Как только создатели информационной системы перестают её развивать, она начинает устаревать, а на потребительском рынке — проигрывать конкурентам. Это хорошо понимают создатели «Альбомикс», не собираясь почивать на лаврах.
С «Альбомикс» мы познакомились в апреле на выставке «Фотофорум-2014», где компания с гордостью демонстрировала пополнение своего печатного парка — новенькую цветную ЦПМ Xerox Color 800 — и многочисленные фотопродукты. Руководитель проекта Алексей Ремизов с удовольствием согласился раскрыть все секреты и пригласил в гости. Прошло немного времени, и мы встретились снова — на этот раз в офисе компании «Копитан», в которой и родился проект по выпуску фотокниг и сопутствующих фотопродуктов. Помимо Алексея, в разговоре участвовали сооснователь «Копитан» Евгений Ашурков, технический директор «Альбомикс» Юрий Кузнецов и арт-директор «Альбомикс» Сергей Важенин.
Начало
«Копитан» существует с 1995 г. как продавец офисного и профессионального полиграфического оборудования, параллельно, как отдельный бизнес, развивалась сеть копировальных салонов. С 2000 г. особое внимание стали уделять интернет-проектам, тогда же была создана собственная команда из двух человек для создания сайтов. Научились делать сами довольно сложные сайты, включая интернет-магазины.
А.?Ремизов: «Я бы не сказал, что наш путь создания собственного онлайн-продукта — единственно правильный. Нам повезло с командой — люди увлечены. Есть и результат — рост заказов. А при взгляде на перспективу обладание уникальным продуктом — это конкурентное преимущество, поскольку готовые решения могут купить все, а влиять на разработчиков, чтобы они учли все твои пожелания в системе, сложно» |
Идею рождения «Альбомикс» Ремизов объяснил просто: «Профессиональная полиграфия идёт на спад, а заказы на печать от обычных потребителей — фотографии, сопутствующие товары, печать по требованию — растут». Изначально создавать полноценную систему самостоятельно не собирались, но считали важным иметь онлайн-платформу, которая работала бы через браузер и без установки дополнительного ПО на компьютер. Изучили рынок — оказалось, что готовых систем подобного уровня нет. Но до 2012 г. шли путём использования готовых решений и их интеграции, набили себе шишки и поняли, что этот путь — неправильный. На Drupa-2012 ещё раз посмотрели на предлагаемые решения — оказалось, что ничего «сверхъестественного» по-прежнему не появилось. Пригласили технического директора, усилили штат программистов и дизайнеров, привлекли фрилансеров и стали развивать собственную систему более энергично.
Нынешнего названия у проекта ещё не было — просто «Фотокниги онлайн». Первый тестовый запуск системы состоялся на сайте «Копитан» в 2012 г. — получили первые продажи. Пусть и небольшие, зато удалось связать онлайн-редактор с производством и отладить всю технологическую цепочку — от приёма заказов и обработки макетов до изготовления и выдачи клиентам.
Позже появилось название — Albomix — с одноимённым сайтом в домене RU и слоганом «Создавай онлайн». Не забыли и об авторских правах — подали заявку на регистрацию торговой марки Albomix по всем необходимым категориям. «Кстати, не так давно на Западе появились проекты Postermix и похожие — значит, название мы выбрали правильно», — удовлетворённо замечает Ремизов.
Внутренняя кухня
Как правило, типографии предпочитают не распространяться в деталях о том, что считают своим ноу-хау. Но чувствуется, что члены команды «Альбомикс» по-настоящему увлечены своим проектом, поэтому разговорить их было несложно.
Ашурков подчёркивает, что именно 2012 г. можно считать датой официального рождения системы в её нынешнем виде — тогда в компании определились с идеологией и начали стремительно развивать проект, реализуя новые функции и расширяя ассортимент продуктов.
