциях нового оборудования. После долгого перерыва вновь почувствовал ритм жизни нашей отрасли, узнал о новых технологиях и видах оборудования, развитии типографий, с которыми контактировал раньше. В общем, на какое-то время забыл о том, где сейчас нахожусь.
Вопреки сложившемуся мнению, наиболее трудным в местах заключения считаю не бытовые ограничения (к баланде и шконке легко привыкаешь) или криминальное окружение (понятия зачастую оказываются справедливее нашего «самого гуманного в мире» суда), а переживания за близких, оставшихся без поддержки, и отрыв от профессии: невозможность заниматься любимым делом и приносить пользу людям. Ежедневные совещания, обязательное посещение нескольких участков типографии ВШЭ в разных районах Москвы, десятки телефонных звонков, сотни электронных писем и сообщений в день внезапно сменились информационным вакуумом и полной бездеятельностью.
Первое время меня занимали выкрутасы молодого следователя, который демонстрировал чудеса изобретательности и, по его выражению, «шёл по грани», чтобы выполнить указание начальства и быстрее закрыть мое уголовное дело с максимально жёстким обвинением. Затем больше месяца отвлекал суд с фантазиями «потерпевших» и показаниями свидетелей в мою пользу, которые, впрочем, никак не отразились на приговоре. Но после переезда в лагерь пищи для ума стало не хватать. Тюремная романтика и «движуха», впрочем, также как и разные ухищрения, облегчающие быт в ущерб другим, меня не привлекают. Совершенствование английского языка за год достигло некоего потолка из-за отсутствия партнёров-соучеников и запрета на аудиоустройства. Вся иностранная литература, которую я смог найти в лагере (около 50 изданий), была перечитана дважды. Поэтому появившаяся возможность публиковаться (за что снова благодарю Publish как первопроходца среди отраслевых журналов) стала для меня некой отдушиной в скучной лагерной жизни, возможностью почувствовать свою полезность обществу не только шитьем фартуков, не деградировать в условиях «исправительной» пенитенциарной системы России. Сейчас же эта связь перестала быть односторонней, и я увидел свои труды, наряду с материалами других авторов, в виде конечного продукта.
С жадностью «проглотив» содержимое всех десяти журналов, я решил отразить первые мысли о Publish в своей очередной колонке (не пропадать же редкому жизненному эксперименту). Несмотря на мою очевидную субъективность, надеюсь, что это понравится читателям, а издатели ничего не вырежут и простят мою критику.
Коротко, по сути
Главным впечатлением от журнала стало его преимущественно «цифровое» наполнение. Почти 80 % содержания посвящено цифровому оборудованию и технологиям, что, наверное, отражает существующее положение вещей в полиграфической отрасли. Действительно, офсетная печать приближается к пику своего развития. Редкие инновации в этой области, дающие лишь небольшой прирост её качества, не столь интересны для читателей. Послепечатное же оборудование, если и рассматривается на страницах Publish, то преимущественно в плане его «оцифровки»: повышении степени автоматизации, совместимости с цифровыми печатными машинами (ЦПМ) и эффективности работы с малыми тиражами. Пока оставшиеся в живых производители тяжёлого полиграфического оборудования зализывают раны после кризиса 2008 г. и только мечтают вернуться к докризисному уровню, разработчики цифровой техники, вслед за тенденциями уменьшения тиражности изданий, планируют покорить мир своими новейшими ЦПМ, предназначенными для печати не только коммерческой продукции, но также книг, газет и этикетки (Publish № 10, 2013 — далее буду указывать только номер журнала). Цифровое УФ-лакирование, вырубка и брошюровка в линию становятся темой года. Начинается серийное производство цифровых рулонных машин Océ StreamLine (№ 1/2), HP Indigo WS (№ 5), Xeikon 3030 (№ 9) и многих других, рассмотренных в теме № 10. Почти все ведущие производители ЦПМ готовят к выпуску машины среднего (а возможно, уже и большого) формата.
Хоть и не понимаю тонкости струйной печати, мне понравилась постоянная колонка Сергея Белокурова о проблемах и перспективах данной технологии. Возможно, мы стоим на пороге качественного прорыва в струйной печати и распространения её в промышленных масштабах. По крайней мере интрига с УФ-печатной машиной формата В2 КМ-1 (№ 3) и нанографической Landa (№ 10), обещающей высокое качество при рекордно низкой себестоимости цифровой печати, держит в напряжении весь полиграфический мир.
