Konica Minolta Business Solutions объявила об изменении бизнес-стратегии в пользу наращивания дополнительных сервисов — от аутсорсинга печати до управления документооборотом.
Компании, «выросшие» на производстве и поставках офисного оборудования для печати, всё чаще развиваются так же, как расходятся круги на воде, — ключевая компетенция используется в качестве опоры для создания и внедрения вокруг неё многочисленных «концентрических» высокоинтеллектуальных сервисов. На состоявшейся 9 июня в Москве пресс-конференции приступившие к выполнению своих обязанностей с апреля новые руководители российского офиса Konica Minolta Business Solutions Russia (ООО «Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Раша») рассказали о переменах в глобальной стратегии развития, объявленных в марте, а также о том, что это будет значить для российского рынка.
Новое руководство российского офиса Konica Minolta впервые предстало перед прессой |
Но сначала президент Konica Minolta (Россия) Николай Дмитриев напомнил о масштабе компании. Её общий оборот в мире вырос с 943,8 млрд в 2013 г. до более 1 трлн йен (более 8 млрд долл.) в 2014 г. Помимо бизнес-решений (устройства печати и пр., 77% оборота), компания производит комплектующие для промышленных целей (детали для приводов оптических дисков и пр., 12%), медицинское оборудование (9%) и даже планетарии. В компании по всему миру работают 32 000 сотрудников.
Масштабировать не потери, а экономию
Говоря о переменах в глобальной стратегии развития, Николай напомнил, что печать — это всего лишь часть документооборота. Люди часто не осознают, насколько велики потери от плохой организации документооборота в крупных компаниях. Например, по данным одного из масштабных исследований, в среднем ежегодно просто теряются 7,5% документов. Назывались и денежные эквиваленты потерь, но эти цифры не совсем релевантны для российских реалий. Однако очевидно, что эти потери очень велики и заметны в бюджетах. Поэтому сегодня компаниям нужны упорядоченные оптимизированные бизнес-процессы и соответствующая инфраструктура. И хотя Konica Minolta вышла на рынок аутсорсинга печати несколько позже других игроков, у компании уже накоплена солидная база решений разного уровня — OPS (оптимизация печати), MCS (управление контентом), IMS (управление информационно- коммуникационной инфраструктурой), BPS (управление бизнес-процессами), MPM (печать маркетинговых материалов по требованию), MMS (аутсорсинг маркетинговых услуг). Некоторые из этих решений на первый взгляд кажутся экзотичными, но все они появились как ответ на спрос со стороны клиентов. Интересно, что только по направлению MCS в планах Konica Minolta за три ближайших года нарастить объём продаж до 100 млн долл.
Наглядное представление «расходящихся кругов» сервисов — версия Konica Minolta. Место печати в центре пока незыблемо |
В России развитием всех этих «аббревиатур» с апреля руководит директор по сервису и аутсорсингу Станислав Парфёнов. В его департамент входят также сервисные инженеры, занимающиеся поддержкой решений в области промышленной печати. Станислав рассказал, что реальная работа по внедрению решений по аутсорсингу печати началась только два года назад. Но уже есть определённые достижения: реализованы проекты в «Хайнекен», Coca-Cola, Hyundai, в одной из большой четвёрки консалтинговых компаний.
Оценить эффективность внедрения подобных решений любой руководитель может всего по двум цифрам. Первая — внутренние затраты компаний на печать обычно колеблются где-то на уровне 3% от всех затрат. А по уже реализованным проектам OPS снижение затрат на печать составило 24–40%. Очевидно, что абсолютные масштабы снижения потерь, а значит — экономии — тем больше, чем крупнее компания. Для слуха финансовых директоров настоящей музыкой звучит фраза «перевод затрат из капитальных в операционные». Для ИТ-директоров может быть понятнее пример из жизни самой Konica Minolta, о котором рассказал Парфёнов: «Обкатку OPS мы начали с себя — за пару месяцев до начала внедрения решения по контролю за объёмами печати в своём офисе всех предупредили. Через первый месяц проверили отчёт и обнаружили, что одна из сотрудниц отпечатала намного больше остальных. Сначала она уверяла, что это были рабочие отчёты, но при проверке заданий на печать (программное обеспечение это позволяет) выяснили, что это — художественные книги. Строго предупредили сотрудницу. Сработало сарафанное радио — об этом сразу узнали и другие. И уже через месяц объём печати в офисе сократился на 41%!»
Как это работает?
Среди главных резервов сокращения Станислав назвал уменьшение объёма печати для личных нужд, автоматическую двустороннюю печать, более чёткий контроль за печатью в цвете и монохромном режиме. К тому же переход на облачную печать с виртуальной очередью (на базе разграничения доступа к устройствам с персональных электронных карточек) повышает безопасность данных и снижает количество повторных заданий на печать.
Работа по новому проекту обычно начинается с изучения бизнес-процессов. Это консалтинг, который с точки зрения клиентов выглядит как инвентаризация. Помимо оптимизации печатного парка решается и задача превращения процесса печати в безостановочный (например, за счёт создания запасов расходных материалов на 1,5 месяца в каждом офисе). Варианты перехода на новую инфраструктуру после её утверждения могут быть разные. Например, в одном из проектов была поставлена и выполнена задача заменить и настроить всё оборудование за выходные — с пятницы, после ухода последнего сотрудника, к утру понедельника. Другие клиенты выбирают постепенный переход. Также постепенно могут выводиться из оборота устройства печати — по мере того, как они перестают поддерживаться производителем или начнут требовать дорогостоящего ремонта.
База для развития
Чтобы успешно внедрять сложные, высокоинтеллектуальные решения, в Konica Minolta нанимают новых сотрудников из ИТ-индустрии не только на руководящие должности. Происходит локализация специализированных программных продуктов — многие из них доступны для российских клиентов уже сейчас.
По мнению коммерческого директора Алексея Каминского, потенциал развития есть и в привлечении новых партнёров из числа системных интеграторов, уже имеющих собственный опыт реализации комплексных ИТ-проектов. При этом речь идёт о единичных случаях — существенного расширения партнёрской сети, насчитывающей более 100 компаний, Алексей не ждёт.
Что касается рынка промышленной печати, где Konica Minolta в последние годы вышла на лидирующие позиции, компания не собирается снижать своей активности. Более того, наблюдается определённая синергия, ведь в процессе реализации проектов по аутсорсингу печати в крупных компаниях нередко образуются редакционно-издательские отделы, оснащённые промышленным оборудованием. То есть расширяется рынок сбыта для него.
А итогом к первому появлению нового руководства компании на публике можно считать слова Николая Дмитриева: «В 2015 г. в российском подразделении мы сформировали новую команду и продолжим её усиливать для дальнейшего наращивания локального присутствия. С апреля месяца к нам присоединились эксперты ИТ-рынка — Алексей Каминский, возглавивший коммерческий департамент, и Жамиля Каменева, отвечающая за развитие бизнеса и маркетинг. На пост главы департамента сервиса и аутсорсинговых проектов был назначен Станислав Парфёнов, ранее возглавлявший департамент корпоративных продаж. Мы значительно продвинулись и в приобретении новых партнёров и заказчиков. Сейчас мы планируем усилить наши позиции в первую очередь в телекоммуникационной, образовательной, нефтегазовой и финансовой сферах. Крупные проекты, реализованные на российском рынке, создают нам отличную базу для дальнейшего развития в отрасли корпоративной и коммерческой печати».