Компании, занимающиеся спецвидами печати, успешно сочетают трафаретную и цифровую технологии.
«Несколько лет назад мы думали, что больше никогда не купим аналоговую машину, — говорит исполнительный директор Visual Marking Systems Рон Гиззо. — Но мы это сделали. А теперь размышляем о покупке аналоговой машины ATMA с вертикальным подъёмом рамы (система Four Post)».
Visual Marking Systems (Твинсбург, шт. Огайо) основана более 50 лет назад и обслуживает четыре основных рынка: OEM-производители, оформление точек продаж, декорирование транспортных средств и реклама на них, производители потребительских товаров и транспортные компании. При выпуске печатной продукции для этих рынков часто требуется сочетать аналоговое и цифровое печатное оборудование.
Сегодня компании, предлагающие услуги специальной и широкоформатной печати, имеют в своём распоряжении аналоговые и цифровые решения. Первые, как правило, унаследованы — они сохранилось в компаниях, возникших в «доцифровую эру», или куплены для выполнения заказов, которые по своему объёму или в силу других особенностей нецелесообразно печатать «цифрой». Как показало исследование SGIA, рекламно-производственные компании всё чаще становятся гибридными, работая со смешанным «аналого-цифровым» парком оборудования.
Считается, что аналоговое оборудование лучше всего подходит для печати длинных заказов без переменной информации, а цифровое — для малых тиражей, уникальных заказов, печати прототипов, персонализации и индивидуализации продукции. Многие полиграфические компании при выборе технологии печати руководствуются величиной тиража, но есть и другие соображения. Часто наблюдается ситуация, когда цифровые отпечатки затем отделывают на аналоговых машинах и наоборот. Иногда требуется использование красок, которые может наносить только аналоговое оборудование, но в оттиске есть фрагменты, которые можно отпечатать только «цифрой».
Заказ и деньги
Что мы понимаем под «малыми тиражами»? В мире коммерческой печати это заказы количеством и до 100, и до 10 тысяч экземпляров.
Для компаний, специализирующихся на длинных тиражах, «малый» может означать менее миллиона экземпляров. Так что понятие это относительное.
Более того — по мере совершенствования технологий цифровой печати может сдвигаться граница, ниже которой тираж считается «малым», и, возможно, вообще не будет иметь смысла говорить о «больших» и «малых» тиражах применительно к конкретной технологии печати.
«Мы приобрели первую ЦПМ в середине 90-х», — говорит директор по графическим услугам IDL Worldwide Дин ДеМарко. Компания действует в Питтсбурге, а также в Портленде (шт. Орегон). Она была основана в 1943 г. и вначале занималась изготовлением традиционных вывесок. С годами выросла в крупнейшего поставщика услуг по оформлению мест продаж. Она фокусируется на конструкциях для выкладки товара, в том числе на полочных, создании 3D-объектов и оформлении традиционных мест продаж.
В то время, по его словам, «этот печатный процесс был крайне медленным. А результат не был особенно впечатляющим. Получались оттиски приемлемого качества, но при использовании высокого разрешения трафаретная печать обеспечивала более высокое качество. Преимущество цифровой печати состояло в том, что при тиражах до 25 листов она была дешевле. IDL уже долго и эффективно применяла трафаретную печать. Специалисты компании проанализировали время подготовки форм, приладки и печати тиража и решили, что “граница”, ниже которой цифровая печать предпочтительней, составляет 25 листов».
По мере роста скорости печати цифровых широкоформатных принтеров эта граница, принятая в IDL, начала смещаться. В 2004 г. она поднялась до уровня в 100 листов, а в 2010 г. — до 500 и остаётся на этом уровне.
