101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

УФ-печать в офсете: останутся только светодиоды?

  • 6 октября 2017 г.
  • 5002
Год назад в своём интервью Publish генеральный директор AMS Стив Меткалф сделал смелый прогноз о том, что в течение 5 лет индустрия полностью перейдёт с УФ-ламп на LED UV. На второй конференции Print UV Russia собравшиеся могли оценить прогресс в этой области и сделать собственные выводы на основании приведённых цифр, фактов и опыта первопроходцев.

УФ-печать в офсете: останутся только  светодиоды?Год назад в своём интервью Publish генеральный директор AMS Стив Меткалф сделал смелый прогноз о том, что в течение 5 лет индустрия полностью перейдёт с УФ-ламп на LED UV. На второй конференции Print UV Russia собравшиеся могли оценить прогресс в этой области и сделать собственные выводы на основании приведённых цифр, фактов и опыта первопроходцев.

Вторая конференция Print UV Russia состоялась 21 сентября 2017 г. в Москве на борту теплохода. Открыл её генеральный директор «Терра Системы» Стефан Валуйский: «Ровно год назад мы провели первую конференцию. Она прошла в Санкт-Петербурге 7 октября и была приурочена к запуску машины с LED UV в типографии ”Любавич”». Стефан отметил, что фактически по итогам мероприятия, которое тогда прошло под лозунгом «Революция LED UV» (см. Publish № 11, 2016; https://www.publish.ru/articles/201611_20013642), состоялась следующая крупная инсталляция машины RMGT 920ST-6 с LED-сушками в воронежской типографии «Рубикон», и выразил надежду на дальнейшее распространение технологии. Этому должна помочь вторая конференция под названием «Время первых», посвящённая освещению текущего состоянии технологий и рынка в этом секторе, а также опыта первых российских типографий-пользователей LED UV. Стефан назвал 4 типографии, в которых на 5 машинах установлено 7 светодиодных сушек — помимо упомянутых выше, это «Еврографика» (Москва) и «Офис-лидер» (Новосибирск). «Терра Системы» вместе со своими партнёрами уверены — переход на LED UV в офсетной печати принесёт типографиям пользу. А деталями о том, какую именно, поделились следующие выступающие.

По данным организаторов на конференцию собралось 77 человек

В авангарде светодиодной революции

Президент AMS Spectral UV (A Baldwin Technology Company) Стив Меткалф первый раз приехал в Россию и даже по этому поводу пригласил с собой супругу. Он напомнил, что конференция Print UV проходит в США уже 10 лет. Её идея — продвижение технологии УФ-печати, а сейчас речь идёт о переходе на светодиодное отверждение (LED UV), которое последние два года очень быстро распространяется по всему миру. Но если обычная УФ-печать долгое время находила основное применение в упаковочных типографиях, то LED UV очень хорошо подходит для коммерческих. Теперь обычная УФ-печать играет поддерживающую роль для LED UV.

Сейчас AMS Spectral UV является подразделением более крупной компании Baldwin — это произошло в начале 2017 г. Большая компания также является крупным поставщиком решений для инфракрасного и обычного УФ-отверждения. Исследовательские подразделения обеих компаний объединены, в результате чего Меткалф ожидает серьёзного синергетического эффекта. Объединённая компания поддерживается финансовой группой Barry-Wehmiller с активами в 2 млрд долл.

Несколько лет назад Air Motion Systems (AMS) сфокусировалась на развитии светодиодной технологии, в сердце которой находятся уникальные сушки LED UV. Самый крупный сектор рынка для AMS сейчас — листовой офсет. Сушки AMS устанавливаются на уже работающие в типографиях и новые офсетные машины. Второй по значимости сектор — флексографский (узко- и среднерулонные машины). Далее следуют рулонный офсет (мощности сушек LED UV уже вполне достаточно для отверждения красок на высокой скорости с минимальными затратами электроэнергии), цифровая струйная печать и специализированные применения (производство плоскопанельных дисплеев, включая OLED — технологию используют LG, Samsung; декорирование мебели и т. п.).

Сейчас AMS установила уже более 500 LED UV систем по всему миру. В 2016 г. заявлялось более 300 — ускорение роста налицо, а компания упрочила свою позицию № 1 в этом секторе.

Основная технология компании — серия сушек XP, только что награждённая авторитетной наградой Intertech Technology Awards 2017. Для неё характерны очень высокая плотность излучения с самой высокой мощностью на рынке и компактными размерами для установки на любые машины, длительный срок службы — до 30 000 ч — с гарантией на 20 000 ч. Запатентованная оптическая система фокусирует максимум излучения в очень широком диапазоне расстояний от сушки до бумаги. XP обеспечивает устойчивое отверждение даже при самых высоких суммарных красочных покрытиях на любых материалах. Новое направление — технология MultiWave, которая включает светодиоды с излучением в разных диапазонах и позволяет использовать более широкий ассортимент красок и лаков.

