Евгений Тимощенко, директор по развитию типографии «Вишнёвый пирог» (Москва):
Нами выстроено много планов по повышению эффективности работы компании, но они ещё не реализованы до конца — так что пока похвастаться в этом отношении нечем. Наверное, мы ещё просто не имеем в этом нужды, поскольку у нас изначально был принят очень эффективный курс. Например, мы совершенно не видим того кризиса, о котором говорят некоторые коллеги-полиграфисты. Конечно, наблюдается сокращение бюджетов и заказов от некоторых клиентов, также нет тенденции роста рынка, но если расти только на существующем рынке — это очень неэффективный бизнес. Могу только констатировать, что курс, взятый нами 3 года назад, до сих пор актуален, и мы идём именно им: спада в работе и уныния совершенно нет. За прошедшее время мы только окрепли и раздобрели.
Что касается оборудования, последний технологический рывок с установкой нескольких новых машин был у нас уже два с половиной года назад. С тех пор мы, можно сказать, учимся на них работать.
Но сейчас много работаем над возможным изменением курса развития — как с коллективом, так и с нашими партнёрами. Хочется надеяться, что удастся ещё более укрепить свои позиции — тогда нам будет чем похвастаться перед коллегами по части повышения эффективности.
Сергей Анненков, заместитель генерального директора типографии «Прайм Принт Москва» (Долгопрудный):
Как и все газетные типографии сейчас, мы стараемся экономить. В первую очередь — бумагу.
Снижения ставок персоналу мы не производим, но при этом стараемся не выводить рабочих, когда нет загрузки, — это позволяет сэкономить на оплате труда. Дальнейшая автоматизация на нашем производстве не позволит сократить персонал — его численность и так невелика.
Направление, в котором действительно возможна экономия, — подбор бюджетных расходных материалов. Необходимость заставляет заниматься поиском материалов, применение которых приносит разумную экономию.
Особо хочу заметить, что есть большая разница между материалами, которые позволяют сэкономить, и совсем дешёвыми, из-за которых вместо экономии можно получить перерасход бумаги, падение качества продукции и проблемы с оборудованием.
Алексей Иванов, начальник производства типографии «Розан Файнэнс» (Краснознаменск):
Мы пытаемся повышать эффективность на разных направлениях. Например, в планах замена некоторых материалов на более «скоростные».
В основном повышаем производительность труда за счёт оптимизации штата сотрудников. Весной сократили их количество почти на 30%. Оставили самых лучших работников, которые теперь справляются со всей работой. В результате теперь в типографии нет ночных смен. Также в процессе разработки находится новая система управления производством, которая позволит оптимизировать и управленческую часть компании.
Игорь Щёголев, главный технолог полиграфического комплекса «Пушкинская площадь» (Москва):
Анализ производства позволяет нам выявить слабые места, а затем и устранить найденные проблемы.
В последнее время ужесточаются требования к качеству производимой продукции, поскольку уровень требований клиентов вырос. Не добившись соответствия этим требованиям, не удержишь клиентов, а без быстрого выхода на цвет не достигнешь эффективности. Поэтому на печати ведём непрерывный мониторинг с применением автоматических систем контроля печати: никакие ручные промеры не в состоянии обеспечить качество и оперативность контроля печати на высокой скорости. Это требует усилий технологического отдела, поскольку у нас в настоящий момент 11 печатных машин. Использование непрерывного мониторинга позволяет динамично управлять технологическим процессом печати посредством компенсационных кривых и добиваться одинаковой печати на разных машинах, но если на какой-то машине возникают технические проблемы, стараемся не компенсировать их на допечатном этапе, а проделывать соответствующие профилактические работы и привести машину в соответствующее состояние.
В прошлом году искали новые виды более дешёвых материалов, позволяюших снизить себестоимость выпускаемой продукции без ухудшения ее качества. В этом направлении проделана огромная работа. Нам кажется, что в этом направлении разумный предел нами достигнут — по состоянию на сегодняшний день. При этом основным критерием внедрения материала в производственный процесс является не его цена, а итоговая эффективность всего технологического процесса выражена в суммарных затратах.
Активно ведутся работы по расширению технологических возможностей производства без привлечения больших материальных вложений с целью расширения предлагаемых клиентам дополнительных услуг.
Особое внимание уделяется автоматизации, особенно на упаковке, опалечивании и т. п. ручных операциях, что позволяется увеличить эффективность всего производственного процесса.
Рустам Устаджалилов, генеральный директор типографии «РустПресс» (Москва):
Коллеги-полиграфисты говорят о кризисе, падении тиражей. У нас пока что загрузка стабильно растёт. Да, по некоторым заказам рентабельность падает. Но, с другой стороны, появляются более сложные и дорогие работы. Конечно, расходы растут из-за роста цен на материалы и оборудование, но мы стараемся не поднимать цену на свою продукцию, а снижать её себестоимость.
Главные статьи расходов типографии — это арендные платежи и зарплата персонала. Экономить на зарплате квалифицированного работника нельзя, но можно уменьшить количество рабочих. Например, на печатной машине второго формата печатник у нас получает до 70 000 руб. в месяц. При этом оплата у него не сдельная — мы не гоним людей. Но, благодаря высокой автоматизации, на этой машине ежедневно печатается много тиражей со средней скоростью 11 000 оттисков в час.
Другой пример повышения эффективности — приобретение второго устройства СТР. При коротких тиражах (типичные — 500–5000 листов) за смену приходится выводить 350–400 форм. Теперь не только повысилась надёжность участка вывода форм, но и выросла производительность труда оператора и верстальщиков, которым не приходится стоять в очередь.
Мастеров у нас в типографии нет, только начальник всего производства — это универсальный специалист, который может настроить большинство механизмов. Ставка технолога также отсутствует, но «технологи» имеются на каждом участке. Т. е. это не выделенный сотрудник, а один из рабочих, хорошо разбирающийся в процессе. Обычно технолог в типографии служит промежуточным звеном между менеджерами и производством — и с обеих сторон возникают конфликты, а взаимопонимания достигнуть не удаётся. У нас же, если возникают вопросы по выполнению какого-то заказа, эти «технологи» из разных отделов совместными усилиями производят «мозговой штурм» и часто решают проблему. Если же возникают проблемы с расходными материалами, мы вызываем технолога поставщика.
Когда-то у нас было 110 рабочих, теперь же, благодаря оптимизации работы и современному оборудованию, осталось 47 человек. При этом с 2008 г. рост объёмов у нас — 23–28% в год, а за первое полугодие 2014 г. — уже на 27%.
Тенденции
Полтора года назад мы проводили аналогичный опрос. Результаты изменились следующим образом:
Гораздо меньше типографий теперь идёт по пути сокращения количества сотрудников. Возможно, потому, что эти сокращения уже произошли раньше?
Зато больше желающих найти более доступные материалы — очевидно, падение рубля заставило задуматься самых стойких приверженцев «европейского качества». С другой стороны, среди бюджетных решений всё больше становится таких, которыми действительно можно пользоваться. И, следовательно, известным производителям расходных тоже стоит задуматься о повышении своей эффективности — не всё же полиграфистам быть крайними.
По-прежнему популярна идея автоматизации производства и приобретения нового оборудования. Казалось бы, в столь трудное время надо «по одёжке протягивать ножки». Но, как показывает опыт «РустПресс» (см. «Эффективность через автоматизацию» на с. 6 — об оснащении этой типографии), автоматизация и приобретение новой техники может помочь в увеличении загрузки.