Хотя все вроде слышали давно набившие оскомину рекомендации по поводу уникальности предоставляемых услуг: «Станьте особенными и достигнете успеха». Честно говоря, такие советы уже вызывают ассоциации с известным анекдотом: мышки давно поняли, что им хорошо бы стать ёжиками. А вот как именно это сделать? Казалось бы, очевидно: чтобы оказывать уникальные услуги, хорошо бы иметь уникальное оборудование, освоить уникальные технологии. Но это требует приобретения «железа» и обучения персонала…
Мы, конечно, перечислили не все возможные решения. Вкратце упомянем некоторые.
На стр. 4 можно прочитать про принципиально новое оборудование для цифрового тиснения1: пока что это не слишком распространённая технология. Оно позволяет делать цифровое тиснение короткими тиражами, причём на текстурированных материалах, в то время как обычные цифровые фольгираторы «любят» гладкие поверхности. Это особенно важно, поскольку короткие тиражи эксклюзивной продукции с отделкой зачастую делаются на дизайнерской бумаге или картоне с более или менее выраженным рельефом.
В своё время много говорили о технологии лакирования ароматизированным лаком. Но пользовались ей, надо сказать, гораздо реже, чем о ней говорили. И не только потому, что дороги материалы. Ароматизированный лак требует жёсткого соблюдения правил не только в процессе нанесения, но также и в процессе транспортировки и хранения (как материалов, так и готовой продукции).
Использование дополнительных цветов стоит рассмотреть отдельно для цифровой и для традиционной печати. Цифровое оборудование, при всей его гибкости по части персонализации отпечатков, весьма ограничено по части дополнительных цветов, не входящих в традиционную полиграфическую триаду. Особенно это относится к устройствам на основе технологии печати сухим тонером. Достаточно редко встречаются «пятикрасочные» или «шестикрасочные» ЦПМ, в которых можно печатать (за один прогон) пятью или шестью цветами, при этом набор дополнительных цветов несравним с таковым в офсетной печати. И всё же типографии, владеющие такими машинами, имеют очевидное преимущество — разумеется, в том случае, если удастся доказать клиенту, что он тоже получит выгоду от такого решения.
Отдельно стоит упомянуть ЦПМ HP Indigo, многие модели которых имели опциональную возможность печатать многокрасочные изображения. И хотя таких машин в своё время было установлено в России достаточно много, в большинстве случаев дополнительные цвета на них не использовались. Потому что клиенты, даже зная о возможности получить «особенные» отпечатки, которые выделят их продукцию или затруднят её воспроизведение, в большинстве случаев на первое место ставили стоимость отпечатка.
При офсетной печати, даже просто напечатав в один прогон с «триадой» пару смесевых цветов, не поддающихся воспроизведению триадной печатью, вы уже создаёте проблему конкуренту, у которого шестикрасочной машины нет. А если элементы, напечатанные этими цветами, требуют хорошего совмещения, то проблема эта усугубляется: в два прогона напечатать такой сюжет будет очень трудно, дорого и долго. В конце концов встанет вопрос экономической целесообразности копировать ваши изделия.
С другой стороны, в офсетной печати имеется такой приём, как печать двумя-тремя красками, часто с применением смесевых цветов. В этом случае трудность воспроизведения заключается в том, чтобы получить аналогичный файл для цветоделения.
Что именно можно печатать с дополнительными цветами? По старинке смесевые цвета (они же пантоны) иногда называют «плашечными» — видимо, именно потому, что печатали ими дополнительные крупные элементы. Но есть гораздо более изощрённый способ использования дополнительных цветов: с многокрасочным цветоделением. Обычно в этом случае к классической «триаде» добавляют от одного до трёх дополнительных цветов, которые позволяют расширить цветовой охват изображения. Иногда при этом достаточно одного цвета: если вы хотите напечатать изображение, на котором бросаются в глаза апельсины, достаточно будет оранжевой краски. Проблема здесь, в отличие от цифровой технологии печати, заключается не в цене за краску и даже не в необходимости иметь дополнительные секции на печатной машине. Проблема именно в получении соответствующего цветоделения. Существуют специальные программы, позволяющие делать такое цветоделение. А чтобы такая программа работала корректно, нужно создать профиль печати. А для этого надо получить оттиск с соответствующей шкалой. Иногда обходятся без специальных программ: если таких тиражей немного, специально обученный дизайнер много может сделать вручную. Но в любом случае надо делать тестовую печать, чтобы узнать, каков же получился результат, и, возможно, показать его клиенту. Всё это требует тесного сотрудничества дизайнера, менеджера и производственного отдела. Да и клиент должен проявить понимание, что эксклюзивный продукт потребует дополнительных трат денег и времени.
В годы, когда на смену плёночной технологии изготовления офсетных печатных форм приходили СТР, некоторые типографии экспериментировали с различными видами стохастических и гибридных растров. Они позволяют получить высококачественное изображения, а уж с помощью лупы отличить такую продукцию от обычной и вовсе ничего не стоит. Однако широкого распространения и эта технология не получила. Очевидно, дело не столько в том, что соответствующая опция может стоить денег, но и в том, что смена растра на стохастический сказывается на цветовоспроизведении. И, следовательно, при смене растра нужно составлять новый профиль печати, что, как уже упомянуто выше, потребует дополнительных расходов, а иногда — бесед с консервативно настроенными печатниками.
Подводя итог, можно сказать, что все перечисленные хитрости действительно могут быть полезны как способ привлечь клиентов на фоне экономических трудностей. К сожалению, именно в такие периоды многие клиенты, да и сами полиграфисты, теряют энтузиазм и желание пробовать что-то новое. Как бы нас ни учили маркетологи и коучи, что в период кризиса нельзя снижать расходы на рекламу, на практике большинство именно так и поступает. Но если необходимое оборудование уже имеется на производстве и оно не загружено, почему бы не предложить клиенту что-то «этакое»?
1 CtFoil 100S.