С. Меткалф с удовольствием представил вторую версию каталога Look Book с демонстрацией разнообразных эффектов печати LED UV на различных материалах — от бумаги до плёнок и фольги. Каталог печатался в Германии в типографии Konigsdruck, ставшей первым пользователем AMS в этой стране. На машине установлено две сушки LED UV

Меткалф напомнил основные преимущества LED UV для листового офсета: очень яркие и насыщенные цвета на любой бумаге; максимальное качество на высокой скорости без противоотмарывающих порошков; мгновенная готовность коротких тиражей (оптимальна для офсета по требованию); нет запаха, связываемого с обычным УФ-отверждением; нет нагрева материала; отпадает необходимость в защитном покрытии лаками; высвободившуюся лакировальную секцию можно использовать для создания специальных эффектов, а простота ввода новых видов бумаги даёт простор для творчества.

Он также рассказал о реализации проекта внедрения LED UV в рулонном офсете, стартовавшего в Японии 5 лет назад. Машина с газовой сушкой была успешно конвертирована на печать со светодиодным отверждением, причём используется всего две сушки — сверху и снизу полотна. Это позволяет полностью отказаться от газовой сушки (высвобождает место, экономит затраты на газ), повысить качество печати до уровня листовой, работать на полных скоростях (40 000 листов B1 в час) при минимальных затратах энергии и не требует сложного обслуживания; сокращается расход краски и расширяется ассортимент материалов; минимизируются привычные для печати с газовой сушки проблемы из-за быстрого нагрева и последующего охлаждения полотна. «Заказчик сказал, что это волшебство», — резюмировал Меткалф. Отвечая на вопрос Publish, он сообщил, что сейчас реализовано около десятка таких проектов в Японии и США, стартовал первый в Европе. Помимо журнальных, есть установки и на газетных машинах.

В качестве примера для сравнения энергозатрат Меткалф назвал следующие цифры: для LED UV на стандартной листовой машине формата B1 требуется всего 10–15 кВт, а при использовании ИК-сушки — 70–100 кВт. По сравнению с обычной УФ-печатью отпадает необходимость в регулярной замене ламп. В сушках AMS возможна замена отдельных секций светодиодов, а при появлении более современных моделей возможна простая модернизация уже установленных сушек. Нет выделения озона, нет ртути в лампах, нет нагрева.

Частые вопросы: ответы AMS

Во время конференции после каждого выступления собравшиеся задавали много вопросов 

Мы коротко резюмировали всё тезисами так, чтобы смысл вопросов был понятен из ответов:

Экономия краски по сравнению с обычной масляной краской — 20–25%.

Светодиодные сушки можно использовать для холодной припрессовки фольги (у AMS есть клиент, использующий систему Eagle Systems).

Для 4-красочной машины обычно достаточно одной сушки LED UV; для перфекторов — 2, дополнительная сушка обычно нужна и для отверждения белил (сушки LED UV от AMS хорошо отверждают кроющие УФ-белила).

При модернизации нужно менять валы на специальные для УФ-печати или гибридные (если типография не собирается постоянно печатать высокореактивными красками).

В процессе модернизации под LED UV нужно гораздо меньше изменений, по сравнению с переходом на УФ-печать (в первую очередь — изоляция светодиодного излучения от остальных частей машины).

Сочетание обычных УФ-красок и высокореактивных, а также лаков возможно.

RMGT + LED UV: выигрышное сочетание

К. Яцумото (RMGT) видит светлое будущее для LED UV в офсете

Заместитель генерального директора по международным продажам и маркетингу Ryobi MHI Graphic Technology (RGMT) Кохеи Яцумото приезжает в Россию уже не первый раз — он занимается продажей полиграфического оборудования сначала в Ryobi, а потом в RMGT уже 33 года. Яцумото напомнил, что компания образовалась 1 января 2014 г. как совместное предприятие между полиграфическими машиностроительными подразделениями Ryobi и Mitsubishi Heavy Industries. Учитывая, что у Ryobi не было большого опыта создания машин формата B1 и более крупных, а для MHI это был основной бизнес, слияние оказалось очень естественным. Оно позволило расширить линейку машин, усилить направление НИОКР, укрепить производственную базу (заводы были расположены в префектуре Хиросима на расстоянии 40 км друг от друга) и расширить сеть продаж. RMGT сейчас — единственная компания, производящая машины от формата А3 с портретной подачей до B1+.