Мне, как бывшему офсетчику, не хватило информации о крупных полиграфических предприятиях. Короткие очерки о «Паретто-Принт» (№ 3), «Первом полиграфическом комбинате» (№ 5), АПФ «Алькор» (№ 6) и «Экстра-М» (№ 10) только подтвердили это впечатление. Зато я с удовольствием прочитал о развитии множества цифровых типографий, таких как «Буки-Веди» (№ 1/2), «Технология рекламы» (№ 4), «Цифровые технологии» (№ 4), ИД «Каскон» (№ 4), Netprint (№ 4), «Студия 52» (№ 4), типографии «Известия» (№ 5), «Дизайн-студия Б» (№ 5), PrintIt (№ 7/8), «Сам полиграфист» (№ 9), «ИНТ» (№ 10) и многих других.
Очень занимательным показались журналы в журнале о программном обеспечении и расходных материалах. Думаю, что Adobe с его облачным пакетом Creative Cloud задал стандарт для будущего ПО, на который рано или поздно перейдут все разработчики софта. Действительно, подписная модель распространения удешевляет ПО (точнее, пока распределяет оплату по времени пользования, но, надеюсь, в будущем приведёт и к снижению цен) и даёт доступ пользователям к большему числу самых современных программ, полностью решает проблему пиратства и даёт разработчикам новые стимулы для творчества. Кроме продуктов Adobe, мне понравились также описания продуктов Corel: CorelCAD (№ 4) и Corel Painter X3 (№ 10). В приложении о расходных материалах стоит отметить обзор мирового рынка красок от Ink World Magazine (№ 1/2), «Секретные материалы» (№ 5), рынок картонов (№ 7/8) и информацию о начале производства мелованной бумаги в России и вызванном «Группой “Илим”» скандале с повышением таможенных пошлин (№ 11).
Как всегда полезными для полиграфистов оказались статьи в рубрике «Справочник покупателя» от Юрия Захаржевского: о широкоформатных принтерах (№ 1/2 и 7/8), клеевых машинах (№ 3), чёрно-белых (№ 4) и цветных (№ 10) ЦПМ, брошюровщиках (№ 5) и фальцевально-склеивающих линиях (№ 9).
В связи с последней производственной деятельностью в типографиях МГУ и НИУ ВШЭ лично меня особенно заинтересовала технология Print on Demand, представленная в материалах круглого стола, проведённого Арсеном Манукяном и посвящённого фотокнигам (№ 7/8), и конференции Publish «Трансформация книжной печати» (№ 12), а также раскрытая в теме № 4. Уверен, что рано или поздно пока медленно развивающаяся технология PoD всё же получит второе дыхание и, сродни изобретению Гуттенберга, кардинально изменит процесс книгопечатания и всю издательскую деятельность. За этим будущее, не прозевайте его!
Думая об университетских типографиях, я поставил галочку для себя и на обзоре Riso A2 (№ 12), и на листовых цифровых машинах формата B2 от Fujifilm, Screen и HP Indigo (№ 6), новейших моделях ЦПМ от всех ведущих производителей, а также на мнениях коллег о практике использования лучшего финишного оборудования (№ 11).
Publish позволил мне мысленно пересечь границы России и «побывать» на выставке широкоформатного печатного оборудования Fespa (№ 7/8 и 9), цифровых технологий Hunkeler Innovationdays (№ 3), содержательных конференциях производителей Fujifilm и Screen (№ 5), Ryobi (№ 10), Horizon, Kodak (№ 11), Konika Minolta (№ 11 и 12), Heidelberg и ассоциации HP Dscoop (№ 12). Я уже не говорю о полных обзорах отечественных выставок «Фотофорум», «Упаковка» и «ПолиграфИнтер».
Заключение
Publish показался мне заметно потолстевшим и более сбалансированным с того момента, когда видел его в последний раз несколько лет назад. Несмотря на широту и разноплановость полиграфической отрасли, он сумел вобрать в себя наиболее интересные материалы для большинства читателей. Мне, например, было приятно познакомиться почти со всеми материалами подшивки за 2013 г. Немного избыточной показалась информация о широкоформатной печати, но я понимаю, что специалисты этой области также заслуживают право на информацию. В то же время замечательные статьи по смежным с традиционной полиграфией областям — печати по футболкам и сувенирной продукции — органично вписались в содержимое журнала. Приключения близких мне Ryobi (№ 4) и manroland, сменивших дистрибьюторов, решение Kodak работать только через «Ниссу», трудовой конфликт в представительстве Müller Мartini (№ 9), ссора между «Легионом» и «ВИП-Систем» из-за СТР Cron (№ 12), история с подлогом «Группы “Илим”» заметно оживили журнал.
Конечно, главную роль в улучшении журнала сыграл прекрасный коллектив авторов, как сотрудников редакции, так и писателей со стороны. Поздравляю редакцию Publish с таким успехом и желаю журналу и всем, кто принимает участие в его создании, оставаться столь же востребованными и интересными для читателей!
С уважением, Марсель
26.01.2014