В начале 90-х прошлого века Бенни Ланда, вероятно, самый известный из ныне живущих в мире изобретателей и бизнесменов из полиграфической индустрии, произнёс пророческие слова: «Всё, что может стать цифровым, станет таковым. И печать — не исключение». Ланда отвечает за свои слова, потому что сам следует им всю свою жизнь. Созданная им компания Indigo показала полиграфистам возможности цифровой печати, а следующий владелец компании — HP — придал ей новый импульс и вывел в лидеры рынка. Теперь Ланда наблюдает за успехами HP Indigo со стороны и готовится стать серьёзным конкурентом своей бывшей компании…
То, как высказывание Ланды претворяется в жизнь, можно распознать во многих аспектах развития печатной индустрии. Есть вещи, которые полиграфистам категорически не нравятся, — когда в цифровую форму переводится всё то, что раньше воплощалось в бумаге. Печатные тиражи газет, журналов и книг снижаются прежде всего из-за выбора издателей и читателей цифровых платформ распространения. То есть пропадает сама необходимость производить печатный продукт. Думаю, подобные процессы вполне логичны, но Ланда явно не это имел в виду…
Другие аспекты технического прогресса, когда вещественное заменяется цифровым, типографиям наоборот очень даже по душе. Например, за какой-то десяток лет произошёл почти полный переход от многоступенчатой технологии изготовления офсетных форм к их прямому выводу. Остались не у дел ФНА, монтажные столы и копировальные рамы, стала почти не нужна фототехническая плёнка. И пусть общее количество CTP в России по нашим подсчётам едва перевалило за 1000, свой существенный вклад в этот процесс внесли репроцентры, обеспечивающие формами сотни типографий, вовсе избавившихся от формных участков. Сейчас основной технологией для изготовления форм стала цифровая, в то время как аналоговая доживает свой век в типографиях, где просто не могут себе позволить даже небольшие вложения в развитие.
Что касается цифровой печати, то это ещё более экстремальный вариант перехода на «цифру». Получается «чёрный ящик», на входе которого подаются цифровые данные и бумага, а на выходе получаются готовые отпечатки. Формные процессы здесь не нужны вовсе. Затраты работы оператора по подготовке к печати, приладке и настройке, в сравнении с офсетом — минимальны. Отпадает нужда и во многих вспомогательных расходных материалах. А удачное сочетание цены и оперативности листовых ЦПМ привело к практически полному вытеснению листового офсета из малоформатного сектора. Известных производителей малоформатных офсетных машин осталось всего два, а их продажи в этот сектор постоянно снижаются. Сейчас мы наблюдаем разгорающуюся схватку за следующий рынок — полуформатный. Можно не сомневаться, что для достижения паритета в продажах ЦПМ и офсетных машин здесь потребуется всего несколько лет — точно меньше десятка.
Самое интересно, что в этикетке процесс перехода на цифровую печать явно будет идти быстрее. Уже сейчас, с учётом оценок HP и солидной инсталлированной базы этикеточных ЦПМ, проникновение «цифры» в этот рынок по объёму печати составляет порядка 15%. Для сравнения, у офсета «цифра» пока сумела отобрать единицы процентов. Более того — в двухзначных цифрах оценивают и ежегодные темпы роста рынка цифровой этикетки. Не случайно крупнейшие производители узкорулонных флексомашин, долгое время составлявших основную производительную силу в этом секторе, практически синхронно представили собственные версии цифровых этикеточных машин. Всё просто — они видят, как уходит почва из-под ног. И очень быстро…
Да, на рынке остаются большие объёмы тиражей, которые будут невыгодны при исполнении цифровым способом. Но тенденция очевидна — тиражи и здесь будут сокращаться, количество наименований — расти. А по мере роста продаж оборудования для цифровой печати будут перемещаться вверх границы рентабельности по сравнению со флексопечатью. Что касается возможностей технологии, то уже сейчас «цифра» доказала свою способность выполнить практически любую задачу. Например, уже реализованы проекты с отпечатанными на ЦПМ термоусадочными и даже вплавляемыми этикетками. Представлены и полностью цифровые послепечатные линии, позволяющие за считанные минуты переходить с тиража на тираж. Включая цифровое фольгирование — рулонную отделочную линию с цифровыми лаком и фольгой недавно представила MGI.
Что будет дальше? В отдалённом будущем можно легко представить товары с полностью цифровыми этикетками-экранами с динамическими изображениями на них. Но даже при таком исходе я не удивлюсь, если изготавливать их будут… в типографиях. Ведь печать до сих пор остаётся одним из самых дешёвых и гибких способов массового производства.