Мы даже не спрашивали у команды «Альбомикс», довольны ли они качеством печати ЦПМ Xerox Color 1000 — покупка второй аналогичной машины говорит за себя |
Кузнецов вспоминает: «Существенный качественный шаг вперёд был сделан в 2013 г. Мы внедрили передовые серверные технологии, появилась возможность создать более качественные онлайн-решения, используя мощные и удобные функции на основе JavaScript-модулей для реализации пользовательского интерфейса». Физически серверы установлены в Санкт-Петербурге, резервный — в Москве. Фотокниги, которые пользователи создают через браузер, затем через FTP передаются на производство.
Но основные усилия направлены на улучшение пользовательского опыта от «общения» с системой. Как объяснил Важенин, главная задача арт-директора — чтобы онлайн-система выглядела доступной и понятной пользователям. Прежде чем что-то реализовывать, немало времени тратится на предварительные обсуждения — рисуют на доске путь пользователя на сайте, обсуждают и принимают решение, что именно нужно сделать.
Но главный инструмент оценки качества работы — тепловая карта сайта. Ашурков замечает: «Мы сделали кучу решений, которые казались улётными, но выяснялось, что пользователи не понимали, как с этим работать». Каждая заминка на сайте превращается в потерю клиента или его обращение в службу поддержки. А это затраты времени и человеческих ресурсов. Кстати, ожидания, что от поддержки в «идеальной» системе вообще можно будет отказаться, оказались несостоятельны.
Жизнь расставила всё на свои места. И даже подтолкнула к нестандартному решению: созданию кнопки «Пожаловаться». Она не просто позволяет обратиться в поддержку, но и фиксирует положение клиента на сайте гениально простым способом — сохраняет снимок экрана. Кузнецов вспоминает: «Мы решили нарисовать такую кнопку. Хотели посмотреть у конкурентов — как она выглядит у них. А оказалось, ни у кого её нет! В итоге вспомнили школьные годы — кнопка выполнена в виде зачеркнутой учителем буквы Е. Уже через полчаса после запуска кнопки пришёл первый скриншот с ошибкой от реального пользователя». Поначалу приходило 5–10 сообщений в день, а затем это количество стало снижаться. Сейчас приходит 1–2 в неделю.
Вся важная информация, которую получают администраторы службы поддержки от клиентов, обязательно передаётся разработчикам. У администраторов стоит задача докопаться до сути проблемы, тогда её можно будет устранить. По этому же каналу поступают пожелания по доработкам системы. Кузнецов объясняет: «Конечно, мы изучаем полезность предложенной функции и сложность её реализации. Если оно того стоит — обязательно делаем».
Тест-драйв
Весь процесс разбит на последовательные шаги, что не позволяет заказчику «потеряться». Слева — та самая оранжевая кнопка обращения за помощью. На экране слева — режим просмотра всего альбома в виде набора разворотов. Справа — предложение заказать дополнительные продукты с использованием фотографий заказчика |
Я провёл самостоятельный тест-драйв системы «Альбомикс». Благо, после каждой поездки появляется достаточно материала для целой фотокниги. Конечно, это не совсем чистый эксперимент: ведь основная аудитория проекта — обычные люди, знать не знающие о вёрстке, цветокоррекции, кадрировании и т. п. Наверное, поэтому я заметил кое-какие ограничения и мелкие огрехи, что-то захотелось улучшить — маловато шрифтов, не хватает удобных инструментов кадрирования фотографий. Но я понимаю разработчиков — для большинства клиентов дополнительная гибкость скорее вредна. Мне же в результате 2-часовой работы без каких-либо сбоев (система, работающая через браузер, оказалась очень устойчивой) удалось подготовить 80-полосную фотокнигу в твёрдом переплёте. Утром позвонила менеджер и сообщила о том, что макет проверен и принят в работу. А ещё через два дня фотокнига была готова и ожидала в пункте выдачи, надёжно упакованная в картон. Приятная мелочь: регистрация занимает буквально несколько секунд, а в ответе системы к вам обращаются «Здравствуйте, будущий Автор». Это, безусловно, поднимает самооценку клиентов. Ещё одна полезная находка — вместе с бумажной фотокнигой вы получаете флеш-версию, ссылку на которую можно послать своим друзьям и знакомым.