RMGT очень уверенно чувствует себя на рынке. Три последних года она показывает рост продаж. В 2016 г. финансовом году оборот составил около 29 млрд йен (около 259 млн евро), прогноз на 2017 г. — также положительный. На выставке IPEX 2017 c 31 октября компания будет показывать единственную в экспозиции 8-красочную машину RMGT 928 с переворотом и сушкой LED UV. А всех желающих отвезут с выставки в типографию, где с июля 2017 г. эксплуатируется тандемный 8-красочный перфектор формата B1 RMGT 1050 с лакировальной секцией.

Выступающий следом региональный директор по продажам в Европе RMGT Такаки Ямада остановился подробнее на технических достижениях. Он напомнил, что компания была пионером LED UV ещё в 2008 г. Ямада привёл интересный график японской полиграфической ассоциации, по которому вклад бумаги в себестоимость печатной продукции в 2013 г. вырос и составил 81,5%, а вклад красок снизился до 8,1% в 2013 г. Прогноз вклада себестоимости красок в 2017 г. — 3–4%. Это значит, что повышенная стоимость красок компенсируется многочисленными достоинствами светодиодного отверждения, в том числе сокращением расхода бумаги на приладку и брака. Что касается электропотребления, то для аналогичных по формату машин RMGT с LED UV тратится 11 кВт, в то время как три УФ-сушки на обычных лампах потребляют 69 кВт. Для Японии это выражается в существенной разнице счетов за электричество в месяц: 942 долл. (машина с 2 LED UV-сушками), 5048 долл. (машина с 6 УФ-лампами). Среди преимуществ технологии — меньшее занимаемое место для периферии (примерно на 75%).

LED UV продолжает своё победное шествие, хотя пока наиболее активный рост наблюдается в Японии, где установлено уже 228 машин RMGT с LED UV. За пределами Японии — 155 машин. Всего — 383. С 2016 г. около 50% машин RMGT продаётся с оснащением LED UV.

Ямада также напомнил о наиболее интересных машинах RMGT. Бестселлер компании — 8-красочный перфектор RMGT 920PF-8 LED UV. Он особенно популярен у типографий, изготавливающих сборные тиражи. Интересно, что в Японии с апреля 2016 г. по март 2017 г. соотношение количества установленных секций формата A1 и B1 стало почти паритетным — 49% против 51%. Продолжаются инсталляции RMGT 1050LX в упаковочных типографиях. В марте 2017 г. в Валенсии (Испания) было запущено две таких машины — в 6- и 7-красочных конфигурациях, причём вторая сочетает LED UV от AMS с обычной УФ-лампой для отверждения лака. Неплохо продаются и тандемные перфекторы RMGT 1050TP — их в мире установлено уже 220. Отличительные особенности машины — отсутствие переворота листа и трансферный цилиндр тройного диаметра, обеспечивающий плавную передачу листа.

А вот на вопрос Publish о судьбе проекта с цифровой полуформатной машиной Ямада ответил, что она по-прежнему в разработке, но сроки её выпуска неизвестны.

Часто задаваемые вопросы по низкоэнергетическим системам и LED UV

Этому была посвящена значительная часть презентации Flint Group. Мы приводим лишь несколько вопросов и ответов.

Могу ли я использовать одну сушку после краски и лака? Не повлияет ли это на уровень глянца?

Да, при новой технологии не наблюдается эффекта снижения глянца (dry back), который часто возникает при использовании традиционных УФ-красок и лаков. В случае нанесения лака на сухую краску глянец всегда будет выше, но он вполне удовлетворительный и при использовании всего одной сушки в конце машины.

Как мыть лакировальную секцию?

Она требует тщательной очистки, поскольку загрязнения могут негативно воздействовать на определённые узлы. Рекомендуются стандартные средства Enviroflex Anilox cleaner и Enviroflex wash от Varn.

Зачем на машинах система охлаждения сушек, если технология не нагревает оттиски?

Температура самих светодиодов должна поддерживаться на уровне, рекомендуемом производителем. В противном случае существенно сокращается их срок службы.

Насколько уровень глянца схож с обычным?

Всё зависит от запечатываемого материала. Обычно результат сопоставим.

Каково растискивание красок?

Растискивание красок LED UV немного выше, чем традиционных, но, при условии внесения корректировок в допечатные процессы, можно легко обеспечить соблюдение стандартов ISO/PSO.

Полная палитра красок

На первых порах внедрения технологии светодиодного отверждения вопрос красок стоял очень остро. Их выбор был крайне ограничен (сначала были доступны только триадные от пары производителей), а цена — заоблачной. Сейчас, когда по всему миру состоялись сотни инсталляций офсетных машин с низкоэнергетическими и светодиодными сушками, ситуация кардинально изменилась. Проще сказать, каких типов красок и лаков пока нет — эти детали прояснили в своих выступлениях представители производителей и поставщиков.

