В типографии «Ситипринт» решили доказать, что, вопреки распространённому мнению, печать не умирает, и 25 февраля провели презентацию нового полиграфического продукта, назвав его «Высокоимпрессивная полиграфия» (хотя мы таких экспериментов с русским языком не одобряем — можно было подобрать и более удобоваримый вариант лозунга, например, «Впечатляющая полиграфия») или Hi-Im-Press. Это класс полиграфических изданий с радикально более высоким уровнем суммарного впечатления, получаемого пользователем. Чем конкретно отличается «высокоимпрессивный» продукт от обыкновенного?
На этапе конструирования — оригинальным и грамотным дизайном, который учитывает характер используемых материалов, а также применяемых технологий с точки зрения эмоций и ощущений, которые необходимо донести до пользователей. А на этапе изготовления — отличным качеством.
А. Евсеев: «Продукция под торговой маркой Hi-Im-Press передаёт впечатления, эмоции. Её отличительная черта — те, кто её видят, хотят ею владеть. Не случайно остатки таких тиражей бесследно исчезают. Это как раз та продукция, которой не остаётся в киосках и магазинах. Мы хотим показать, как сделать продукт, который работает»
Председатель совета директоров типографии «Ситипринт» Александр Евсеев отметил, что компании уже 24 года. На этом долгом пути были и взлёты, и падения. Но компания продолжает придерживаться прежнего курса, считая, что полиграфия передаёт впечатления проще и дешевле, чем средства электронных коммуникаций.
Разработка бренда Hi-Im-Press была проделана в брендинговом агентстве «Артоника». Его исполнительный креативный директор Денис Шлесберг рассказал, какую роль играет полиграфия в формировании сильного бренда. Бренд, по мнению Шлесберга, — это обещание. Чтобы в это обещание можно было поверить, оно должно быть сначала воспринято. Конечно, дистанционные каналы упрощают общение, они могут быть очень нацеленными. Но зато формы этих сообщений становятся всё примитивнее. Между тем физический контакт с клиентом неизбежен — хотя бы при встрече с курьером. Даже визитная карточка может просто нести информацию, а может рассказать об отношении её хозяина к своему делу.
Д. Черногаев рассказывает о разработке дорогого и сложного издания: сборнике стихов Бродского. Чем можно удивить знатоков его поэзии? Иллюстрации были сделаны таким образом, что видеть их полностью можно только на просвет. И ценители находят в этом особый смысл
Исполнительный арт-директор «Артоники» Дмитрий Черногаев подчеркнул: для создания качественного продукта очень важны отношения партнёров. В «Ситипринт» всё время что-то придумывают: испытывают материалы с интересной фактурой, осваивают новые технологии.
Рассуждая о роли дизайна в создании «высокоимпрессивного» продукта, Черногаев вспоминает, что ещё лет 20 назад в ходу не было умных слов про маркетинг, была фраза: «Чтобы это не выбросили». Продукт должен производить впечатление. Например, в «скучной» книге о транспортных системах, подготовленной для официальных лиц на отраслевой выставке, суперобложку сделали таким образом, что она, раскладываясь, превращается в постер. И его действительно вешали на стену! Да и в целом дизайн книги оказался настолько интересен, что пришлось удвоить тираж.
Д. Шлесберг: «Старые каналы коммуникаций не исчезают, к ним лишь добавляются новые: пресса, полиграфия, наружная реклама, радио, видео, интернет, mobile (для которого ещё не придумано русского термина)». Похоже, у коллег из «Артоники» системные сложности с подбором подходящих терминов на русском языке, иначе они не побоялись бы использовать уже вошедшее в обиход выражение «мобильные коммуникации»…
Издатель и меценат Александр Филькин рассказал об опыте издания книг с участием «Артоники» и «Ситипринт». Благодаря большой подготовительной работе и безупречному качеству, даже дорогие книги быстро находят своего покупателя.
Арт-директор издательской группы и дизайн-студии ABC design Дмитрий Мордвинцев тоже давно сотрудничает с «Ситипринт» и сравнивает эти отношения с семейными: «Они тоже не бывают совсем гладкими. Но за эти годы мы не расстались: здесь я знаю, на что могу рассчитывать». Мордвинцев считает, что дизайн не должен существовать изолированно: это часть коммуникации. Чтобы максимально точно решить поставленную клиентом задачу, необходимо технологически создать тот или иной эффект. По мнению Дмитрия, задача дизайнера — создать уникальный визуальный продукт, не похожий на другие проекты: по формату, выбору технологии, материалов и т. д. И, разумеется, важно безупречное полиграфическое исполнение изделия.
Операционный директор журнала CITY magazine Алексей Коваль также стремится к совершенству своей продукции.
