Владимир Бочков, директор типографии «Дизайн-студия Б» (Ставрополь):
Хотя этикетки не являются нашей основной или даже обычной продукцией, иногда мы печатаем их на нашей листовой ЦПМ HP Indigo. В основном — на самоклеящейся бумаге или плёнке.
Если сравнивать «цифровой офсет» с такой технологией, как латексная струйная печать, то последняя по некоторым параметрам (экологичность, стойкость к истиранию) мне кажется даже более перспективной. Однако по себестоимости и производительности «цифровой офсет» пока впереди. Поэтому можно сказать, что на сегодняшний день это оптимальный способ, особенно в случае, когда запечатываемая поверхность не имеет прямого контакта с пищей.
Но, тем не менее, я считаю, что у струйных ЦПМ есть большой потенциал в секторе печати этикетки.
Сергей Коноплёв, технический директор типографии «Профлекс» (Ясногорск):
Сейчас продукция в нашей типографии запечатывается на узкорулонных флексографских машинах. Приобретение цифровой техники мы пока не планируем — считаем, что ещё рано.
Если говорить о перспективе, то наиболее вероятной считаю развитие струйных печатных машин — в первую очередь потому, что это оборудование дешевле. Но его производителям ещё необходимо добиться лучшего, чем сейчас, качества и приемлемой себестоимости отпечатка.
Руслан Галифанов, генеральный директор типографии «МДМпринт» (Москва):
Наша типография не специализируется на этикетках, нас больше интересует направление цифровой упаковки. Но если такие заказы попадаются — разумеется, их выполняем. Наше производство оснащено ЦПМ с классической технологией сухого тонера. Но мы обдумывали, какое оборудование было бы наиболее подходящим в случае ориентации на цифровую печать этикеток. И пришли к выводу, что это HP Indigo. Эти ЦПМ имеют достаточно высокую скорость, высокое качество печати, на них можно использовать дополнительные краски. Особенно важны белила, но и дополнительные «пантоны» полезны — они позволяют расширить цветовой охват. На большинстве других цифровых печатных машин получить такое сочетание качеств достаточно сложно.
Дмитрий Лубенец, генеральный директор типографии «Цифровая этикетка» (Москва):
Предпочтение в выборе той или иной технологии для цифровой печати этикетки зависит от требований клиента и размера тиражей. Большие объёмы цифровых тиражей сейчас, пожалуй, лучше всего делать на ЦПМ HP Indigo или Xeikon. Правда, последние в России как-то не получили распространения. Со временем, думаю, распространятся и струйные ЦПМ. Также появляются комплексы, включающие в себя трафаретную печать, поскольку это востребовано со стороны некоторых заказчиков.
Обращает на себя внимание развитие ЦПМ с технологией Memjet: правда, печатают они только по бумаге, поскольку используют водные чернила, но зато качество печати на таких машинах за последние годы заметно улучшилось.
Цена на цифровую этикетку стала уже разумной, и клиенты, печатающие этикетки, постепенно будут переходить на «цифру» на основе UV LED технологий. Правда, некоторые из них предпочитают покупать своё оборудование — но обычно это совсем маленькие машинки, которые по качеству печати значительно уступают промышленным. Производимые на них этикетки годятся только для совсем нетребовательных клиентов или для каких-то внутренних, логистических целей.
Кирилл Евдокимов, генеральный директор типографии «Цифровая фабрика “Быстрый цвет”» (Санкт-Петербург):
Время от времени у нас бывают заказы на этикетки — печатаем их на своих ЦПМ Xerox с сухим тонером. Если говорить о производстве этикеток в больших количествах, то мне кажется перспективнее струйная технология — поскольку позволяет добиться меньшей цены за этикетку.
Кроме ценового фактора, в будущем будут востребованы машины с возможностью печати с расширенным цветовым охватом («пантоны», металлики, цифровой УФ-лак), поскольку заказчики этикеток часто хотят получить более выделяющиеся изделия, а триадной печатью такие цвета далеко не всегда можно воспроизвести.
Немного в сторону от темы: альтернативы для цифровой печати этикетки
В статье, посвящённой теме этого номера — рулонным ЦПМ для печати упаковки (см. http://www.publish.ru/articles/201611_20013641), не упоминаются широкоформатные принтеры — да и в этом опросе мы не записали их в профильное оборудование. Однако на практике они (особенно принтеры/каттеры) иногда используются и для этой цели (о чём говорит, в частности, наличие ответов «Другое»).
На таких принтерах делают этикетки даже для пищевых продуктов. Конечно, наклеивать их непосредственно на колбасу, например, нельзя, а вот на пластиковый контейнер для салата — можно. За смену на широкоформатном принтере можно изготовить несколько сотен и даже тысяч этикеток, если они достаточно маленькие. А клиенту обычно такие и нужны: с одной стороны — экономия запечатываемого материала, с другой — покупатель не разглядит, что там напечатано микроскопическим шрифтом. Например, принтеры/каттеры Roland используются для изготовления этикеток на чебоксарском заводе «Электроприбор» и т. п. предприятиях.
Печать этикеток для оборудования производят также на не совсем обычных широкоформатных принтерах Summa DC (см. Захаржевский Ю. Широкие возможности в узкой нише // Publish № 9, 2012; http://www.publish.ru/articles/201209_20012871): они не струйные и не на сухом тонере. Печать в них происходит путём термопереноса со специальных лент, покрытых красителями на основе синтетических смол. Да, имеются некоторые ограничения по качеству изображения, а также запечатываемым материалам — фактически печатают такие аппараты только на виниле. Зато получаются очень устойчивые к внешним воздействиям, в т. ч. химическим, этикетки, которые и требуются на многих видах оборудования. А принтер к тому же требует минимального обслуживания — что важно для организации, в которой печать не является рабочим процессом.
Вполне подходят для печати этикеток не только на бумаге, но и на прозрачных или цветных плёнках (лишь бы они были термостойкие) светодиодные принтеры OKI с белым тонером. Не случайно некоторые OEM-партнёры OKI уже выпускают рулонные модели на базе печатающих механизмов этой компании. Правда, до России они пока не добрались.