В то время как граница экономически оправданного тиража для «цифры» растёт, сами тиражи сокращаются. Это объясняется, в первую очередь (по крайней мере, при печати POS-материалов) тем, что розничные торговцы начали уходить от больших национальных кампаний, а предпочитают адресную рекламу с учётом региона и даже демографических особенностей аудитории. «Они всё ещё проводят и национальные кампании, и такие кампании — полностью “аналоговые”, — отмечает ДеМарко. — Но со временем компании переходят к адресному маркетингу, а это приводит к сокращению количества тиражей, которые есть смысла размещать на аналоговых устройствах».
Поэтому, с производственной точки зрения, для выполнения таких небольших заказов цифровая печать выгоднее. Но здесь всё ещё есть и некоторые ограничения, которые можно преодолеть только с помощью аналоговой печати.
Полный цветовой охват
Одним из самых первых недостатков цифровой печати на заре её развития была ограниченная возможность воспроизведения некоторых цветов. На ЦПМ просто не удавалось воспроизвести отдельные цвета Pantone Matching System, некоторые «фирменные» цвета и другие оттенки, выходящие за пределы охвата традиционного пространства CMYK. Кроме того, существуют специальные краски, например, металлизированные, цвета которых очень трудно, если вообще возможно, воспроизвести с помощью большинства моделей ЦПМ. Если требовалось использовать эти цвета и краски, обычно выбирали аналоговую печать. Но и у цифровой технологии были свои преимущества: стабильная производительность, экономическая эффективность на малых тиражах и, разумеется, возможность персонализации и индивидуализации. Итак, какой же путь выбрала компания?
«Мы начали сочетать две технологии, — отмечает ДеМарко. — Аналоговая печать, несомненно, обеспечивает более высокое качество с точки зрения воспроизведения цветов PMS, создания специальных эффектов, применения металлизированных красок, нанесения специальных покрытий, в том числе с эффектом блеска. Мы начали изучать рынок и поняли, что можем добавить к цифровым оттискам некоторые из этих специальных аналоговых эффектов».
Такое «гибридное» сочетание технологий само по себе не было новинкой: производители упаковки уже много лет комбинируют технологии флексографии, трафаретной, офсетной и даже глубокой печати. А в малоформатной коммерческой полиграфии заготовку часто пропускают через цифровую машину для нанесения переменных и персонализированных данных. Комбинирование различных технологий печати при работе над одним заказом позволяет полиграфическим компаниям взять лучшее из двух миров.
«Например, представьте, что у нас небольшой заказ, который лучше печатать “цифрой”, но заказчик хочет также, чтобы использовалась металлизированная золотая или серебряная краска, матовый или глянцевый лак, в том числе выборочный. Для этих операций прекрасно подходит трафаретная печать», — продолжает ДеМарко.
И такое решение подходит, не только если нам нужны спецэффекты или особая отделка. Оно может дать выигрыш и в производительности. Например, при печати белой краской.
«Возможно, печать белыми чернилами и не воспринимается как особый вид отделки. Но их использование в цифровом устройстве очень сильно замедляет печать, — объясняет ДеМарко. — Устройство, который запечатывает 40 листов в час, с белыми чернилами выдаёт только 10 листов в час».
Поскольку белая краска не входит в состав традиционной триады CMYK, её необходимо печатать отдельно, а триадные краски наносят поверх белой. При печати изображения с использованием белой краски/чернил фактически оно печатается дважды, что увеличивает время печати заказа и снижает производительность. Поэтому в IDL запечатку белым проводят трафаретом, а затем переносят заказ на цифровое устройство и печатают поверх триадными чернилами.
На банкоматах и кредитках
В Visual Marking Systems (VMS) тоже применяют гибридный печатный процесс, но иначе. Одна из основных категорий их заказчиков — компании, работающие с кредитными картами, банкоматами, торговыми автоматами и подобными устройствами. Эта индустрия требует нанесения изображений на кредитные карты и корпуса банкоматов, причём обычно речь идёт о шести-восьми цветах. «Мы запечатываем карточки на ЦПМ, — говорит Гиззо. — Затем переносим их на аналоговую машину и выполняем заливку белым и синим там, где должен быть фон или другие плашки. Такие заливки делать на трафаретной машине удобнее, чем изображения, так как при этом не нужен растр».