Отрицая утверждения о ненужности печатной рекламы, Коваль заверяет — уровень запоминаемости рекламы в прессе в 3 раза выше, чем на ТВ. Кроме того, достигается более высокий уровень понимания рекламного сообщения. Существует т. н. «ускользающая аудитория» — та, которую не охватить иными средствами, кроме печатной рекламы. На многих сайтах преобладает праздношатающаяся публика, в результате аудитории некоторых изданий и их сайтов почти не пересекаются. И именно читателям бумажных изданий имеет смыл рекламировать премиальные бренды. Как известно, наиболее материально обеспеченная группа — мужчины 35–55 лет. Многие из них не смотрят телевизор, а в интернете читают только новости. Так что рекламодателям не стоит хоронить печатную прессу.
Е. Подобед: «Рекламный продукт должен действовать мгновенно — это ролик длиной в 1 секунду» |
Директор по маркетингу ГК «Дубль В» Екатерина Подобед в создании продуктов Hi-Im-Press подчеркнула роль материалов и технологического дизайна. Подобед нравится, что в «Ситипринт», в отличие от многих других типографий, не боятся экспериментировать. Здесь не ищут материал, на котором можно напечатать, а находят тот, который нравится, и на нём стараются напечатать. Дизайнеры черпают вдохновение от материала, но, к сожалению, часто идея воплощается не так, как задумывалось, поскольку далеко не везде полиграфисты справляются со «сложными» материалами.
Технологии «высокоимпрессивной» полиграфии
Выше было уже неоднократно упомянуто о превосходном качестве. Важный момент — оно основано на технологических преимуществах. Прежде всего стоит напомнить, что ещё год назад в «Ситипринт» была введена в эксплуатацию первая в России печатная машина Heidelberg Speedmaster XL 106–8-P с уникальной конфигурацией. После четырёх печатных секций установлена УФ-сушка с технологией LE UV (с УФ -лампами, легированными железом) для высокореактивных УФ-красок. Затем, при необходимости, машина делает переворот листа — и на приёмке продукция подвергается окончательной сушке. Таким образом, получаются готовые к дальнейшей обработке оттиски. Кроме того, машина оснащена системой спектрофотометрического контроля цвета и корректировки приводки в линию Prinect InpressControl, которые обеспечивают высокое качество печати при короткой приладке.
Создание продукта Hi-Im-Press на презентации в режиме реального времени: машина самостоятельно проверяет совмещение и плотность краски на оттиске |
Главный технолог типографии Ольга Петрова рассказала и о других преимуществах применяемой технологии: широком спектре запечатываемых материалов, высокой прочности оттиска на истирание и т. д.
Практические примеры применения этих технологий привёл директор по производству «Издательского дома Бурда» Данил Тарасенко. У этой компании в России — порядка 70–75 изданий. Из всех этих изданий только 4 делается в «Ситипринт» (по количеству экземпляров — всего около 1%). Казалось бы, зачем нужен такой маленький партнёр? Но именно здесь сумели сделать то, что не могут в больших типографиях.
Например, журнал Revolution предназначен для любителей дорогих часов. Он изобилует фотографиями, на которых важна каждая деталь: пружинки, шестерёнки, часовые стрелки и т. д. Для печати таких изображений нужна высокая линиатура. Не помешает она и в журналах о моде, где нужно передать фактуру и рисунок ткани. В этих журналах важен цвет, который на Heidelberg Speedmaster XL 106–8-P поддерживается автоматически. Также бескомпромиссного качества печати требует печать журналов, посвящённых интерьеру в сегменте «премиум». Кризис, говорите? Тарасенко утешает: для людей, которые читают эти журналы, кризиса не существует.
Есть у «Бурды» и массовые журналы. Разумеется, основные их тиражи печатаются на рулонных машинах. Но однажды потребовалось срочно сделать допечатку журнала «Лиза — мой уютный дом»: 5500 экз. за 2 дня. И когда в редакции увидели результат, то захотели «всегда так», хотя этот тираж был на офсетной бумаге, а не на легкомелованной. Дело в том, что высокореактивная УФ-краска на офсетной бумаге создаёт особый визуальный эффект.
Очень популярны в последнее время «рисовалки» для взрослых: они печатаются на плотной офсетной бумаге. Она должна хорошо впитывать чернила фломастера, но, с другой стороны, напечатанное изображение должно быть ярким, чего обычно проще добиться на «меловке». Т. к. УФ-краска остаётся на поверхности бумаги, изображение на офсетной получается более ярким, чем при использовании традиционных красок. Так, благодаря новой технологии печати, удалось удовлетворить противоречивые требования к продукции.
Борьба за эксклюзив
Презентация, на которой присутствовало более 100 человек, продемонстрировала — у полиграфии есть ещё возможности борьбы с «новомодными» электронными средствами коммуникаций. Конечно, надо помнить, что эксклюзивных продуктов не может быть много — просто по определению, иначе они переходят в категорию ширпотреба. Следовательно, и таких типографий всегда будет немного. Но технологии развиваются — хочется надеяться, что когда-нибудь на этом уровне смогут работать многие полиграфисты, а лидеры поднимутся ещё выше.