Развитие рынка печати вывесок, указателей и элементов оформления на текстильных материалах.
Часть 2: как перестать беспокоиться по поводу возможностей цифровой печати.
Ещё чуть меньше десяти лет назад словосочетание «печать по ткани» ассоциировалось главным образом с рынками одежды, обивки мебели и драпировки. Но в последние годы приобрели популярность вывески, указатели и рекламные изображения на текстильной основе, которые стали эффективным средством визуальных коммуникаций. На рынке, на котором раньше правило бал дорогое оборудование для сублимационной печати по ткани, теперь, благодаря развитию технологий чернил для струйной печати и отделки, стали доступны решения для прямой печати на основе различных типов чернил: сольвентных, УФ-отверждаемых, на основе латекса.
Сегодня даже небольшие производители вывесок и баннеров, раньше ограничивавшиеся наружной рекламой, вывесками и оформлением транспортных средств, могут с лёгкостью войти на этот рынок, причём часто при этом не появится необходимости в модернизации и замене имеющегося у них оборудования.
Для многих полиграфистов переход от традиционных материалов, например, винила или жёстких материалов к тканям может показаться дорогим и поэтому пугающим. У некоторых владельцев типографий и операторов печатного оборудования, возможно, недостаточно знаний и квалификации для такого перехода. Опасения других могут быть вызваны сопутствующими техническими трудностями. Например, кажущиеся непреодолимыми трудности могут создать и подача материала, и технологии отделки, и управление цветом. А сумма сложностей и технологий, подлежащих освоению, могут повергнуть в уныние даже опытного полиграфиста. Хотя для перехода «на ткань» и требуется определённое обучение, самые частые вопросы можно решить путём сотрудничества с компаниями, обладающими хорошими знаниями новых моделей принтеров, чернил, запечатываемых материалов и процессов, а также большим опытом их использования.
«Прыжок» в новую нишу
Как уже отмечалось в первой части этой серии статей (Publish № 7/8, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201607-08_20013596), нельзя игнорировать тот факт, что запечатанные текстильные вывески, указатели и рекламные изображения пришли всерьёз и надолго. Благодаря всё большей привлекательности рекламно-вывесочных изделий из специальных запечатанных тканей и постоянно растущей номенклатуре таких изделий открывается множество новых рыночных возможностей для всех желающих совершить «прыжок» в эту нишу.
Тем не менее, многие владельцы и управленцы полиграфических компаний до сих пор не решаются включить этот новый вид продукции в свой ассортимент — несмотря на то, что талантливые дизайнеры активно разрабатывают привлекающие взгляд и эффективные рекламные продукты и вывески с использованием уникальных возможностей печати на ткани. Становится очевидным резкий контраст между новыми печатными ткаными вывесками-рекламой и продукцией, созданной по традиционным технологиям, всё менее привлекательной и всё более воспринимаемой как устаревшая.
Рекламщики и маркетологи всё более ценят визуальное совершенство и элегантность рекламно-вывесочной продукции на тканой основе, и поэтому в отрасли наблюдается заметный отход от винила и «жёстких» рекламных носителей. Если у запечатанных тканей так много уникальных преимуществ, почему же многие полиграфисты не хотят выходить на этот динамичный и прибыльный рынок? Чтобы лучше в этом разобраться, придётся углубиться в типичные проблемы, сопутствующие цифровой печати на ткани, и понять, как эти проблемы можно решить.
На рынке одежды сейчас доминирует сублимационная печать по ткани, и эта технология сохранит здесь свои позиции и в обозримом будущем. Но нельзя сказать, что такая же картина будет характерна для вывесок, указателей и рекламных изображений на текстильной основе. В последние годы технологии струйных чернил и отделочных покрытий сделали большой шаг вперёд, и перед компаниями-владельцами струйной техники открылись новые перспективы в применении вариантов печати на основе сольвентных, УФ-отверждаемых и латексных чернил. Сегодня для печати вывесок, указателей и рекламных изображений на ткани уже не требуется быть крупной компанией с большим парком печатного оборудования на базе различных технологий. Можно обойтись и без вложений в сложное и дорогостоящее печатное оборудование, в том числе предназначенное для сублимационной печати.
Нерешительность полиграфистов при выходе на рынок печати вывесок и рекламы на ткани часто объясняется трудностями, как реальными, так и предполагаемыми, сопутствующими работе с текстильными запечатываемыми материалами. Ткани в силу своей мягкости и способности растягиваться менее удобны в работе. Например, могут быть трудности с их подачей на печать и с приёмкой запечатанного материала. Сложнее и обеспечивать точную цветопередачу — существует большое количество различных тканей с различными значениями точки белого.
Кроме того, считается, что потребуется слишком сложная и дорогая послепечатная отделка, а также остаются сомнения в долговечности отпечатков при размещении на открытом воздухе. Все эти потенциальные проблемы вместе взятые могут иметь отпугивающий эффект. Но если если выявлять эти трудности и разбираться с ними по отдельности, то окажется, что все они легко преодолимы.