По мнению Гиззо, «сочетание цифровой и аналоговой печати для нас не только экономически эффективно, но также и обеспечивает долговечность оттиска». Многие из автоматов, на которые VMS наносит изображения, установлены вне помещений (например, банкоматы), а чернила цифровых устройств могут не обладать необходимой долговечностью и стойкостью.
VMS также использует спецкраски, нанесение которых возможно только аналоговой машиной, что сближает компанию с IDL, использующей металлизированные и спецкраски. Один из ключевых рынков для VMS — транспортные компании. Для них VMS изготавливает таблички и указатели. «Надпись — как выбить окно и покинуть транспортное средство, схемы эвакуации, схемы для поездов, — перечисляет Гиззо. — Много цветов, много мелких деталей, и всё это — цифровой печатью». А аналоговая печать нужна VMS там, где требуется печать светоотражающими красками, что сейчас всё чаще необходимо при оформлении навигационных табличек и указаний по действиям в экстремальной ситуации. «Если вы занимаетесь изготовлением любых транспортных знаков и указателей, очень полезна возможность печатать и цифровые изображения, и аналоговые изображения с флюоресцентными красками». Уже разработаны такие чернила, но они ещё не рассчитаны на использование в тех суровых условиях, в которых оказываются транспортные указатели. По словам Гиззо, «нам нужно соблюдать требования стандарта ASTM (регламентирующего светимость), а там нужна точность на уровне милликандел. Эти требования выдвигаются государством, и оно их всё более ужесточает. Компании, производящие деколи с флюоресцентными красками, имеют некоторую свободу в их выборе, но допуски по светимости на уровне милликандел усложняют работу».
Трудности допечатной подготовки
Одна из основных трудностей допечатной подготовки при использовании «гибридной» технологии печати — в том, как заставить каждый печатный процесс давать результат, хорошо согласующийся с другими процессами «гибридной» технологии. «Мы решили разрабатывать способ хорошего совмещения оттисков, полученных при использовании разных видов печати. Обеспечить хорошую приводку — задача, которая непроста и при использовании только аналоговой печати, но она ещё труднее в том случае, когда надо совместить аналоговый и цифровой оттиск».
«Сначала нам потребовалось понять, какие искажения и деформации оттиска возникают при различных используемых печатных процессах, — комментирует ДеМарко. — Мы понимаем отличие искажений трафаретной и цифровой печати». Работа с искажениями чем-то напоминает аналогичные операции при флексографии. При создании флексографских форм наблюдается определённое их искажение и растягивание, и специалисты допечатной подготовки и печатники знают, как их компенсировать. Итак, в IDL провели необходимые исследования и эксперименты и количественно определили вклад факторов, вызывающих искажения. «Если заказ требуется сначала печатать трафаретом, мы точно знаем, какие искажения при этом возникнут. Мы их учитываем и вносим соответствующие коррективы в изображение, которое будет затем печататься цифровым способом». И наоборот, если заказ сначала проходит цифровую печать, а потом аналоговую, необходимо задать другие поправки, компенсирующие искажение. Отработку поправок вели методом проб и ошибок, и за пару недель подобрали необходимые параметры. Конечно, это не раз и навсегда установленные параметры, и с ними нельзя обращаться по принципу «задал и забыл».
«Это очень напоминает процессы управления цветом, — объясняет ДеМарко. — Нам же приходится постоянно обновлять цветовые профили. И так же постоянно мы обновляем наборы настроек, обеспечивающие компенсацию искажений. Раз в месяц мы проводим проверку цветовых профилей, а также настроек, компенсирующих искажения».