Технический координатор по сотрудничеству с производителями листового оборудования Flint Group Ричард Вилсон ранее был директором по продуктам, поэтому стоял у истоков внедрения технологии LED UV.

По его словам, первым шагом на пути практического внедрения технологии были низкоэнергетические сушки и краски к ним — Low Energy (фирменные названия производителей офсета — H-UV/LE UV/HR-UV). Решения подавались как возможность для типографий выйти в сектор УФ-печати без типичных для такого шага проблем — шанс на новую революцию в печатном деле.

Вилсон отдал должное Komori, которая в 2013 г. вывела на рынок Komori H-UV. Тогда LED-технология создавалась на «заднем плане» с ограниченным предложением красок с пиком чувствительности на длине волны 385 нм — их предлагали только японские производители и Flint.

Сейчас, всего через 4 года, ситуация кардинально изменилась — все ведущие производители листового офсета предлагают LED UV — Heidelberg, KBA, Komori, RMGT и manroland sheetfed. Энергетические возможности сушек LED UV растут, доступные форматы печати становятся шире (вплоть до 165 см), ускоряется развитие технологий красок, снижаются цены на них. По информации Flint Group, cейчас по всему миру работает более 500 машин LED UV, появились краски низкой миграции для упаковки (ключевая технология для выхода в этот сектор с LED UV), а также для рулонного офсета.

Разумеется, будучи крупнейшим производителем расходных материалов для офсетной печати (не только краски, но и офсетные полотна, а также химия для печатного цеха), Flint Group играет важную роль в процессе перехода на светодиодное отверждение. Среди достижений последних двух лет — выпуск специальной серии красок Xcura Plas для синтетических материалов (II кв. 2016 г.); выпуск системы LED drip off effect и LED Matt Varnish (III кв. 2016 г.); оптимизация химии и полотен для взаимодействия с красками LED UV; выпуск красок для рулонного офсета и низкой миграции для пластиков (III–IV кв. 2016 г.); выпуск новейшей триадной серии Xcura Evo (I кв. 2017 г.).

 

Р. Вилсон (Flint Group) показал образец печати на плёнке для вплавляемых этикеток новейшими красками с низкой миграцией. Выпуск таких красок намечен на I кв. 2018 г. Слева на фото — С. Валуйский («Терра Системы»)

Вилсон представил также сопутствующие материалы: увлажняющие концентраты Varn AF (4100 с изопропанолом и 4000 без него); специальную смывку UV Wash (её следует осторожно использовать при печати на бумаге с оптическими отбеливателями, содержащими карбонат кальция, который может откладываться на валиках); офсетные полотна 4200 (с поверхностью EPDM специально для LED UV), 2300 Protek (гибридное).

Вилсон также объявил о новых разработках — красках LED UV с низкой миграцией для печати на плёнке для вплавляемых этикеток. Выпуск таких красок намечен на I кв. 2018 г. Ещё один перспективный продукт — краски для рулонного офсета с сушкой LED Web-Offset. Сейчас они проходят стадию тестирования. А вот лаков низкой миграции для LED UV в ближайшее время ожидать не приходится, поэтому пока рекомендуют использовать обычные лаки низкой миграции.

Что касается текущих цен на краски, то соотношение для разных типов печати пока установилось следующее: краски для УФ-печати стоят примерно на уровне 200% от обычных; краски LED UV — 225%. В абсолютных цифрах при цене обычных масляных красок 5 евро за кг, УФ-краски обойдутся примерно в 10 евро, а LED UV — 12,5 евро.

Выступающая следом главный технолог «ОктоПринт Сервис» и российского представительства huber group Ольга Галлямова отметила, что её компания поставляет полный ассортимент не только триадных, но и смесевых УФ-красок (их изготавливают в Москве в течение суток с момента заказа) для впитывающих и невпитывающих материалов. Ольга отдельно остановилась на новинках ассортимента. В дополнение к триадным NewV poly HS — UPH 4000 появились светостойкие жёлтая 41 UPH 4002 и пурпурная 42 UPH 4001. Однако эти краски разрабатывались для низкоэнергетических ламп (впрочем, они отлично отверждаются сушками AMS), а теперь ассортимент пополнили специализированные NewV set LED.

Компания нацелена на предоставления полного решения для типографий, поэтому она предлагает также офсетные полотна (ОРТП) для LED UV — специализированные и гибридные. Для высокореактивных металликов рекомендуют использовать гибридные валики и полотна. У компании есть три новых ОРТП: FastcureUV (специализированное для УФ-печати), Cushion (гибридное, особенно рекомендуется для печати на шероховатых материалах) и Navy Premium (гибридное, которое можно использовать и для рулонной печати).