Трудности и опасения
Одна из самых часто называемых причин, по которой полиграфисты не горят желанием работать с текстилем, — трудности с пропусканием такого мягкого и склонного к растягиванию материала через устройства печати. Другое опасение состоит в том, что способность некоторых тканей растягиваться может также создать проблемы с равномерной подачей запечатываемого материала и с его приёмкой после печати.
Мягкие и растягивающиеся ткани, как и другие подобные «мягкие» носители, могут представлять трудности, но многие производители печатного оборудования уже добавили в конструкцию специальные штанги для регулировки натяжения ткани или усовершенствовали уже имеющиеся натяжные устройства. Ряд производителей используют в конструкции ременной/ленточный привод, в котором поверхность ремня имеет слабое адгезивное покрытие; при этом ткань прижимается к ремню специальным прижимным роликом.
Независимо от того, на каком материале будет проводиться печать, растягиваемость ткани и её «поведение» при подаче через принтер могут быть очень разными в зависимости от того, какое печатное изделие производится. Кроме того, в конструкции почти каждой печатной машины могут быть предусмотрены различные решения по оптимизации подачи материала на печать и приёмке запечатанного материала. Поэтому важно консультироваться с производителем или с опытным технологом о том, как выбрать и установить правильную величину натяжения выбранной для печати ткани. Эта процедура наверняка первоначально будет вызывать вопросы, но при правильном обучении и некоторой практике они будут сняты. И что ещё более важно, проблемы с протяжкой запечатываемого материала наблюдаются только при использования ограниченного числа видов ткани и на небольшом количестве конструкций принтеров.
Во многих случаях не наблюдается никаких трудностей с подачей и приёмкой материала. Например, самоклеящиеся ткани, применяемые для оформления плоских твёрдых вертикальных поверхностей, должны иметь основу из бумаги или из синтетического материала — так же, как и в случае с самоклеящимся винилом, по которому может печатать большинство принтеров на сольвентных, УФ-отверждаемых или латексных чернилах. Другие изделия, например, флаги из сверхлёгкой ткани, также часто монтируют с помощью клеящего слоя. В обоих случаях добавление нового «полиграфического» слоя придаёт материалу устойчивость и делает его подачу через печатное устройство такой же удобной, как если бы это был винил или баннер. При этом отпадает необходимость в дополнительных приспособлениях, например, для сбора чернил, проваливающихся через поры тканей.
Кроме того, некоторые материалы, например, холст, сами по себе достаточно жёстки и без такого дополнительного слоя, поэтому они проходят через принтер без проблем. Это особенно удобно при печати на машинах, у которых модули подачи и приёмки материала работают без применения значительных механических усилий (создающих натяжение материала). Это характерно для принтеров небольшой производительности, распространённых в компаниях, печатающих баннеры и вывески — изделия, на которые приходится значительная доля роста рекламно-вывесочного рынка.
Эти три сегмента — холст, оформление вертикальных поверхностей, флаги — вместе создают достаточно причин выйти на перспективный рынок тканой рекламно-вывесочной продукции.
Ещё одна проблема, общая для мира цифровой печати по ткани, связана со стоимостью оборудования и рабочей силы, необходимых для правильной отделки отпечатанных изделий. Здесь, наверное, всё дело в перспективности этих вложений: решение выйти в эту рыночную нишу может быть подкреплено ожиданиями новых заказов. В конце концов, никакие инвестиции не будут слишком большими или слишком рискованными, если они обеспечивают высокую и стабильную прибыль.
Послепечатная отделка
При работе с тканями важно учитывать требования к послепечатной отделке. Например, при печати репродукций живописных картин на холсте можно наносить поверх жидкое ламинирующее покрытие — для защиты отпечатка, повышения его долговечности, а также придания специфических эффектов (таких как кракелюры). Синтетические ткани, в том числе некоторые на базе полиэфирных или нейлоновых волокон, можно после печати резать горячим ножом, термически сваривать, укреплять лентой или прошивать. В некоторых случаях потребуется усиление ткани для установки люверсов и соблюдения других требований по монтажу.
Сшивание ткани также может представлять проблему для неопытных полиграфистов, которые хотят выйти на рынок цифровой печати по текстилю. Многие рекламно-полиграфические компании уже имеют соответствующее оборудование для сшивания ткани и знакомы с применяемыми при этом технологиями. Например, сшивание материала при изготовлении виниловых баннеров — привычная послепечатная операция, много лет применяемая при производстве вывесок и рекламы.
Если полиграфическая компания раньше не выполняла швейные операции, ей понадобится приобрести промышленную швейную машину и нанять/подготовить обученный работе с ней персонал. В этом случае нужно думать не только о стоимости швейного оборудования, но и о затратах на оплату труда оператора. Но объём потенциальных заказов, обеспечиваемый растущим спросом на полиграфию на ткани, — часто тот самый аргумент, который заставит даже самого осторожного владельца полиграфической компании решиться на эти расходы. Изображения на тканях, правильно отпечатанные и обработанные после печати, очень привлекательны для глаз, а в воздействии на целевую аудиторию с ними могут сравниться очень немногие материалы. Это особенно верно для оформления точек продаж и для декорирования интерьера, где отпечатки на тканях приобретают всё бóльшую популярность.
