В начинавшей с офсета московской типографии MB Print за три года эксплуатации HP Indigo 5500 научились «выжимать» из машины и материалов максимум. Результаты допечатывания офсетных тиражей «цифрой» настолько нравились самым требовательным заказчикам, что они просили больше не печатать их работы офсетом.
Как рассказал один из владельцев MB Print Сергей Морозов, типография была основана в 1997 г. «Начинали мы с двухкрасочной малоформатной машины Ryobi с портретной подачей, на которой даже пытались делать полноцветную продукцию», — вспоминает Сергей. Это была типичная оперативная типография, выполняющая разнообразные заказы на коммерческую печать — визитки, календари, буклеты, бланки и т. п. Поработав на своей первой машине, в MB Print поняли, что для повышения качества печати и расширения ассортимента требуется более серьёзное оборудование. Вскоре в типографии запустили малоформатную двухкрасочную Ryobi уже с подачей по широкой стороне. Но более важной вехой развития в 2002 г. стала также малоформатная, но новая и 4-красочная Shinohara 52IVP. Именно в то время появилась возможность приобретения оборудования в лизинг, и в MB Print ею воспользовались в числе первых. С этого момента типография стала больше ориентироваться на цветную многостраничную продукцию, подобрав необходимое послепечатное оборудование. Тогда же среди заказчиков появились страховые компании, для которых в типографии, в числе прочего, печатали значительные объёмы обычных и самокопирующихся бланков. Сначала это делали полностью на офсете, проставляя серийные номера на механическом нумераторе.
Руководители MB Print Сергей Морозов и Алексей Горохов рядом с HP Indigo 5500 |
Старт в «цифре»
Позже, когда в 2011 г. появилась необходимость печати на бланках уникальных штрихкодов, специально для этого приобрели струйную машину Riso ComColor. Она была весьма производительной и очень хорошо справлялась с подачей и запечаткой тонкой бумаги. Это стало первым опытом типографии в области цифровой печати. Как это часто случается, некоторые тонкости постигали методом проб и ошибок. Например, оказалось, что приобретённая в 2013 г. тонерная ЦПМ Konica Minolta bizhub PRESS C6000L для печати на обычной (не цифровой) самокопирке не годилась — специальное покрытие бумаги плохо выдерживает давление и нагрев, в результате через некоторое время на отпечатках начинали появляться полосы. А струйная машина Riso подходила идеально, к тому же её масляные чернила не так глубоко проникают в поверхность бумаги, как водные, поэтому даже на тонкой самокопирке проблем с пробиванием изображений на оборотную сторону не возникало.
Говоря о следующем этапе развития типографии, Морозов объяснил: «После 2013 г. мы поняли, что в цифровой печати есть очень много интересного. Но нам хотелось выделиться за счёт уникальных возможностей, которые могли бы предлагать лишь немногие типографии». При этом большинство клиентов MB Print привыкли к высокому качеству и виду офсетной печати — оттиски с ЦПМ, работающих на сухом тонере, вряд ли подошли бы. Не устраивали типографию и сложности при ламинировании отпечатков с сухим тонером, а также неважное совмещение лица с оборотом. Поэтому выбор в качестве следующей цифровой машины HP Indigo 5500 в семикрасочной конфигурации оказался вполне естественным. Из этой ЦПМ можно было бы извлечь максимум, а оттиски с неё ничем не уступают по качеству офсетным. Хотя свои нюансы, конечно, есть и у этой технологии…
Раскрывая потенциал
Подготовка к появлению в типографии более мощной «цифры» заняла один год — HP Indigo 5500 была установлена в 2014 г. Морозов отмечает, что, по сравнению с ЦПМ на сухом тонере, HP Indigo сложнее в эксплуатации, поэтому освоение её обширных возможностей шло постепенно. «Сейчас мы находимся на этапе, когда уже можем задействовать почти все возможности машины — только так можно получить преимущество на рынке. Это касается многокрасочной печати HP IndiChrome и работы со смесевыми красками», — отмечает Сергей.
Самые интересные печатные продукты у MB Print получаются при сочетании возможностей HP Indigo 5500 и особо любимой типографией бумаги Flexbind с гибким шлицем. Главное достоинство этого материала общеизвестно — он обеспечивает плоское раскрытие изданий в твёрдом переплёте. Но в типографии стараются максимально использовать и другие возможности Flexbind, тщательно подбирая определённый его вид с учётом сюжета и формата издания. Ведь материал можно выбрать с белыми, чёрными или прозрачными шлицами, расположенными по длинной или короткой стороне, а также с разными поверхностями — полуматовой Satin, не бликующей матовой Matte Cover и двух вариантах с перламутровым отливом: с имитирующей «песочную» фактуру традиционной фотобумаги Cover Photo Luster и гладкой Pearl Coated Cover. Совладелец MB Print Алексей Горохов также отмечает ещё одно достоинство Flexbind — ни один другой способ скрепления не позволяет обеспечить настолько точную подгонку изображений на разворотах.