В ассортименте есть также проверенные твин-пары для нанесения через печатные и лакировальные секции. А ещё появились лаки, по которым можно выполнять тиснение. Среди новинок ещё одного поставщика «ОктоПринт Сервис» — немецкой Weilburger — специализированные, не желтеющие со временем УФ-лаки.

Дополняют комплексное предложение компании смывочные полотна и смывки для любых марок печатных машин и типов красок, а также химия для печатного цеха. Ольга отметила, что её компания занимается внедрением печати LED UV уже четыре года. Подробнее с советами «ОктоПринт Сервис» типографиям, собирающимся переходить на высокореактивную печать, можно ознакомиться в Publish № 4, 2016 (http://www.publish.ru/articles/201604_20013555).

Руководитель отдела УФ-красок ГК «Дубль В» Елена Ларкина рассказала о продуктах компании Zeller+Gmelin, которая выпускает УФ-краски уже 47 лет. Она разработала и краски для технологии H-UV, а в прошлом году — для LED UV. В Брюсселе на LabelExpo Europe представлена новая краска L70 для печати по пластикам.

Для всех способов печати у этого производителя есть как стандартные краски, так и с низкой миграцией. Кроме того, компания выпускает клей для холодного тиснения с помощью ультрафиолетовых LED-излучателей.

Ларкина не стала давать рекомендаций по работе с теми или иными запечатываемыми материалами, заметив, что при офсетной печати слишком многое зависит от печатника.

Революция без гражданской войны, или Немного о фобиях и шансах…

М. Румянцев («Любавич»): «У каждой революции по мере её развития меняется лозунг дня. В своей середине любой проект кажется катастрофой. Сегодня лозунг уже другой: “Шанс”. А шанс приходит в рабочей одежде»

Год назад конференция прошла под знаком светодиодной революции, поэтому тема нового выступления генерального директора типографии «Любавич» (Санкт-Петербург) Максима Румянцева была вполне ожидаемой: «Светодиодная революция 2016: год спустя».

Румянцев поведал, что давно присматривался к новой технологии. И наконец в 2014 г. коллеги из компании «Терра Системы» убедили, что стоит попробовать. «Стефан очень убедительно рассказывал о преимуществах светодиодной технологии», — вспоминает Максим. Но начать эксперименты предусмотрительно решили с малого: с модернизации светодиодной сушкой пятикрасочной печатной машины третьего формата 1999 г. выпуска. А год назад в типографии приобрели новую шестикрасочную машину RMGT с уже запланированной установкой таких сушек. Румянцев предупредил коллег-полиграфистов: «Когда влезаете в эту технологию — имейте в резерве вторую машину, потому что первые месяц-два будут трудности». Надо отметить, что имеющуюся в «Любавич» машину первого формата действительно пока оставили работать на обычных красках.

Максим признался, что на ранней стадии освоения новой технологии у него была куча фобий. К счастью, большинство из них оказались не имеющими отношения к реальности, хотя без проблем действительно не обошлось.

Поначалу единственной проблемой казалась дорогая краска. Но на практике как раз этой аспект оказался несущественным. Например, в московской типографии «Ситипринт»1 Румянцеву по этому поводу сказали, что вообще не замечают увеличения стоимости краски. Теперь, на основании практического опыта, он тоже пришёл к выводу, что это несущественная величина. Поэтому цена заказа для клиентов «Любавича» не зависит от используемого способа печати, не случайно среди них уже появились фанаты новой технологии.

Другая фобия казалась цветопередачи: возможно ли попасть «в цвет» новыми красками? Но на практике разница в цвете корректируется на стадии препресса2.

«Гражданскую войну» (а она частенько происходит после революции, заметил Максим), получили там, где не ожидали: оказалось, при новой технологии сложно достичь баланса краска/вода. Процесс зависит даже от времени года (например, при изменении погоды краска перестаёт нормально закрепляться), хотя при изготовлении увлажняющего раствора в типографии используется обратный осмос.

К тому же у Румянцева создалось впечатление, что состав краски для диодных УФ-сушек со временем меняется3, что тоже не добавляет стабильности в работу печатников.

Однако в целом освоение новой технологии идёт успешно. Если год назад каждый заказ по печати на пластике или со сложными эффектами вызывал эйфорию у менеджеров, то теперь к этому уже привыкли и воспринимают как должное.

В свою очередь печатники счастливы, что им не приходится дышать противоотмарывающим порошком.

По словам Румянцева, конкуренты «Терра Систем» утверждают, что рынка для этой технологии нет и не будет. Но сам он полагает, что этот рынок обязательно разовьётся. И надеется, что чем больше будет таких машин, тем дешевле будет краска.

Подробнее о работе печатных машин с новой технологией сушки рассказал главный технолог типографии «Любавич» Дмитрий Комиссарчук. Начав с воспоминаний о начале своей работы с новой технологией, он признался, что обе инсталляции не прошли абсолютно гладко. Но отдал должное тому, что представители компании «Терра Системы» были готовы к возникающим сложностям: с установкой УФ-сушки на действующую машину они справились за полторы смены — не такое уж большое время.

