Разговор двух бизнесменов:
— Ты не боишься, что обучишь своих сотрудников и они уйдут в другую компанию?
— Нет, я боюсь, что не обучу их, а они останутся.
Основная проблема типографий — это кадры. А один из способов её решения — это обучение персонала. Но почему-то этим способом очень мало пользуются…
Для сравнения: за 8 лет работы в небольшой типографии я один раз проходила обучение в Центре Принт-медиа академии Heidelberg при МГУП и один раз была в командировке по приглашению Heidelberg. Мы посещали типографии и смотрели, как работают коллеги в Польше. За 4 года работы на большом полиграфическом комбинате у нас был один тренинг «Привлечение и удержание самых выгодных заказчиков полиграфической продукции». Спросила коллег — ситуация аналогичная. Один тренинг за много лет — это максимум.
За 2 года работы в международной компании я прошла 6 очных тренингов, 7 онлайн-курсов, посетила профессиональные выставки в Брюсселе и Дюссельдорфе. Сама подготовила и провела больше 40 презентаций для коллег и партнёров.
О необходимости включить обучение в персональный план сотруднику я писала в 4-й части этой колонки (Publish № 6, 2016, стр. 44; http://www.publish.ru/articles/201606_20013588). Можно возразить, что обучение персонала — это всегда большие финансовые затраты. Но сейчас сделать это можно очень бюджетно, не тратя огромных средств и не приглашая известных спикеров. Главное — желание!
Первый и самый простой способ — книги и профессиональные журналы. Многие компании организовывают у себя в офисе мини-библиотеки и книжные полки и периодически устраивают встречи-«посиделки», где обсуждают прочитанное. С примером организации такой библиотеки можно познакомиться на сайте издательства «Манн, Иванов, Фербер» в статье «Как организовать библиотеку в офисе. 12 советов от компании Idea Port Riga»1. Издательство организовало «Лигу читающих компаний», которая помогает организовать библиотеку в офисе, делится опытом других фирм, стратегиями мотивации персонала и всевозможными полезными советами2. Очевидные плюсы: простота в организации, небольшой бюджет, отличная возможность для укрепления команды и отношений внутри коллектива.
Профессиональные новости, анонсы, интересные статьи можно читать в интернете на сайтах специализированных изданий. Начать, конечно, рекомендую с Publish.ru.
Второй способ — просмотр вебинаров, обучающие видео, подкасты. Основной ресурс — Youtube, бывают полезны сайты поставщиков и партнёров, а также интернет-площадки многочисленных бизнес-школ. Последние предлагают как бесплатные записи, так и платные онлайн-библиотеки.
Как правило, бесплатные вебинары и обучающие видео — короткие и передают основную мысль очень кратко. Если вы никогда не занимались обучением персонала, то это — отличный вариант. Времени потребуется немного, объём информации тоже невелик.
Примеры: онлайн-академия Zillion и школа бизнеса «Синергия». Бесплатные вебинары также организуют многие компании для продвижения своих услуг, например, Oy-li или Capital Consulting. Достаточно подписаться на рассылки на сайтах или отслеживать новости в социальных сетях. Узнавать анонсы мероприятий можно, например, через сообщество менеджеров E-xecutive.
Третий способ — мероприятия поставщиков и партнёров. Тут есть несколько вариантов. Тренинги, семинары и конференции. В последнее время их становится всё меньше из-за дороговизны и сложности организации, а также маленькой посещаемости. Тем не менее, например, Antalis, «Берег», ГК «Дубль В» регулярно проводят семинары, посвящённые бумаге. На мероприятия приглашают как менеджеров по продажам и дизайнеров, так и технологов. Достаточно следить за новостями на сайтах поставщиков и партнёров.