Будущее «цифры»
В последние 20 лет наблюдается бурное развитие технологий цифровой печати. История внедрения «цифры» в обеих компаниях (IDL и VMS) свидетельствует о непрерывном совершенствовании ЦПМ. Улучшения видны во всём: в скорости печати, качестве оттиска, разрешении, цветопередаче и воспроизводимости результата. Возможно ли, что придёт время, когда описываемые технологии гибридной печати устареют, а цифровая печать преодолеет многие из изначально присущих ей ограничений?
«Если бы мне задали этот вопрос пять лет назад, я бы сказал, что аналоговая печать будет выходить из употребления, — отмечает Гиззо. — Я тогда действительно думал, что дело обстоит именно так. Теперь я считаю, что в будущем найдётся место обоим видам печати. В нашем подразделении аналоговой печати персонал работает в три смены, так же, как и в цифровом подразделении. Разные технологии печати используются как совместно, так и по отдельности».
ДеМарко из IDL считает, что происходит медленная эволюция. «Можно увидеть, как уже происходят изменения, — комментирует он. — В цифровой печати появились белые чернила, а её цветовой охват стал шире. Не думаю, что эти изменения будут быстрыми, поскольку рынок не очень активно предъявляет соответствующие требования к производителям оборудования. С металлизированными красками может быть больше трудностей. Несмотря на то, что для устройств, использующих сольвентные чернила, существуют металлизированные краски, и красители на основе растворителей обладают лучшим блеском, чем УФ-отверждаемые, промышленность отказывается от красок на основе растворителей по причинам, связанным с охраной окружающей среды и труда. (IDL перешла от красок на растворителях к УФ-отверждаемым краскам в 80-е годы прошлого века. Этот переход был в значительной степени вызван жёстким законодательством в отношении летучих органических соединений в её родном штате Пенсильвания.)
Но степень тревоги здесь зависит от типа запечатываемого материала и красок. «Печать белым — не самое главное, о чём следует думать при сочетании аналоговых и цифровых методов, — считает Гиззо. — По мере того, как чернила и краски становятся всё лучше, всё большее значение приобретают спецкраски: смесевые, светоотражающие, флюоресцентные». VMS, к своему собственному удивлению, всё ещё думает о приобретении дополнительного аналогового оборудования. Для Гиззо — это вопрос эффективности: «Мы выбросили всё таблицы с характеристиками. Мы целый год обсуждали не покупку оборудования, а эффективность его использования».
Продукты с дополнительной ценностью
«Вопрос на миллион долларов», иногда и в прямом смысле, звучит так: как применение этой гибридной технологии влияет на стоимость выполнения заказа и в какой степени эти расходы можно переложить на клиента?
«При сверхмалых тиражах, — говорит ДеМарко, — стоимость пропорциональна тиражу». Но, добавляет он, «клиент хорошо знает об альтернативных решениях». Некоторые из POS-заказов IDL стоят миллионы долларов. Поэтому при работе с такими заказами проводится тщательное прототипирование, и заказчик понимает, как на стоимость влияют отклонения от первоначальной технологии, связанные с использованием или отказом от определённых видов отделки и эффектов. «Клиенты принимают решения, видя готовый прототип, и говорят “да, этот продукт представляет для нас большую ценность, и мы оплатим его”, — говорит ДеМарко. — Им нравится изделие настолько, что они готовы платить больше за то, что, по их мнению, представляет дополнительную ценность. Это вопрос создания запоминающегося образа на рынке, и клиенты идут на это».
Об авторе: Ричард Романо уже почти 20 лет пишет об индустрии графических коммуникаций, а о широкоформатной печати — с 1998 г. Он — старший аналитик новостного и информационного портала WhatTheyThink.com, специализирующийся на широкоформатной полиграфии струйной печати и устойчивости отпечатков в условиях окружающей среды. Он автор или соавтор нескольких книг, в том числе «Разрушая будущее: необычные выводы из путешествий по сложному рынку полиграфии» (Disrupting the Future: Uncommon Wisdom for Navigating Print’s Challenging Marketplace).
* SGIA Journal, май/июнь, 2015. Публикуется с разрешения ассоциации SGIA. © 2015.