Георгий Калюжный, генеральный директор «Полиграфического комплекса Союзпечать» (Москва):
Диверсификацией, конечно, неплохо бы заняться в наше время, когда полиграфия находится в трудной ситуации. Но суровая реальность заключается в том, что комплекс нового оборудование обойдётся дорого, а у нас небольшая типография.
К сожалению, нестабильность в экономике сохраняется. А рекламная печать очень сильно зависит от любых её колебаний. В свете последних событий и нестабильной ситуации ситуация только ухудшается.
Но пока что мы успешно переживаем экономические трудности, начавшиеся ещё в 2008 г., благодаря тому, что при открытии типографии купили новое, высокоавтоматизированное оборудование. Можно сказать, что мы хорошо живём в рамках своего проекта. Да, имеет место тенденция к уменьшению тиражей, но, при оборудовании малого формата, это даже выгодно. Снижение тиражей журналов с 5 до 3 тыс. идёт на пользу: к нам переходят клиенты из типографий, у которых машины большого формата.
Многие сейчас покупают цифровое оборудование: его цена невелика по сравнению с офсетным. Но мы расположены в месте, в котором невозможно обслуживать клиента «с улицы». К тому же сейчас многие рекламные агентства сами покупают цифровую технику.
Что касается «сувенирки», то мы берём на неё заказы, но при этом выступаем в качестве посредника — делаем всё на стороне.
Офсетная печать — это то, что мы умеем делать хорошо и пока не собираемся осваивать принципиально новые направления: размышляем, разве что, о покупке офсетной машины второго формата.
Иван Гудим, директор компании Print Design (Москва):
Думаю, всё зависит от рода деятельности, которым вы занимаетесь.
Допустим, у вас типография, т. е. производственное предприятие. Ваша задача в этом случае заключается в оптимизации себестоимости, скорости производства и улучшении качества. В условиях избыточного предложения всего спектра полиграфических услуг на рынке, многие производственные процессы становится выгодно передавать специализированным компаниям. Клиент не будет платить больше за продукцию, независимо от того, сделана ли она на вашем производстве полностью или с привлечением подрядчиков. Так что расширение возможностей типографии, которое негативно отразится на себестоимости конечного продукта, является необоснованным.
Опыт зарубежных коллег подсказывает именно специализацию производств и сотрудничества специализированных компаний при создании продукта.
Если вы считаете перспективным открыть новое направление деятельности, например, цифровую типографию при вашей офсетной, очень желательно выделить данное направление деятельности в отдельный бизнес.
Если же вы зарабатываете тем, что находите для клиента оптимальный вариант удовлетворения его потребностей, т. е. занимаетесь агентской деятельностью, то нет ничего вреднее, чем смешивать её с производственной. Вы будете пытаться разместить максимальное количество работ на собственном производстве, а не искать наилучшее решение задач, поставленных клиентом.
А что такое диверсификация?
Судя по результатам опроса, польза диверсификации полиграфистами вроде бы не отрицается. Но летом 2011 г. на вопрос «Какие направления развития Вашего полиграфического бизнеса Вы считаете перспективными?» лишь 27% опрошенных выбрали вариант «Освоение новых видов продукции». Какая может быть диверсификация при таких настроениях?
Может быть, с тех пор настроения изменились? Но если не полениться и просмотреть ответы на опросы выпущенных с тех пор номеров, то оказывается, что народ у нас в отрасли остался довольно консервативным. 3D-печать и печатная электроника? Нет, это бизнес не для типографий. Цифровая печать по тканям? Тоже не для нас. Широкоформатная печать? Ну, разве что для спуска полос. То есть вроде бы понимаем, что на старом производстве далеко не уедешь, надо приспосабливаться к новой реальности, в которой количество информации и рекламных бюджетов меняется не в пользу бумажных носителей. Но и новое пробовать неохота.
Конечно, причины для такого консерватизма есть — в частности, цены на машины и расходные в России, которые делают основание нового производства и даже освоение новой технологии весьма проблематичным.
Может быть, дело в разном подходе к тому, что же, собственно, считать диверсификацией? У собственника и наёмного сотрудника может быть совершенно разное отношение к этому процессу. Собственник часто стремится сразу выделить новое направление в отдельный бизнес. С его точки зрения это диверсификация: было одно направление — стало два.
А вот с точки зрения исполнителей в этом случае ничего не изменилось к лучшему. Ну, появилась «родственная» компания, с которой желательно сотрудничать при возможности — так ведь бухгалтерия-то у неё другая. Более того, процесс деления может быть чреват неприятностями: мечтали обновить печатную машину или купить новое послепечатное оборудование, даже накопили средства, и вдруг их отнимают и создают совершенно другое производство, да ещё и самостоятельное. Изволь ему помогать на стадии становления (учредителю не откажешь), а если оно окажется успешным — то самим придётся остаться в роли бесперспективного уже придатка, который будет работать на старой технике до последнего издыхания.
Но ведь есть и такие виды диверсификации, которые не требуют выделения производства нового вида изделий в самостоятельное направление. Например, если газетная типография освоит печать по мелованной бумаге, а коммерческая — по невпитывающим материалам, то это, несомненно, расширит спектр выпускаемой продукции… Впрочем, некоторые считают, что путь к успеху или хотя бы сохранению стабильности на полиграфическом рынке лежит на пути узкой специализации. Но если эта специализация подкреплена особенным оборудованием, которого нет у конкурентов (которое позволяет, например, автоматизировать ручные операции), то такую специализацию можно рассматривать как своего рода одностороннюю диверсификацию: из нескольких направлений, пусть даже не новых и не особо оригинальных, выбирается одно.
Михаил Мелкумянц, директор по развитию компании «Ларк Лтд» (Москва):
Основное направление деятельности нашей компании — полиграфические услуги, но мы никогда не позиционировали себя только как типографию. Мы занимаемся также арт-дизайном, изготовлением на заказ брендированных сувениров, а также созданием веб-сайтов и даже языковыми переводами.
Такой набор предоставляемых нами услуг сложился исторически, тем не менее, он обусловлен их определённой общностью, это все «услуги для бизнеса», оказываемые в сфере «B2B». Из-за определённой близости этих видов услуг нам удается минимизировать как затраты в области производства, так и в области привлечения клиентов. Благодаря тому, что все наши направления тесно связаны, работа над проектами и заказами, как правило, осуществляется сразу несколькими нашими внутренними подразделениями.
В последнее время мы также приступили к реализации собственных интернет-проектов, самый крупный и самый серьёзный из них — портал «Бизнес.рф», задуманный как бизнес-коммуникатор. Основной концепцией проекта является решение информационных, коммуникационных и рекламных задач российских предприятий в сфере «B2B». Запуск портала планируется в конце 2014 г.
Наши стратегические планы направлены на укрепление существующих позиций и дальнейшее развитие компании, в том числе через разработку новых направлений деятельности.
Андрей Пекин, директор по развитию типографии Print Space (Москва):
В качестве направления диверсификации мы выбрали производство канцелярской продукции: тетради со сменными блоками и обучающие магниты (буквы и цифры).
Мы не только делаем все эти виды продукции на заказ, но и сами стали продавать готовый продукт со склада. При этом мы сами выступаем как издатель, производитель и поставщик. Правда, до розничных продаж пока дело не дошло, хотя мечтаем и об этом, а пока продаём продукцию мелкооптовыми партиями — не менее 1 упаковки (например, 20 тетрадей).