На смену презентациям и семинарам приходят вебинары. Нет необходимости куда-то ехать, на несколько дней «выпадать» из рабочего процесса. Достаточно компьютера и интернета. Такой вариант часто практикует Xerox — поставщик оборудования и материалов для цифровой печати. Однако, при желании, сотрудники типографий могут посетить и очные тренинги по продажам и по материалам.
А самый распространённый вариант — это приезд в офис типографии представителя компании-поставщика с небольшой лекцией об ассортименте, свойствах, применении поставляемых материалов. Занимают такие встречи совсем немного времени, есть возможность познакомиться, пообщаться, задать вопросы, высказать свои пожелания. Например, руководитель группы PR и рекламы отдела товарного маркетинга «Комус ПСБК» Сергей Моргульцев в прошлом году лично провел порядка 100 встреч в типографиях.
Основная часть таких мероприятий бесплатная. Достаточно попросить своего менеджера в партнёрской организации присылать вам анонсы и новости.
Четвёртый способ — выставки и мероприятия на них. Все выставки можно разделить на 2 группы: полиграфические и отраслевые.
Первая группа — «Дизайн и реклама», Printech, IPSA, «Росупак», «Реклама» и другие. Во время выставок на различных площадках идёт большое количество деловых мероприятий: семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы. Расписание выставок известно заранее, как и программа мероприятий на них. Поэтому подобрать и запланировать поездку на интересную выставку и мероприятие на ней не составит большого труда.
Вторая группа — отраслевые выставки. В данном случае речь идёт больше о работе менеджеров по продажам. Сотрудники выбирают отрасли, которые считают перспективными для поиска новых клиентов, и планируют поездки на выставки. Работают сразу с 3 целями. Первая — изучение рекламных материалов, которые используют участники выставки. Вторая — поиск новых заказчиков. И третья — посещение мероприятий, проходящих на выставке. Это даст возможность познакомится с потенциальными клиентами и понять проблемы отрасли. Конечно, ходить надо не на все подряд семинары и конференции, а только на те, которые пригодятся при общении и работе с клиентами из данной отрасли.
Посещение выставок сотрудниками не требует больших финансовых затрат. Для работы на выставках совсем не обязательно стоять там со стендом. Менеджерам достаточно иметь с собой визитные карточки и грамотно продуманный рекламный материал о типографии.
Как я уже писала в частях 3 и 4, обучение должно быть включено в персональный план каждого сотрудника. Что важно: персональный план каждый сотрудник пишет сам, в том числе и планы по обучению. Сам сотрудник выбирает темы, которые он будет изучать, и компетенции, которые необходимо наработать. Если самостоятельно это сделать не получается, то эти вопросы сотрудник обсуждает со своим руководителем.
Чаще всего при разговорах об обучении персонал ссылается на отсутствие времени и большую занятость. Тут можно порекомендовать изучить тему тайм-менеджмента, а также посмотреть исследование среди 2270 посетителей сайта hh.ru. Сотрудники, чья деятельность предполагает работу за компьютером, используют его не только по работе. 46% читают личную почту и новости, 33% общаются в ICQ, Skype и других мессенджерах, 26% просматривают социальные сети, 23% сайты по поиску работы, 17% смотрят веб-страницы по своим интересам, 11% делают онлайн-покупки, 7% читают или пишут блоги. По словам 64% опрошенных, они тратят от 15 минут до часа ежедневно на использование компьютера в личных целях.
И в заключение — притча. Один лесоруб из последних сил рубит дерево тупым топором. Заметив это, к нему подходит другой:
— А не лучше ли наточить топор? Будет быстрее, удобнее, легче…
— Да некогда точить, рубить надо!
Не будьте таким лесорубом. Меняйтесь к лучшему!
Об авторе: Ирина Паялина (poligrafi-ja@bk.ru) — 15-летний опыт работы в полиграфии от менеджера по работе с клиентами в типографии до руководителя по развитию бизнеса в международной компании.
1. http://www.mann-ivanov-ferber.ru/b2b/liga/office-library/case/idea-port-riga/