Также Дмитрий отметил, что система светодиодного закрепления AMS (в неё входит, помимо сушки, дополнительная периферия) — супернадёжная. Нареканий на неё практически не было, хотя опыт работы в «Любавиче» уже составляет полтора года на первой машине и год на второй.

 

Д. Комиссарчук на мероприятии не только выступал в роли докладчика, отвечая заинтересованным слушателям, но и сам активно задавал вопросы представителям поставщиков

А вот новую технологию печати в целом Комиссарчук считает капризной: она более чувствительна к воздействиям среды, чем технология работы с обычными масляными красками. По его наблюдениям, у высокореактивных красок более узкий рабочий диапазон, в котором стабильна эмульсия краска/вода. Даже осмотический фильтр не спасает от изменения кислотности при смене сезона, из-за чего происходит эмульгирование краски в печатном аппарате. Поэтому печатнику (как и механику) приходится быть более внимательным.

Как бороться с этой проблемой? В некоторых типографиях для поддержания стабильности строят, по выражению Комиссарчука, «целые саркофаги, в которых поддерживается стабильный микроклимат». В «Любавиче», к сожалению главного технолога, до такого ещё не дошли, но он надеется, что со временем специальное место для печатных машин всё же будет ограждено и оборудовано.

Также очень важно термостатирование валиков, позволяющее поддерживать стабильность процесса эмульгирования.

Другая проблема — высокореактивная краска сильнее обычного «набивается» по формату бумаги на резине и печатном цилиндре. Но это решается сравнительно легко: просто надо мыть машину ежедневно.

Но преимуществ у новой технологии Комиссарчук видит существенно больше.

Во-первых, как и любят говорить поставщики, действительно «всё сохнет». Сразу после печати можно начинать послепечатную обработку листа. Кроме того, теперь можно работать с дизайнерскими материалами, которые раньше не получалось запечатывать офсетом.

Но Дмитрий, соблюдая точность, отмечает, что при печати по «невпитке» или лакировании в линию краски и лак сохнут не сразу: получаются немного маслянистыми. Однако через сутки отпечаток становится уже абсолютно сухим.

Значительной проблемой при печати по невпитке главный технолог «Любавича» считает сцарапывание: и в печатной машине, в процессе работы, и при эксплуатации изделия.

Отвечая на вопросы слушателей, Дмитрий ответил, что за год пробег печатной машины RMGT составил около 11 млн оттисков.

И. Крыль («Рубикон») признался, что раньше являлся «упёртым» поклонником немецкого машиностроения: японские машины казались ему лишь улучшенными копиями «Ромайора»: «Даже на выставках я проходил мимо стендов с японскими машинами… Теперь я понял, что компактность оборудования RMGT —  это преимущество. Шестикрасочная машина отлично встала у нас в небольшом помещении»

Затем слово взял генеральный директор типографии «Рубикон» (Воронеж) Игорь Крыль — там не так давно была инсталлирована печатная машина первого формата RMGT 920ST-6 со светодиодными сушками AMS LED-UV.

Он выразил особую благодарность технологу «ОктоПринт Сервис» Ольге Галлямовой4, которая первой стала направлять его мысли в сторону технологии печати с диодными сушками. Затем, по словам Крыля, настала очередь С. Валуйского, который активно рекламировал новую технологию — и его доводы достигли цели, хотя, как признался Игорь, поставщики-конкуренты отговаривали.

В итоге в «Рубикон» всё же приобрели шестикрасочную машину желаемой конфигурации, на которой установлено целых четыре сушки. Принято считать, что при использовании высокореактивных красок достаточно всего одной сушки, даже с нанесением лака в линию. Например, Румянцев в своём выступлении рассказал, что на пятикрасочной малоформатной машине сушка работает даже не на полную мощность, а на шестикрасочной машине вторая сушка используется, но редко. Но в «Рубиконе» печатают упаковочную и этикеточную продукцию, поэтому все имеющиеся сушки действительно необходимы и подобраны с конкретной целью: светодиодная УФ-сушка AMS LED-UV XP9/17W, которую можно устанавливать после первой или второй секции (для работы с белилами), диодная УФ-сушка AMS MultiWave XP7/12W после шестой секции (для закрепления обычных красок, в том числе смесевых) и, наконец, после лакировальной секции — обычная ламповая УФ-сушка Baldwin и ИК-сушка Graphics для работы с водно-дисперсионными лаками. Причём на заводе была установлена только ИК-сушка, остальные «внедрялись» в машину поставщиком уже в типографии. Ламповая УФ-сушка необходима для того, чтобы наносить дешёвые УФ-лаки5.

