Об опции Kodak Ink Optimizing Solution к модулю расширенного профилирования цветов Kodak ColorFlow Pro для системы управления рабочим потоком Kodak Prinergy мы уже рассказывали в июньском номере за этот год (см. Езерский А. Стабильный цвет для предсказуемого бизнеса // Publish № 6, 2015; http://www.publish.ru/articles/201506_20013427). Эта опция выполняет цветоделение, усиливая компонент чёрного и, соответственно, уменьшая цветные составляющие изображения. Производитель уверяет, что таким образом не только уменьшается расход краски, но и улучшается стабильность печати: если при обычном цветоделении диапазон стабильной печати составляет 0,05D, то с применением этой опции — 0,15D, при этом отклонения по цвету не становятся больше. В результате упрощается и ускоряется приладка тиража.
Мы решили разузнать, как шло внедрение этой опции в одной из ведущих книжных типографий России — «Парето-Принт». Начальник участка допечатных процессов Александр Когут считает, что Kodak Ink Optimizing Solution — самая интересная опция в составе Kodak ColorFlow Pro: «Я давно знал о ней и хотел использовать на производстве».
Допечатный участок типографии оснащён двумя CTP Kodak Magnus 4570 III Quantum X-speed формата VLF с максимально возможной на момент приобретения скоростью (до 34 пластин макс. формата в час). Они позволяют экспонировать изображение с высокой линиатурой или стохастическим растром |
Выбор
«Мы достаточно долго раскачивались, — рассказывает Когут. — Делали, например, удалённое тестирование в Kodak: посылали туда свой файл, получали его после обработки Kodak Ink Optimizing Solution и исследовали результат».
Несмотря на то, что изначально в типографии работали с оборудованием и ПО Kodak, рассматривали и альтернативные варианты. Например, на Drupa-2012 встретились с представителями французской Alwan, среди продуктов которой есть подобная программа — она, кстати, применяется в известной московской типографии. Французы не только пообщались, но и продемонстрировали работу программы и результат цветоделения на файле «Парето-Принт». Но в итоге оказалось, что этот вариант сложнее во внедрении, при этом у Alwan нет представительства в России. А значит, могут быть сложности с поддержкой.
Рассматривали, рассказал Когут, и аналогичную программу GMG, но знакомые коллеги из Словакии не очень ей довольны.
Ещё одна из рассмотренных программ некорректно изменила цвет обработанного сюжета, что было заметно даже визуально.
В итоге выбор остановили всё же на программе Kodak: сыграла роль и гибкая система настройки, и давнее плотное сотрудничество с поставщиком — «НЦ Лоджистик».
Освоение
При выборе и освоении программы в «Парето-Принт» неоднократно производили её тестирование. Сделали специальный файл, который включает не только шкалы для настройки программы, но и критичные к изменению цвета изображения с памятными цветами. При тестировании после печати дожидались, когда оттиск высохнет, проводили его измерение, корректировали настройки программы — и повторяли тест снова. Пришлось создавать разные настройки для разных растров. В «Парето-Принт» используется 20-микронный стохаcтический растр Kodak Stacatto. Некоторые издательства предпочитают именно такой растр, и были даже клиенты, которые сознательно разместили заказы в этой типографии, именно потому, что она может печатать стохастикой |
Опция Kodak Ink Optimizing Solution была приобретена типографией в мае прошлого года. В течение месяца сотрудники участка допечатной подготовки самостоятельно изучали руководство пользователя, выполняли задания из руководства по эксплуатации (Activity Guide). Однако затем возникла небольшая пауза: вышел из строя спектрофотометр X-Rite i1Pro первого поколения (проработавший 5 лет), который уже официально не продавался. Не было информации, будет ли работать i1Pro2 второго поколения с текущей версией ПО Kodak ColorFlow Pro 1.2. В июне в типографию приехал сервисный инженер «НЦ Лоджистик» и в течении двух дней, с периодическим подключением специалиста из Европы, система была, наконец, официально принята в эксплуатацию.
Также сервис-инженер показал несколько сложных моментов, не отражённых в руководствах. Основной важный для практической работы момент, как рассказал Когут, — для корректной работы Kodak Ink Optimizing Solution необходимо «сведение прозрачностей» — flatten to pdf 1.3. «С самого начала работы типографии мы не сводили прозрачности, и для нас это стало некоторым шагом назад, — замечает Александр, — потому что из-за этой операции происходит увеличение времени обработки файлов». Некоторые файлы теперь обрабатываются на несколько секунд дольше. Такая проблема для многих может показаться пустяком, но в условиях «Парето-Принт» в периоды пиковой загрузки это действительно может создать трудности. Чтобы ускорить работу, в сервере, на котором установлено ПО, расширили оперативную память.
На первом этапе освоения Kodak Ink Optimizing Solution один оператор использовал её на всех своих работах и детально изучал результат обработки — на это ушёл один месяц. На втором этапе внедрения уже все операторы использовали эту программу и внимательно изучали результаты обработки — на это также ушёл месяц. Таким образом, полностью на рабочий процесс с использованием Kodak Ink Optimizing Solution типография перешла в июле, то есть за три месяца.
При работе подтвердилось, что при использовании Kodak Ink Optimizing Solution цветовой охват практически не уменьшается, так как программа не затрагивают первичные цвета и бинары.