Дело техники
Е. Ашурков: «С инвестиционной точки зрения развитие идёт нормально» |
Для изготовления фотопродуктов используют возможности собственного производства одного из копировальных центров «Копитан». В 2012 г. для старта докупили оборудование — цветную ЦПМ Xerox Color 1000, а также машины для сборки переплётов, включая КБС на PUR-клее. Вторая Xerox Color 800 приобретена в 2014 г. для повышения надёжности производства, особенно в пик сезона — в конце прошлого года приходилось работать в три смены, а людям и технике было очень тяжело.
Фотографии в макетах, которые приходят на печать, обязательно проходят цветокоррекцию опытными операторами. Клиенты «Альбомикс» — обычные люди, которые не имеют опыта подготовки изображений. Цветокоррекция проводится в пространстве RGB, и в нём же фотографии отправляются на ЦПМ, что вполне соответствует современной идеологии цифровой печати.
На этом же оборудовании выполняются и заказы копи-центра. Здесь есть и плюсы, и минусы. Плюс в том, что полная стоимость оборудования не ложится тяжким бременем на проект. Минус — иногда возникают сложности при определении очерёдности прохождения заказов. С появлением второй ЦПМ стало легче. Вполне вероятно, что в IV кв. текущего года одна из машин будет закреплена только за заказами «Альбомикс».
Продуктовый набор
Начинали с очень ограниченного ассортимента. Сейчас предлагается шесть основных групп продуктов — фотокниги, календари, плакаты, фотомагниты, фотохолст, школьные альбомы. В каждой группе, кроме фотомагнитов, — различные варианты на выбор.
Некоторые продукты в момент своего ввода в ассортимент вызывали настоящий ажиотаж. Так случилось, когда в прошлом году появились календари. И в этом году появились новые продукты. Ремизов надеется, что нововведения окупятся: «Начнём вовремя рекламировать новые продукты, ожидаем ещё большего роста. Надеемся, что среди заказчиков появятся и предприятия малого бизнеса. Для них — это вариант сделать что-то оригинальное, сэкономив на дизайне».
Одна из оригинальных находок разработчиков — после окончания подготовки фотокниги и размещения заказа клиенту предлагаются сопутствующие продукты в виртуальном виде: магнитик, календарь и т. п. Ремизов отмечает, что это очень хорошо работает — при анализе заказов видно, что клиент, сначала создавший фотокнигу, через какое-то время заказывает магнитики и ещё что-то.
Количество заказов постоянно растёт. На диаграмме видно, что показатели I кв. 2014 г. существенно превышают цифры аналогичного периода прошлого года. У проекта также довольно высокая средняя стоимость заказа: в 2012 г. — 1900 руб., в 2014 г. — 2250 руб., несмотря на расширение ассортимента за счёт дешёвых продуктов. Зато в одном заказе может быть несколько книг, или книга плюс холст, или книга плюс магниты. С точки зрения бизнеса подобная тенденция не может не радовать Ашуркова, хотя он и далёк от эйфории: «С инвестиционной точки зрения развитие идёт нормально. Сейчас мы окупаем расходы на печать и затраты на текущие разработки. Хотя основные инвестиции пока не вернулись».
В «Альбомикс» продолжают развивать систему и сервисы. На «Фотофоруме» представили новые продукты и функции, расширили печатные мощности, подготовившись к сезонному пику в конце года. В перспективе возможно и появление мобильной версии для планшетов. Ведь залог успеха на рынке фотокниг — быть как можно ближе к клиентам, понятнее и удобнее им. И здесь имеет значение каждый лишний клик...