На конференции Canon Future Book Forum организаторы собрали вместе книгоиздателей и типографии, чтобы показать им перспективы и возможности цифровой трансформации бизнеса.
28–29 ноября 2017 г. в Поинге (Германия) прошла международная конференция Canon Future Book Forum, посвящённая книге будущего — рынку и технологиям. Мы уже писали об этом по горячим следам в декабрьском Publish. Теперь пришло время для подробностей, оставшихся за рамками первой статьи. Давайте посмотрим, что Canon предлагает для книгоиздателей и книжных типографий, задумывающихся о будущем своего бизнеса.
Струйные инновации
Завод Océ в Поинге мы посещали не раз. Последний из визитов состоялся в мае 2014 г., вскоре после завершения интеграции Océ в бизнес-структуры Canon. Интересно, что изменилось в ассортименте предлагаемых Canon решений за 3,5 года (это почти целый «друповский» цикл)?
Первое, что бросилось в глаза, — огромная рулонная струйная ЦПМ Océ Prostream 1000, занявшая в демонстрационном центре (официально он называется Océ Customer Experience Center — Центр пользовательского опыта) место, где в 2014 г. нам показывали не менее гигантскую рулонную Océ InfiniStream на жидком тонере. Этот многообещающий проект, нацеленный на сектор упаковки, был свёрнут в конце 2016 г. В компании объяснили это необходимостью значительных дополнительных инвестиций в решение проблем со стабильностью качества печати. Кстати, похожее объяснение в связи с недавним закрытием собственного проекта с жидким тонером дали и в Xeikon. Похоже, главную тайну этой технологии свято хранят в HP Indigo…
Océ Prostream 1000 готова к бескомпромиссной схватке за короткие и средние тиражи цветных высококачественных изданий — журналов и книг. На нижнем снимке: Prostream способна отпечатать глянцевый журнал, который будет крайне сложно отличить от таких же изданий, изготовленных офсетным способом |
Но вернёмся к Prostream. Эту машину впервые представили на Hunkeler Innovationdays 2017. Разработанная с чистого листа ЦПМ (это подчёркивает и новое серийное название) даже без модулей размотки и смотки имеет длину 17,5 м. Главные особенности — новые пигментные полимерные чернила, система сплошного нанесения праймера через печатающие головки и «плавающая» сушка, сочетающая воздушную и ИК-технологии. После прохождения через печатающие головки до выхода из сушки запечатанная поверхность «плывёт», ничего не касаясь. Всё это понадобилось для того, чтобы обеспечить офсетное качество печати на обычной мелованной бумаге.
Другие технические детали: в машине используются головки Kyocera с разрешением печати 1200 dpi и технологией переменной капли Océ Multilevel. Скорость печати — 80 м/мин, ширина полотна — 540 мм. Макс. производительность — 1076 отт. А4 в минуту в цвете (месячная нагрузка — до 35 млн отт.). Диапазон плотностей бумаги — 60–160 г/м2.
Первые инсталляции Prostream уже состоялись, но гораздо более массовые серии рулонных струйных ЦПМ Océ — выпущенные ранее ColorStream, ImageStream и JetStream. Первые построены на базе собственной платформы Océ, для ImageStream и JetStream «железо» разрабатывает и поставляет японская Miayakoshi. Отличительная особенность всех серий — возможность постепенной модернизации уже после запуска на производстве. Начав с монохромной ЦПМ минимальной конфигурации, можно постепенно увеличить красочность до 4+4 и выйти на максимальную скорость печати. Единственное решение, которое следует принять сразу, — выбрать максимальную ширину полотна. Для серии ColorStream — это 560 мм, для ImageStream и JetStream — до 762 мм.
В 2014 г. в линейке Océ ещё не было модели ColorStream 6000 Chroma, премьера которой состоялась на drupa 2016. Созданная на базе платформы 3000 машина печатает со скоростью до 127 м/мин (до 150 м/мин в ч/б режиме) и имеет набор чернил Chromera с расширенным цветовым охватом. Для неё реализована усовершенствованная технология подготовки заданий для печати, улучшено воспроизведение плотных заливок. Это — одна из моделей семейства ЦПМ ColorStream 6000, которое сейчас можно оснастить одним из четырёх типов водных чернил: одними на основе красителя и тремя разновидностями пигментных — Standard, Premium и Chromera (в этом случае к названию ЦПМ добавляется слово Chroma).
Выбор чернил фактически определяет печатные продукты, для выпуска которых можно использовать машину. Например, для транзакционных документов будет достаточно цветового охвата первых двух типов чернил, для прямой рассылки и книг скорее подойдут последние два типа. Тип чернил влияет и на себестоимость готовой продукции: у них разная цена за литр, но и уровень впитываемости чернил в структуру бумаги тоже отличается. Поэтому выбор чернил всегда проводят, тестируя печать файлов реальной продукции на тех видах бумаги, которые типография планирует использовать. Возможность менять тип чернил в процессе эксплуатации ЦПМ есть, но при этом потребуется определённое переоснащение, на которое у инженера уходит от 2 до 5 дней. Поэтому, как правило, с типом чернил определяются при покупке ЦПМ и далее его уже не меняют.