Обработку файла в Kodak Ink Optimizing Solution можно производить либо на стадии нормализации файла, либо при выводе пластин. В «Парето-Принт» выбрали первый вариант: как по причине сведения прозрачностей, так и для того, чтобы преобразование отражалось на результатах печати при цветопробе. Правда, принтеры используются не так уж часто: сотрудники допечатного отдела научились контролировать файлы перед выводом на мониторах. Распечатка обычно делается, если в данной работе есть сложная послепечатная обработка: необычная фальцовка, клапана на обложке и т. п. |
Результаты
Каков же эффект от внедрения новой программы, стоила ли она своих денег и потраченных на неё усилий?
А. Когут: «Мы собрали все сервера, задействованные в допечатных процессах, в одну стойку: как блоки управления, так и файловое хранилище. Перенос в общую стойку (один сегмент сети) позволяет исключить какие-либо проблемы с сетью, что особенно актуально при обработке больших файлов. Из опыта: одна полноцветная книга на 600 полос “весила” около 30 Гбайт» |
Производитель заявляет, что применение Kodak Ink Optimizing Solution может принести типографии экономию краски в количестве 10–20% в зависимости от настроек, то есть степени уменьшения цветных составляющих. В «Парето-Принт» не поленились и занялись проверкой. Сначала проводили теоретическое сравнение: в исходном файле рассчитывали процент запечатки и теоретически необходимое количество краски (согласно нормативам расходов материалов на предприятии). Потом обрабатывали файл с применением опции InkOptimizer и считали разницу. Согласно таким расчётам, экономия на краске получилась около 10%.
Но, не останавливаясь на теоретических выкладках, проверили и движение краски со склада в печатный цех за два месяца. В результате получили цифру экономии чуть более скромную: 8%. В любом случае, это неплохой результат при масштабах «Парето-Принт». За год опция Kodak Ink Optimizing Solution окупилась только за счёт экономии краски.
Также производитель считает, как отмечено в начале статьи, что использование этой опции может принести такие преимущества, как стабилизация качества и сокращение времени приладки. Когут согласен, что в целом количество проблем с качеством уменьшается: например, за счёт уменьшения общего количества краски меньше вероятность отмара. Но посчитать эти эффекты на практике довольно трудно. Нормативы расхода бумаги на приладку в типографии пересматривать не стали: они и так не слишком велики (20 листов на каждую печатную секцию). Хорошо уже и то, что печать стала более стабильной, менее заметны колебания баланса по серому.
«Недокументированное» преимущество, о котором рассказал Когут, — большая экономия по времени и уменьшение количества конфликтов на стадии общения с клиентом. Ранее при проверке поступивших файлов часто обнаруживалось превышение показателя суммарного красочного покрытия (Total Ink Amount). И начиналась переписка с клиентом, порой длительная и утомительная. А так как некоторые из клиентов не понимают даже смысла этого термина, то они начинают нервничать, встают в позицию «если не по-нашему, то никак», а порой даже заводят разговор о том, что отдадут заказ другой типографии.
А потерянное на начальном этапе время потом приходится компенсировать на производстве. При этом, например, если даже совсем немного опоздать с выводом форм и печатью, из-за этого могут возникнуть трудности с компоновкой работ на послепечатном участке, где стремятся собирать вместе однотипные заказы для оптимальной загрузки высокопроизводительного послепечатного оборудования, которым оснащена «Парето-Принт». Теперь же проблемный файл просто отправляется на обработку программой Kodak Ink Optimizing Solution, как и прочие.
Программа Kodak Ink Optimizing Solution, как и Kodak ColorFlow Pro в целом, имеет оригинальный и эргономичный интерфейс, на котором оператор видит, например, для какой из печатных машин обрабатывается файл, каким растром будет печататься работа и т. д. |
Ещё одно преимущество освоенной опции — возможность получать подробные отчёты в формате PDF. В числе прочего можно проверить, попадает ли машина в стандарт, сравнить результат печати на разных типах бумаги.
Важно, что применяется новая опция практически для всех тиражей — за совершенно незначительными исключениями. У одного из постоянных клиентов оказались очень старые макеты, в которых вёрстка, выполненная в QuarkХpress, не сохранилась, остались только готовые файлы в PDF. С этими файлами Kodak Ink Optimizing Solution отработал некорректно: появились лишние элементы (серые плашки). Второму заказчику просто принципиально не понравилось, что происходит какое-то вмешательство по цвету, и он попросил на его файлах это преобразование не применять.
И это ещё не предел
В целом в типографии довольны достигнутыми результатами. Тем более, что за прошедший год использовалась только самая первая ступень уменьшения цветных составляющих — GCR Light. Начали работать именно на ней из осторожности: всё же это один из первых опытов в российских книжных типографиях — обычно такими способами экономии «балуются» газетные типографии.
Поддерживать равномерность плотности краски при печати на машинах большого формата достаточно сложно, хотя все они оснащены системами сканирования шкал (фото справа) |
Но, имея за плечами опыт работы в течение года, в «Парето-Принт» задумались о переходе на следующую ступень — Medium. Если это получится, то печатникам стало бы ещё проще достигать и удерживать равномерность печати. Дело в том, что листовые машины в «Парето-Принт» — только первого и «нулевого» формата. Например, в печатном цеху имеются manroland 900 с максимальным форматом листа 1020×1420 мм. Поддерживать равномерность фона, особенно составного из нескольких цветов, на таком листе сложно.
Сейчас в «Парето-Принт» тестируют новую версию Kodak ColorFlow Pro. В ней улучшен алгоритм сведения прозрачностей: процесс идёт быстрее и, предположительно, лучше. Возможно, после модернизации удастся обрабатывать в Kodak Ink Optimizing Solution даже старые файлы, с которыми сейчас есть проблемы. Также интересная возможность новой версии — пересчёт точки белого относительно запечатываемого материала. Есть куда расти!