Анна Мельник, руководитель проекта фотокниг типографии «Вишнёвый пирог» (Москва):
Конечно, трудно судить об объёмах фотокниг по стране, не имея соответствующих данных. Но, судя по нашим наблюдениям, динамика роста этого направления действительно неплохая. Интерес к нему наблюдается как со стороны клиентов, так и среди типографий, поставщиков и производителей оборудования, которые стали больше внимания уделять продвижению техники и материалов для этого сектора.
Становится больше компаний, которые занимаются фотокнигами: как типографий, которые их делают, так и посреднических организаций, которые переразмещают заказы в других типографиях. Судя по росту числа заказов, можно предположить, что рост числа фотокниг в 2014 г. на 30% — вполне реальная цифра.
Денис Колесников, директор типографии iPrintIt (Москва):
Трудно сказать, насколько предсказания о росте рынка фотокниг можно отнести к каждой типографии. На нашем рынке имеющиеся клиенты по большей части уже поделены. Причём клиенты разных компаний между собой мало пересекаются, переходов от одного изготовителя к другому тоже немного.
При этом даже в масштабе одной типографии сложно предсказать наперёд, как изменятся тиражи. На своём опыте мы убедились, что, когда человек узнаёт о фотокнигах, количество заказов сначала идёт по нарастающей: клиент старается привести в цивилизованный вид накопившийся у него багаж фотографий. Через полтора-два года наступает «насыщение» — количество заказов падает, но затем оно выходит на новый уровень, сниженный по сравнению с первоначальным «периодом энтузиазма», но зато этот уровень стабилен.
Одна из основных трудностей на пути роста рынка — фотокниги надо рекламировать, рассказывать о них потенциальным клиентам, а это сложно и дорого.
Алексей Веселовский, директор типографии «24_принт» (Москва):
Периодически мы делаем фотоальбомы, но серьёзно ввязываться в это направление не хотим. Массовое производство фотокниг требует значительных инвестиций как в оборудование, так и в маркетинг. В типографии, уже имеющей подходящую ЦПМ, нужно добиться стандартизации печати. Что касается «железа», в основном инвестиции в оборудование касаются послепечати.
А расходы на маркетинг (реклама, ПО) превышают расходы на оборудование.
Чтобы решиться на все эти вложения, нужно иметь уверенность в реальных перспективах, а по моим субъективным впечатлениям рынок фотокниг не так хорош, как об этом говорят.
Светлана Воробьёва, генеральный директор типографии NexPrint (Москва):
Лично мне кажется, что цифры должны быть несколько иными: и по объёмам, и по темпам роста. Судя по наблюдаемым нами темпам, которыми увеличивается количество заказов на фотокниги, их количество в 2014 г. должно вырасти в 2 раза по сравнению с прошлым годом и достигнуть полутора миллионов. Поэтому объём рынка за прошлый год я бы оценила в 750 000. Если же оценка FutureSource правильная и в 2013 г. действительно было продано почти миллион, то в этом году будет даже 2 млн книг! Расхождение в оценках, возможно, вызвано тем, что именно считать фотокнигой. В нашем представлении, например, это должно быть солидное издание в твёрдом переплёте. Возможно, у английских аналитиков другое мнение, и они включают в число фотокниг более широкий круг изделий.
Феликс Шмайгер, генеральный директор компании «Фотопроект» (Москва):
Мне кажется, что миллион фотокниг в России за прошлый год — это несколько преувеличенное число. Разумеется, многое зависит от того, как считать. Если причислять к фотокнигам брошюры на скрепке, которые делаются сотнями тысяч — тогда, конечно, вполне возможно насчитать и миллион. Вопрос в том, можно ли эти изделия называть «фотокнигами»?
Что касается тенденций развития, то рост действительно наблюдается. У «Фотопроекта», который предлагает клиентам фотокниги, изготовленные только на настоящей серебросодержащей фотобумаге, за январь-февраль 2014 г. рост к аналогичному периоду 2013 г. составил 54%.
Сергей Волошановский, совладелец «Фото дома» (Ростов-на-Дону):
Мы посетили много мероприятий, суть которых — рассказы об «успешном успехе» без конкретных абсолютных цифр. На прошлом «Фотофоруме» мы показали реальные цифры — портрет своего клиента, покупающего фотокниги.
Выскажу крамольную мысль: факторы, ограничивающие рост рынка фотокниг, находятся в головах. Почему? Объективно нас ограничивает размер нашей страны. Россия велика, видимо, поэтому у нас очень плохо работают почтовые службы. И мы для себя решили, что дальше Урала распространять свой сервис не будем. Но в 2013 г. поменялось очень много, работа «Почты России» существенно улучшилась. На фоне резкого увеличения почтовых отправлений из-за роста интернет-торговли улучшилась и логистика. Другой наш агент по доставке — «Сдэк» — также здорово прибавил: стали доступнее расценки, короче сроки, лучше логистика.
Приведу пример с сувенирными кружками. Раньше, как мы их ни упаковывали (применяли все возможные ухищрения), 8 из 10 разбивались во время доставки. Мы даже перестали активно продвигать этот продукт. Сейчас кружки уже не бьются!
По всей стране продолжается улучшение работы интернет-провайдеров — повышается пропускная способность каналов, услуги дешевеют. Поэтому теперь нам можно всерьёз начать продвижение онлайн-редактора — инфраструктура позволяет. Он сможет работать на любых планшетах и настольных машинах через браузер.
Всё, о чём я сказал, положительно влияет на рост бизнеса. Мы для себя ставим задачу удвоения того, что было в 2013 г. Весь рынок тоже будет расти, но оценить его объём так же сложно, как попытаться рассчитать размер айсберга в океане по его видимой части. Из того, чего мы пока не видим, — это огромный рынок школьных фотографов, объёмы которого мы пока не можем оценить. Если школьные фотографы и родители школьников начнут чаще обращаться к профессиональным сервисам, нас ожидает отличное будущее.
Константин Касацкий, генеральный директор компании «Печатный дом “Каскон”» (Москва):
Фотокниги мы выпускаем уже полтора года, развиваем это направление как вспомогательный бизнес. Изготовление фотокниг — это большой труд, в котором важен каждый этап и своевременное выполнение заказа. Можно прекрасно подготовить всё и потерять заказ из-за отсутствия печатника в нужный момент. Другая трудность в том, что подходящих программ для работы с клиентами — единицы. К счастью, уже появляются люди, которые работают над такими программами.
Этот сектор понемногу растёт, как и «цифра» в целом. Но он развивался бы быстрее, если бы не ценовая политика производителей. Они ставят клиентов в одинаковые условия жёсткой политикой продажи клик-контрактов. Из-за этого у типографий получается практически одинаковая себестоимость продукта. В результате конкурировать можно только ценой изделия при продаже, то есть уменьшать её, а это путь в никуда.
Ещё надо отметить очень разные условия в Москве и на периферии: в регионах конкуренция пока меньше. Как ни странно, на периферии больше смотрят на качество изделия, а в Москве для массовых фотокниг главное — цена.
Некоторым компаниям удаётся найти свою нишу — например, продают изделия дороже благодаря развитому сервису. Но в целом конкурировать на этом рынке тяжело. Рост в 2014 г., наверное, будет, но его придётся добиваться тяжёлым трудом.