Реклама девелоперского проекта в твёрдом переплёте, выполненная преимущественно в чёрных тонах. Как следствие, матовый Flexbind с чёрными шлицами очень хорошо сочетается с цветом переплёта и отлично выглядит на чёрных разворотах. Это тот случай, когда шитьё было бы неудачным вариантом — в полном соответствии с поговоркой «Шито белыми нитками». Кроме того, для панорамных полос с раскрывающимися панелями была выбрана бумага А3 со шлицами по короткой стороне |
В презентации девелоперского проекта сочетание печати на HP Indigo и переливающейся бумаги Cover Photo Luster создаёт эффект объёма в светах |
В этом презентационном комплекте применялась цветовая схема HP IndiChrome. Помимо CMYK, использовалась дополнительная цифровая оранжевая краска HP Indigo ElectroInk Orange, что позволило очень качественно воспроизвести растровые изображения и фирменный цвет компании при печати шрифтов и векторных объектов (см. фото в центре). На фото справа можно также увидеть, как цифровая краска плотно ложится на матовую бумагу GardaPat 13, практически не проваливаясь на ней, как это обычно происходит в офсете. Эту особенность «цифры» в MB Print используют довольно часто |
Оборотная сторона выбора Flexbind заключается в его дороговизне, поэтому использование материала оправдано только для выпуска эксклюзивных продуктов. Обычно это представительские рекламные издания девелоперских и страховых компаний, которые исполняются тиражами от 50 до 200 экземпляров или даже единичными. Как это нередко бывает, согласование макетов подобных продуктов может затягиваться, в итоге на производство остаётся очень мало времени, поэтому «цифра» оказывается единственным способом уложиться в жёсткие сроки.
Горохов особо выделяет то, что краски HP Indigo более кроющие, чем офсетные, и не проваливаются даже на сложных сортах бумаги, таких как офсетная или мелованная матовая. Это замечают и заказчики. В MB Print уже допечатывали офсетные тиражи «цифрой». Результаты настолько нравились заказчикам, что они просили больше не печатать их работы офсетом. Кроме того, краски ложатся очень тонким слоем и не создают заметного рельефа даже на очень плотных заливках — здесь HP Indigo имеет преимущество по сравнению с конкурентами на сухом тонере.
В этом издании заказчик попросил не удлинять часть книги у корешка, куда обычно прячут шлицы. Поэтому их подрезали, а вместо привычной скрепки блок скреплён PUR-клеем. Держится отлично, раскрывается плоско |
Показывая исполнение этого альбома известного фотографа Антона Ланге, Морозов признался: «Я считаю, что лучший способ печати фотографий — сочетать HP Indigo с бумагой Photo Luster» |
Ещё одно важное достоинство HP Indigo — возможность печати в режиме EPM, когда вместо красок CMYK используются только CMY. Что это даёт? Получается сэкономить примерно 25%, а также на 25% увеличить скорость печати. Разумеется, не все сюжеты возможно с высоким качество воспроизводить в EPM. Например, если в макете много мелких чёрных текстов или детализированных векторных объектов, есть вероятность, что при печати без чёрного это будет заметно. Во всех остальных случаях отличить печать в режиме EPM от CMYK сложно даже с лупой. «Количество работ, отпечатанных в EPM, у нас постоянно растёт», — констатировал Морозов. «Если тираж большой, мы делаем пробу и отправляем её заказчику, объясняя, что чёрного в этом режиме нет. Обычно разницы никто не замечает, и мы получаем одобрение на печать в EPM», — добавляет Горохов.
В этом случае, когда допечатывался изначально офсетный тираж, «цифра» позволила исполнить заказ в условиях очень жёстких сроков. При этом вместо шитья нитками использовали Flexbind со шлицами разных цветов. На фото разворота полоса слева имеет белый шлиц, правая полоса — чёрный. Быстро и аккуратно |
Самая свежая история — печать в 5, 6 и 7 красок с помощью системы многокрасочной печати HP IndiChrome Plus. Выстраивать технологию, которая реализована на основе специальных профилей, MB Print помогал специалист «НИССА Центрум» Сергей Кувшинов. В дальнейшем для печати не требуется никакого дополнительного ПО, достаточно использовать стандартные инструменты Adobe. Как рассказал Морозов, многокрасочная печать особенно выигрывает в случаях, когда в сюжетах присутствуют базовые цвета — оранжевый, фиолетовый или зелёный — с высоким процентом заполнения: «Если в отпечатанном изображении присутствует яркая плашка или объекты с большим процентом дополнительного цвета, это замечают даже люди, далёкие от полиграфии. Такой печатный продукт выгодно выделяется на фоне остальных, а именно это нужно клиентам, заказывающим рекламную печать».
Именно этот образец, в котором сочетается печать CMYK и серыми плашками смесевыми красками, подтолкнул MB Print к реализации 5- и 6-красочной печати с серыми «пантонами» на HP Indigo. На фото справа — образец пробной печати с тёмно-серым пантоном (левая полоса разворота) |
В ноябре 2017 г. в типографии успешно реализовали печать серыми «пантонами» (Pantone CoolGray 6 и Pantone Black 7) на дизайнерских сортах бумаги. «Печать светло-серыми Pantone в виде плашек, а не растром чёрного приводит к тому, что восприятие конечного продукта совершенно меняется — он выглядит просто шикарно. На наш взгляд, такая технология имеет хорошую перспективу в цифровой печати, если, конечно, вы умеете это делать, а ваше цифровое оборудование обладает подобными возможностями», — считает Морозов.
Готовы к следующим вызовам
Теперь, когда в MB Print вышли на гораздо более высокий уровень в понимании и использовании возможностей своей мощной ЦПМ HP Indigo 5500, типография готова брать новые высоты и реализовывать ещё более сложные проекты для самых требовательных заказчиков.