101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

В 2013 г. объём российского рынка фотокниг составил почти 1 млн штук (по данным FutureSource). Какого итога Вы ожидаете в 2014 г.?

  • 18 июня 2014 г.
  • 5142
В 2013 г. объём российского рынка фотокниг составил почти 1 млн штук (по данным FutureSource). Какого итога Вы ожидаете в 2014 г.?
 

Анна Мельник, руководитель проекта фотокниг типографии «Вишнёвый пирог» (Москва):

Конечно, трудно судить об объёмах фотокниг по стране, не имея соответствующих данных. Но, судя по нашим наблюдениям, динамика роста этого направления действительно неплохая. Интерес к нему наблюдается как со стороны клиентов, так и среди типографий, поставщиков и производителей оборудования, которые стали больше внимания уделять продвижению техники и материалов для этого сектора.

Становится больше компаний, которые занимаются фотокнигами: как типографий, которые их делают, так и посреднических организаций, которые переразмещают заказы в других типографиях. Судя по росту числа заказов, можно предположить, что рост числа фотокниг в 2014 г. на 30% — вполне реальная цифра.

 

 

Денис Колесников, директор типографии iPrintIt (Москва):

Трудно сказать, насколько предсказания о росте рынка фотокниг можно отнести к каждой типографии. На нашем рынке имеющиеся клиенты по большей части уже поделены. Причём клиенты разных компаний между собой мало пересекаются, переходов от одного изготовителя к другому тоже немного.

При этом даже в масштабе одной типографии сложно предсказать наперёд, как изменятся тиражи. На своём опыте мы убедились, что, когда человек узнаёт о фотокнигах, количество заказов сначала идёт по нарастающей: клиент старается привести в цивилизованный вид накопившийся у него багаж фотографий. Через полтора-два года наступает «насыщение» — количество заказов падает, но затем оно выходит на новый уровень, сниженный по сравнению с первоначальным «периодом энтузиазма», но зато этот уровень стабилен.

Одна из основных трудностей на пути роста рынка — фотокниги надо рекламировать, рассказывать о них потенциальным клиентам, а это сложно и дорого.

 

 

Алексей Веселовский, директор типографии «24_принт» (Москва):

Периодически мы делаем фотоальбомы, но серьёзно ввязываться в это направление не хотим. Массовое производство фотокниг требует значительных инвестиций как в оборудование, так и в маркетинг. В типографии, уже имеющей подходящую ЦПМ, нужно добиться стандартизации печати. Что касается «железа», в основном инвестиции в оборудование касаются послепечати.

А расходы на маркетинг (реклама, ПО) превышают расходы на оборудование.

Чтобы решиться на все эти вложения, нужно иметь уверенность в реальных перспективах, а по моим субъективным впечатлениям рынок фотокниг не так хорош, как об этом говорят.

 

Светлана Воробьёва, генеральный директор типографии NexPrint (Москва):

Лично мне кажется, что цифры должны быть несколько иными: и по объёмам, и по темпам роста. Судя по наблюдаемым нами темпам, которыми увеличивается количество заказов на фотокниги, их количество в 2014 г. должно вырасти в 2 раза по сравнению с прошлым годом и достигнуть полутора миллионов. Поэтому объём рынка за прошлый год я бы оценила в 750 000. Если же оценка FutureSource правильная и в 2013 г. действительно было продано почти миллион, то в этом году будет даже 2 млн книг! Расхождение в оценках, возможно, вызвано тем, что именно считать фотокнигой. В нашем представлении, например, это должно быть солидное издание в твёрдом переплёте. Возможно, у английских аналитиков другое мнение, и они включают в число фотокниг более широкий круг изделий.

 

 

Феликс Шмайгер, генеральный директор компании «Фотопроект» (Москва):

Мне кажется, что миллион фотокниг в России за прошлый год — это несколько преувеличенное число. Разумеется, многое зависит от того, как считать. Если причислять к фотокнигам брошюры на скрепке, которые делаются сотнями тысяч — тогда, конечно, вполне возможно насчитать и миллион. Вопрос в том, можно ли эти изделия называть «фотокнигами»?

Что касается тенденций развития, то рост действительно наблюдается. У «Фотопроекта», который предлагает клиентам фотокниги, изготовленные только на настоящей серебросодержащей фотобумаге, за январь-февраль 2014 г. рост к аналогичному периоду 2013 г. составил 54%.

 

 

Сергей Волошановский, совладелец «Фото дома» (Ростов-на-Дону):

Мы посетили много мероприятий, суть которых — рассказы об «успешном успехе» без конкретных абсолютных цифр. На прошлом «Фотофоруме» мы показали реальные цифры — портрет своего клиента, покупающего фотокниги.

