За последние полтора десятка лет бурного развития полиграфии в нашей стране произошло множество изменений. Крупные издательские типографии, ещё с советских времён составлявшие костяк отрасли и привычно опиравшиеся на трёх «китов» — газеты, журналы, книги, вдруг начали обнаруживать резкое ухудшение экологии в издательском «океане».
«Киты» неожиданно начали пропадать, мельчать и трансформироваться. Распространение современных медийных технологий повлияло на привычные модели печатного бизнеса, а издатели всё чаще начали хотеть от типографий «странного» — то подавай им подборки из вложений в газеты, да ещё с микрозонированием; то диковинных гибридов в виде «газетожурналов» формата А4 на скрепке, да ещё с мелованной обложкой; то книг по требованию; то вообще персонализированных фотокниг. А иной раз вообще придут молча, повздыхают горестно на пороге типографии, изучая свежие расценки на услуги, — и уйдут восвояси. Некоторые издатели всерьёз задумались о закрытии печатных изданий, перенаправляя свои усилия в интернет. И эта проблема гораздо более существенна для типографий, чем для их заказчиков, ведь пространство для манёвра у полиграфистов, особенно накопивших огромную производственную базу, намного скромнее. Тем не менее, возможности существуют — нужно лишь находить верные точки приложения сил. Зарабатывать можно даже на падающих рынках, если уметь находить отдельные восходящие потоки и предлагать своим заказчикам то, что им действительно нужно…
Ведь за те же последние полтора десятка лет в стране появлялось множество новых предприятий, имеющих успешный бизнес в печатной сфере деятельности. Это многочисленные упаковочные и этикеточные типографии, салоны оперативной полиграфии и цифровые типографии, рекламно-производственные фирмы. Эти сектора рынка продолжают активно развиваться, в том числе за счёт того, что владельцы и руководители предприятий гораздо более восприимчивы ко всему новому. Здесь не нужно никого убеждать в необходимости расширения ассортимента или предложения новых услуг — любое новшество, сулящее конкурентные преимущества, тут же пробуют и внедряют.
Три истории темы номера — очень разные. Собственно, этого и следовало ожидать, если мы хотим говорить о диверсификации.