А теперь — на улицу
Оформление мест розничных продаж, вывески и декорирование интерьера, несомненно, становятся важными и всё более растущими рынками для полиграфистов. Но многие полиграфические компании продолжают работать в основном на «наружном» рынке (рекламы и вывесок) и поэтому ещё не освоили печать на ткани. Что касается долговечности отпечатков на ткани, размещённых на открытом воздухе, то тут действительно есть что обсудить. Но из этого не следует, что печать на ткани — технология создания продуктов, предназначенных для использования только внутри помещения. На самом деле многие полиграфические изделия на тканой основе разрабатываются как раз для «наружного» применения. Очень хорошо себя зарекомендовали в уличных условиях навесы, тенты, флаги и другие изделия из тканей на основе синтетических волокон. Сольвентные, УФ-отверждаемые и латексные чернила разрабатывались в том числе и для печати долговечных изображений, предназначенных для размещения на улице. Поэтому понятно, что при использовании таких чернил в сочетании с правильно выбранным материалом можно решить любые проблемы, связанные с долговечностью отпечатка на открытом воздухе.
Управление цветопередачей
Остаётся вопрос, о котором, пожалуй, больше всего говорят, но которым, вероятно, чаще всего пренебрегают в полиграфической практике — управление цветом. Задача обеспечить сочные цвета и широкий цветовой охват может быть не такой простой даже для традиционных носителей с их гладкой поверхностью и более-менее одинаковым значением точки белого. Но управление цветопередачей, независимо от того, на каком материале идёт печать, уже не настолько сложная задача, какой она была раньше. Разработчики ПО и оборудования понимают как важность управления цветом, так и трудности, возникающие при этом. Они уделяют много времени и затрачивают значительные средства в поисках способов оптимизации и упрощения этого процесса.
Многие разработчики ПО растровых процессоров автоматизируют процесс построения ICC-профилей. Кроме того, многие печатные устройства поставляются либо в комплекте, либо с встроенными устройствами для измерения цвета. Производители материалов продолжают поиск новых способов производства тканей с лучшим и более стабильным значением точки белого. Кроме того, сейчас в интернете доступно намного больше онлайн-документации и обучающих материалов, чем раньше.
Для тех, кто печатает на ткани, ориентироваться в широком ассортименте текстильных материалов с различными свойствами поверхности и значениями точки белого может быть труднее, чем при использовании традиционных полиграфических материалов. Но важно понимать, что печатные процессы и необходимые для их применения знания — в значительной степени те же самые, что и для традиционных материалов. Если освоить эти процессы, то всё остальное — дело практики.
Владельцам и руководителям полиграфических компаний, желающим обойти конкурентов, нужно найти время разобраться во всех нюансах управления цветом. Те, кто решит взять под контроль цветопередачу своих оттисков, сможет всё больше увеличивать свой отрыв от конкурентов. Этот отрыв будет расти по мере накопления знаний и понимания процессов управления цветом, что, кстати, сегодня даётся намного легче, чем раньше.
Независимо от выбранной технологии и ниши рынка, никогда не стоит недооценивать важность процессов управления цветом. Это один из факторов, который может может обеспечить преимущество перед конкурентами, ведь получение качественного и предсказуемого цвета — пожалуй, важнейшая задача полиграфиста.
Найти правильных людей
Сейчас мир тканей переживает бурный рост, а полиграфия — крупнейший «сдвиг интереса» за последнее десятилетие. Нельзя отставать от этих перемен под предлогом связанных с ними опасений. Нужно найти партнёров, которые смогут поддерживать и обучать вашу компанию и помогать ей выбрать верное направление в мире печати по текстильным материалам.
Возможно, будет непросто принять решение расширить бизнес путём включения в ассортимент продуктов на тканевой основе. Но многие полиграфисты, в том числе ваши конкуренты, уже приняли это решение или задумываются об этом. Решение сопутствующих проблем в том, чтобы найти хорошую команду консультантов, которая сможет обучать и направлять вас при выборе оптимального направления деятельности компании.
В третьей части этой серии статей мы более подробно рассмотрим роль исследований и разработок на развивающемся рынке цифровой печати по текстильным материалам.
Об авторе: Кристиан Смит — менеджер по продажам широкоформатных материалов для печати в Aurora Specialty Textiles Group. На этой должности он отвечает за работу на рынках печатных материалов широкого и сверхширокого формата в южных и центральных штатах США. Смит прошёл в производственных условиях обучение и сертификацию работе с многими самыми популярными широкоформатными принтерам. Он имеет очень большой опыт продажи и технического обслуживания широкоформатного цифрового полиграфического оборудования (HP, Mimaki, Seiko and Reggiani Macchine SPA), а также установки этого оборудования и обучения персонала работе с ним. Смит работал на глобальном уровне с ключевыми клиентами, которым он помогал организовать производственный процесс с целью повышения производительности и снижения времени простоя оборудования.
* SGIA Journal, январь/февраль, 2016 ©.