Выскажу крамольную мысль: факторы, ограничивающие рост рынка фотокниг, находятся в головах. Почему? Объективно нас ограничивает размер нашей страны. Россия велика, видимо, поэтому у нас очень плохо работают почтовые службы. И мы для себя решили, что дальше Урала распространять свой сервис не будем. Но в 2013 г. поменялось очень много, работа «Почты России» существенно улучшилась. На фоне резкого увеличения почтовых отправлений из-за роста интернет-торговли улучшилась и логистика. Другой наш агент по доставке — «Сдэк» — также здорово прибавил: стали доступнее расценки, короче сроки, лучше логистика.

Приведу пример с сувенирными кружками. Раньше, как мы их ни упаковывали (применяли все возможные ухищрения), 8 из 10 разбивались во время доставки. Мы даже перестали активно продвигать этот продукт. Сейчас кружки уже не бьются!

По всей стране продолжается улучшение работы интернет-провайдеров — повышается пропускная способность каналов, услуги дешевеют. Поэтому теперь нам можно всерьёз начать продвижение онлайн-редактора — инфраструктура позволяет. Он сможет работать на любых планшетах и настольных машинах через браузер.

Всё, о чём я сказал, положительно влияет на рост бизнеса. Мы для себя ставим задачу удвоения того, что было в 2013 г. Весь рынок тоже будет расти, но оценить его объём так же сложно, как попытаться рассчитать размер айсберга в океане по его видимой части. Из того, чего мы пока не видим, — это огромный рынок школьных фотографов, объёмы которого мы пока не можем оценить. Если школьные фотографы и родители школьников начнут чаще обращаться к профессиональным сервисам, нас ожидает отличное будущее.

 

 

Константин Касацкий, генеральный директор компании «Печатный дом “Каскон”» (Москва):

Фотокниги мы выпускаем уже полтора года, развиваем это направление как вспомогательный бизнес. Изготовление фотокниг — это большой труд, в котором важен каждый этап и своевременное выполнение заказа. Можно прекрасно подготовить всё и потерять заказ из-за отсутствия печатника в нужный момент. Другая трудность в том, что подходящих программ для работы с клиентами — единицы. К счастью, уже появляются люди, которые работают над такими программами.

Этот сектор понемногу растёт, как и «цифра» в целом. Но он развивался бы быстрее, если бы не ценовая политика производителей. Они ставят клиентов в одинаковые условия жёсткой политикой продажи клик-контрактов. Из-за этого у типографий получается практически одинаковая себестоимость продукта. В результате конкурировать можно только ценой изделия при продаже, то есть уменьшать её, а это путь в никуда.

Ещё надо отметить очень разные условия в Москве и на периферии: в регионах конкуренция пока меньше. Как ни странно, на периферии больше смотрят на качество изделия, а в Москве для массовых фотокниг главное — цена.

Некоторым компаниям удаётся найти свою нишу — например, продают изделия дороже благодаря развитому сервису. Но в целом конкурировать на этом рынке тяжело. Рост в 2014 г., наверное, будет, но его придётся добиваться тяжёлым трудом.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Авторская книга, или Книга художника

Что это, чем отличается от фотоальбома и где её можно увидеть? Википедия даёт такое определение: «Книга художника, или artist’s book, — это произведение искусства, в котором автор прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги. Книга художника может быть сделана автором-художником вручную в единственном экземпляре (уникат) или выпускаться тиражом до 150–200 экз., с использованием техник авторской печатной графики, принтера, цифровой печати, иных малотиражных техник».

Какие технологии вы используете, чтобы затруднить воспроизведение вашей продукции конкурентами и привлекать, таким образом, клиентов?

На этот раз в голосовании приняло участие не так уж много наших читателей. И это вызывает сожаление. Если количество проголосовавших действительно соответствует доле предприятий, которые пытаются технологически «отгородиться» от конкурентов, то большинство полиграфистов, очевидно, выбирает конкуренцию не с помощью новой техники или особенных технологий, а просто бодаясь с конкурентами по ценам.

Что перспективнее при расширении печатных мощностей вашей типографии — «цифра» или офсет?

Надо сказать, что не все полиграфисты охотно дают ответы на наши вопросы. В экономически тяжёлый момент не всем хочется говорить даже на производственные темы.

Есть ли у вас планы организации бизнеса по изготовлению текстильных изделий с печатью?

Год назад мы уже проводили опрос на похожу тему. Но эта тема продолжает оставаться интересной: если в старых секторах рынка типография сталкивается с трудностями, то почему бы не попробовать нечто новое, тоже связанное с тиражированием изображений?



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38