В частности, ColorStream 6500 в монохромной конфигурации (1+1) с шириной полотна до 432 мм и максимальной скоростью 75 м/мин выбрали в московской типографии Publit. Предварительно в демозале были проведены печатные тесты на обычной офсетной бумаге отечественного производства. На этой машине в Publit уже с декабря 2017 г. печатают книги.
Моделей в линейках струйных рулонных ЦПМ Océ очень много, но, чтобы проще понимать разницу между ними, отметим две особенности. Если расположить линейки в порядке убывания качества печати, то они будут выглядеть так: Prostream, ColorStream/ImageStream (качество печати двух этих линеек близкое) и JetStream. Этот же порядок даёт представление об уровне производительности — от самой медленной до самой быстрой.
Ещё одно заметное отличие в демозале — машина Océ VarioPrint i300, которая в 2014 г. была ещё на стадии прототипа под названием Niagara. 300-страничная цветная струйная ЦПМ формата B3 давно запущена в серию, а количество инсталляций превысило 100. За это время разработчики внесли в машину ряд усовершенствований: на drupa 2016 были представлены опция ColorGrip (система подготовки бумаги в линию для расширения ассортимента материалов), новые чернила и послепечатные опции. Для этой машины, как и для рулонных, тоже существует возможность поэтапного повышения производительности: начать можно с более доступной VarioPrint i200 с максимальной скоростью, ограниченной до 200 стр./мин в дуплексе.
В ЦПМ Océ VarioPrint i300 реализована очень сложная система сушки (на фото — слева), позволяющая максимально приблизить возможности машины к потребностям типографий, большинство из которых не хотели бы использовать для печати специальную бумагу. Справа — струйный модуль формирования изображения |
Интересно, что до последнего времени крупные и средние типографии, стремящиеся полностью перевести печатное производство книг и журналов на цифровые рельсы, ориентировались на комплект из струйной рулонной ЦПМ для печати блоков и тонерной листовой для обложек и вложений — таков был стандарт «де-факто». Это существенно повышало стоимость «входного билета». Теперь парадигма меняется — производство можно выстроить даже на основе единственной листовой машины или использовать её в качестве партнёра для рулонной — в случае роста загрузки. Все участники конференции получили цветную 20-полосную брошюру «Думая о книге» (Think books), полностью изготовленную на i300. Блок отпечатан на обычной мелованной бумаге Sappi Magno Plus Gloss (115 г/м2), обложка — на специальной Mitsubishi SwordJet 249 (г/м2). Послепечатная обработка на скрепку с квадрачением корешка делалась в линию. Внешне эту брошюру невозможно отличить от изготовленной офсетным способом, а на ложных разворотах (включающих полосы с обложки и блока) не заметно каких-либо отклонений по цвету. Приятный бонус печати струйным способом — можно не беспокоиться о возможных трещинах на сгибах плотных заливок на обложке, как это иногда случается с тонерными отпечатками.
Не забывая о тонере…
Несмотря на активное продвижение струйных технологий, рабочими лошадками большинства цифровых типографий остаются тонерные ЦПМ. Новейшее пополнение линейки Canon imagePRESS — 85-страничная C850 |
Фокус в развитии оборудования для цифровой печати в последние годы у всех производителей постепенно смещается в сторону струйных технологий. Но в Canon уверены, что в обозримой перспективе тонерные электрографические машины продолжат занимать существенную долю рынка, поэтому разработки в этом направлении продолжаются.
Линейка Canon imagePRESS обновлена: скорость печати самых популярных моделей повышена на 5 стр./мин. Младшая imagePRESS C650 теперь печатает 65 стр./мин, C750 — 75 стр./мин, C850 — 85 стр./мин. Была модернизирована и полуавтоматическая система совмещения лица с оборотом. В годовщину начала продаж серии imagePRESS C850 Canon объявила о том, что в регионе EMEA продано более 900 аппаратов. С учётом серии ЦПМ imagePRESS C650, вышедшей на рынок в марте 2017 г., база инсталляций новых моделей превысила 1650 единиц. Подробнее о Canon imagePRESS C850 — в статье «Заметная эволюция» (Publish № 7–8, 2017; https://www.publish.ru/articles/201707-08_20013760).
Рядом с C850 можно было увидеть самую производительную 100-страничную цветную листовую тонерную ЦПМ Canon imagePRESS C10000VP, которая выведена на российский рынок в 2017 г. Недавно состоялась её первая инсталляция в московской типографии «Флай Арт».