Крыль признаёт, что технология печати новыми красками действительно достаточно сложная, но бороться с трудностями можно, если мотивировать печатника.

Также Игорь предупредил коллег — у поставщиков пока нет больших складов расходных материалов для высокореактивной печати. Планировать поставки следует загодя.

Возникают некоторые трудности, когда нужно повторить старый тираж, отпечатанный ранее обычной краской. Но, в конечном счёте, печатники «выходят на цвет». А работы новых заказчиков в «Рубикон» теперь отправляют сразу на новую машину.

Крыль подтвердил, что сравнительно высокая стоимость краски практически неощутима. Одна из причин — расход высокореактивной краски по объёму — в два раза меньше, чем у масляной краски. «Я сам не верил, что такое возможно», — признал Игорь.

Что касается преимуществ, то руководитель воронежской типографии отметил те же, что и петербуржской. Гостям был продемонстрирован рекламный видеоролик «Рубикона» о печати большого срочного тиража этикеток: естественно, такая возможность даёт преимущество перед конкурентами.

Отсутствие противоотмарывающего порошка также радует, хотя иногда его и необходимо «подбрасывать», потому что листы без порошка после печати «слипаются».

Не только краски…

Внедрение новой технологии не заканчивается после покупки машины с сушками LED UV и выбора для них краски, пластин (о них на конференции практически не говорили) и химии. Следует, например, также позаботиться о правильных валиках и разнообразных запечатываемых материалах (с LED UV можно печатать почти на всём), а может даже подумать об ином позиционировании типографии.

Е. Кувшинов («Лигум»): «Офсетная машина,  когда она простаивает,  деньги не приносит, а ест!»

Ведущий маркетолог «Лигум» Евгений Кувшинов тоже показал фильм: о том, как на производстве этой международной компании (она владеет 6 заводами, включая российский) в калужском Боровске восстанавливают офсетные валы. На нём используются такие же станки, виды резины и технологии, что и на других заводах компании.

Евгений уверяет, что в «Лигуме» съели собаку на офсетных валах и поэтому знают об этом предмете всё. На входном контроле в первую очередь разбираются, что за вал поступил на производство: полиграфисты имеют обычай привезти несколько десятков валиков без опознавательных знаков, так что не понять, где какой валик. В «Лигуме» имеется полная база данных по всем выполненным заказам. Иногда клиент помнит лишь, что пару лет назад делали такой же вал — и его можно повторить.

Среди достоинств своей продукции Кувшинов называет намотку резины на ось полотном по всей длине вала, а не жгутом по спирали, как некоторые из конкурентов. В последнем случае неизбежно образование воздушных пузырьков и неравномерный износ резины.

Далее Кувшинов напомнил, что обрезинить офсетный вал быстро и, одновременно, качественно — невозможно. Даже маленький валик для машины третьего формата должен остывать не менее 24 часов. Если обточить резину на ещё не остывшем валике, его поверхность потом «провалится» в середине. А вал для машины первого формата охлаждается уже 36 часов.

На чистовой шлифовке поверхности вала необходимо придать правильную степень шероховатости, поэтому на станке вал медленно вращается и так же подаётся — обработка каждого вала занимает часы, а затем шероховатость полученной поверхности проверяется специальным прибором.

Каждому готовому валу дают паспорт качества, что позволяет быстро определить источник проблемы в случае рекламаций — на производстве «все ходы записаны».

Кувшинов считает, что полиграфистам следует экономить не на валах, а при помощи валов. Одна из проблем российских типографий сейчас — сроки выполнения, точнее — их несоблюдение. Если машина оснащена хорошими валами, то ей требуется меньше бумаги на приладку. А вот плохие валы могут и совсем «убить» тираж. При этом один неработающий вал может испортить всю секцию. Поэтому типографиям необходимо иметь запас валов. Тем более что они могут выйти из строя совершенно внезапно по причине человеческого фактора. По статистике «Лигум», 60% валов «убивается» персоналом: запустили машину «на сухую», попал в валы посторонний предмет, запустили валы с засохшей краской и т. д. Кроме прочего, валики и резина повреждаются дешёвыми смывками.

Что касается темы мероприятия, то Кувшинов напомнил, что для гибридных валиков необходима специальная смывка, потому что смывки, предназначенные для работы с УФ-валиками, повреждают гибридные.

Надо учитывать, что валы для печати с LED-сушками и для обычной УФ-печати совершенно идентичны.

Выступили перед участниками путешествия по Москве и представители «ГК Дубль В» (Москва).