Новейшая монохромная ЦПМ Océ VarioPrint 6000 Titan и образцы продукции. Опция Titan Light Weight Media (LWM) с технологией LWM Air Guide позволяет печатать на материалах плотностью от 45 до 300 г/см2, в том числе на мелованной, текстурной и самокопирующейся бумаге. Справа на фото — образцы продукции, включая руководства пользователя и инструкции к лекарствам |
А вот монохромные листовые ЦПМ почти у всех конкурентов Canon находятся в тени цветных устройств — новые модели появляются крайне редко. Тем заметнее свежая разработка, которую нам показали в демозале, — ЦПМ Océ VarioPrint 6000 Titan, дебютировавшая на выставке PRINT 17 в сентябре. Это дальнейшее развитие платформы Océ VarioPrint 6000 с технологией Gemini Instant Duplex (её характерная особенность — одновременная листовая печать с двух сторон). В линейке — четыре модели: VarioPrint 6180, 6220, 6270 и 6330 (кроме MICR). Самая быстрая — 6330 — работает со скоростью до 328 отт./мин, 6270–272 отт./мин, 6220–221 отт./мин, 6180–182 отт./мин. Интересно, что Canon предлагает вариант покупки временной лицензии на увеличение производительности машины для периодов пиковой загрузки. Интерфейс Document Finishing Device (DFD) позволяет подключать ЦПМ к послепечатному оборудованию других производителей. Новый самонаклад Paper Input Module (PIM) в стандартной конфигурации работает с листами формата 320×490 мм, а опция Flex XL PIM — с увеличенным форматом 350×500 мм.
Рядом с машиной можно было увидеть элементы финишной книжной линии от Horizon: КБС BQ-270 и трёхсторонний подрезчик HT-30C. Пожалуй, это одна из лучших рекомендаций финишных решений от производителя цифровой печатной техники.
Недостающее звено
Типографии традиционно фокусируются на выборе «железа», нередко забывая о том, что на цифровых производствах очень важно обеспечить максимальную эффективность прохождения заказов. Средняя цена заказа здесь обычно существенно ниже, чем у офсетчиков, и потеря даже пары десятков рублей на обработке каждой работы может увести типографию в «минус». В Canon готовы предложить собственные решения, охватывающие все производственные этапы, под общим брендом PRISMA. Нам продемонстрировали, как может быть организована работа типографии на примере прохождения заказа книги — от приёма через интерфейс web-to-print до логистики готовой продукции. Углубляться в детали не будем, но рекомендуем коллегам-полиграфистам обратить внимание, что PRISMA — это не только контроллеры печати, но и очень мощное и гибкое ПО.
От офсета к цифровой печати
Марк Фрейтаг (Livonia Print): «Реализация проекта потребовала изменений не только от типографии, но и от её заказчиков-издателей» |
Один из самых интересных примеров внедрения передовых цифровых решений в книжной типографии, о котором рассказали на конференции, — Livonia Print (Латвия). Подробностями поделился руководитель развития цифрового бизнеса Livonia Print Марк Фрейтаг.
До последнего времени это была офсетная типография, выпускающая более 40 млн книг в год. Она располагает большим парком офсетных машин Heidelberg — 55 секций форматов 162 и 106. Но для руководства Livonia Print была очевидна необходимость цифровой трансформации. Марк напомнил о проблемах, стоящих перед издателями: 20–30% книг возвращается из магазинов в центры дистрибуции — эти экземпляры почти наверняка уже не будут проданы. Всё это — потерянные издателями деньги.
В будущем книги должны печататься по требованию, что обеспечит минимальные возвраты и сокращение складских запасов. Поэтому в типографии поставили перед собой задачу создать решение, позволяющее печатать книги из PDF-макетов от одного экземпляра без каких-либо ограничений в техпроцессе и отличий по качеству от офсетного.
Основной принцип проектирования цифрового производства — подбор такого оборудования, чтобы было возможно полное дублирование всех вариантов книг, изготавливаемых офсетом. В качестве печатного оборудования выбраны рулонная ЦПМ Océ ColorStream 6000, листовые ЦПМ Océ VarioPrint i300 и Heidelberg Linoprint CP. В списке послепечатных решений: книжная линия Hunkeler для обработки рулонов; Müller Martini Ventura MC Digital и Müller Martini Diamant MC Digital.
Но даже самое лучшее оборудование будет бесполезно, если оно не интегрировано с АСУ. Готовые решения Livonia Print не подошли, поэтому компания нашла немецких разработчиков, облачная система которых стала базой для автоматизации типографии. Сильная сторона этого решения — наличие промежуточного ПО, выполняющего преобразование метаданных в машинные языки, обеспечивающие настройку конкретных устройств. В процессе внедрения было также создано решение Book Print Portal, ориентированное на работу с издателями. Оно позволяет с минимальными затратами времени самостоятельно оформлять заказы на печать и загружать макеты.
Избавляясь от стереотипов
Главной темой конференции стала «Умная книга» (Smart Book). Участникам даже предложили, разбившись на группы, продумать и представить собственные концепции умных книг. Состоялся и круглый стол на эту тему. Но рассуждения участников про сложные книжные форматы пока имеют мало общего с реалиями большинства типографий, особенно российских. Гораздо важнее понимание того, что сложившиеся десятилетиями бизнес-модели в книгоиздательстве и книгопечатании пора менять с учётом возможностей современных цифровых технологий. И те издатели и типографии, кто успеют воплотить это понимание в жизнь раньше остальных, имеют все шансы на успех.