С. Валуйский и директор по маркетингу и коммуникациям «ГК Дубль В» Людмила Чекалкина демонстрируют отпечатанные в Санкт-Петербурге в типографии «Любавич» с помощью новой технологии календари на разных видах чёрной бумаги

 

Людмила Чекалкина представила разнообразный ассортимент дизайнерской бумаги «ГК Дубль В» — печатать на ней с LED UV становится проще. Коллега Людмилы — старший менеджер управления пластиков для печати и упаковки Игорь Вельский — рассказал о основных позициях ассортимента его компании, способах производства жёстких полимерных плёнок и особенностях работы с ними.

Д. Шлесберг («Артоника»): «Зачем типографии бренд  и стоит ли это усилий  по его созданию?»

Тема последнего выступления оказалась несколько неожиданной, но, если вдуматься, вполне логичной — ведь после освоения новых технологий типографии может оказаться выгоднее изменить своё позиционирование на рынке, чтобы привлечь других клиентов. Генеральный директор брендингового агентства «Артоника» (Москва) Денис Шлесберг рассказал о брендинге в полиграфии. Он привёл примеры поиска наиболее «рейтинговых» типографий в интернете, логотипы которых очевидно отстают от логотипов их собственных клиентов. Одна из причин, по мнению Шлесберга — «цеховой снобизм» полиграфистов. Действительно, среди клиентов всё меньше грамотных специалистов, но надо доносить информацию до тех клиентов, которые есть.

Шлесберг рассказал о том, что такое бренд-ингредиент: характерный пример — всем известная фраза Intel inside. Бренд-ингредиент говорит о том, что содержащий тот или иной элемент продукт обладает преимуществом перед конкурирующими продуктами.

Пример такого брендирования — бренд Hi-impress, разработанный агентством «Артоника» для московской типографии «Ситипринт»6. Среди прочих элементов, поднимающих ценность типографского бренда, было и использование высокореактивных красок. Очевидно, что печатная машина с LED-сушками тоже может служить средством, которое позволит поднять ценность типографского бренда.

LED UV как шанс для типографий

Может показаться, что внедрение LED UV в России на фоне бурного роста в мире (только AMS за 2 года установила более 200 систем) в последний год притормозилось — ведь состоялся всего один запуск. Однако можно обратить внимание, что 5 машин и 6 сушек — это примерно равно общему количеству инсталляций с низкоэнергетическими сушками в нашей стране (три от Heidelberg, по одной Komori и KBA, одна — самостоятельно конвертированная машина Ryobi). Справедливости ради, количество инсталляций офсетных машин с низкоэнергетическими сушками в мире пока превосходит LED UV — одна только Komori в мае 2017 г. объявила о 800 инсталляций машин с H-UV, а есть ещё активно работающие в этом направлении Heidelberg, KBA и manroland sheetfed. Но вполне вероятно, что в итоге мы пропустим этап роста промежуточной технологии (а именно такой выглядят низкоэнергетические лампы на фоне почти вечных светодиодов) и сразу перейдём к активному внедрению LED UV. Это хороший шанс для типографий получить новое качество и выйти на новые рынки. На конференции было заметно, что на этот раз интерес полиграфистов к особенностям внедрения технологии стал более предметным, а поставщики готовы отвечать на вопросы подробнее и основательнее, показывая гораздо лучшее знание предмета — все набираются опыта. Конечно, как это нередко бывает, первопроходцы рискуют больше. Но они же имеют лучшие шансы на выигрыш за счёт расширения круга заказчиков и ассортимента работ, а также ускорения и оптимизации технологических процессов.

1 В этой типографии печатают на восьмикрасочном перфекторе с двумя ламповыми сушками для высокореактивных УФ-красок — см. Захаржевский Ю. Сильное впечатление от печати // Publish № 4, 2016; https://www.publish.ru/articles/201604_20013563.

2 «Попасть в цвет» при работе с новыми красками тем легче, что, по рассказу Д. Комиссарчука, высокореактивные краски по насыщенности не отличаются от обычных: на мелованной бумаге их трудно отличить.

3 Это мнение директора типографии совпадает с сообщением производителя краски о том, что уровень глянца краски вырос за последние 3–4 года и стал сопоставим с глянцем обычных красок. Следовательно, изменения в составе действительно происходят. С другой стороны, по словам Д. Комиссарчука, за полтора года работы с новой технологией не удалось выбрать стабильно работающую добавку в увлажнение — причину он тоже видит в изменении состава краски.

4 Статью О. Галлямовой «Трудности высокореактивного перехода» можно прочитать в Publish № 4, 2016 (https://www.publish.ru/articles/201604_20013555).

5 С. Меткалф в своём выступлении упомянул, что сочетание традиционных и диодных УФ-сушек нередко встречается за рубежом.

6 Снова отсылаем к уже упомянутой статье «Сильное впечатление от печати» в Publish № 4, 2016 (https://www.publish.ru/articles/201604_20013563).

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38