Сказать, что московская компания «Ситипринт» никогда не сталкивалась с серьёзными проблемами, было бы неправдой. Этой типографии не раз приходилось преодолевать трудности, и всякий раз она выходила из очередного кризиса более сильной. Рецепт успеха «Ситипринт»: «Если что-то делаешь — делай хорошо». *
Способность меняться. Если бы нужно было коротко охарактеризовать Александра Евсеева, основателя и главу московской компании «Ситипринт», то, пожалуй, в этом вся суть. Потому что именно способность меняться в значительной степени определила и по-прежнему характеризует отношение к жизни Александра Евсеева. «В этом году “Ситипринт” отмечает свое двадцатипятилетие. Для российской компании это немалый срок, — говорит, улыбаясь, Александр. — Если не умеешь меняться, долго не продержишься». Однако одной лишь способностью адаптироваться невозможно описать всю историю развития «Ситипринт». Так, например, в 1992 году, когда Александр Евсеев вместе с партнёром создавал эту компанию, ни о какой типографии не было и речи. «В то время мы представляли собой типичное агентство коммуникационных и посреднических услуг», — рассказывает Александр.
Либерализация экономики и появление в России рыночных отношений породили в 90-е годы огромный спрос на рекламную продукцию. Однако возникло серьёзное препятствие: в то время основными поставщиками полиграфии были несколько крупных бывших советских типографий, которые оказались не готовы к новым условиям, и уж тем более они не справлялись с требованиями того времени. «Ситипринт» и другие посредники занимались тем, что размещали заказы клиентов в типографиях, получая за это комиссионные. Бизнес был вполне доходным, но и не без риска. «У нас не было никаких гарантий ни по качеству, ни по срокам изготовления полиграфической продукции», — объясняет Евсеев. И вот после двух лет такого рода посреднической деятельности «Ситипринт» решает наладить свое собственное полиграфическое производство, чтобы обеспечить надёжное обслуживание своих клиентов.
Москва для России — политический и деловой центр. Около 90% заказчиков типографии «Ситипринт» находятся в столице, но доля клиентов из других регионов страны будет расти в будущем
Качеством нужно заниматься постоянно
С появлением первой офсетной печатной машины в 1994 г. начинается производство бланков, визиток и конвертов. Всего два года спустя «Ситипринт» устанавливает свое первое оборудование Heidelberg — GTO 52–1. «Как раз в этот момент мы почувствовали, что из любителей начали превращаться в профессионалов», — признаётся Евсеев. В последующие десять лет компания стремительно развивается. Количество сотрудников растет с 25 до 90, а в печатном цехе на нескольких машинах Speedmaster изготавливают брошюры, журналы, каталоги и корпоративную полиграфию. «Однако, — говорит Александр, — у нас в тот момент ещё не было чёткой стратегии».
Развитие шло «по накатанной». Хорошее качество по выгодной цене — вот и вся незамысловатая маркетинговая стратегия «Ситипринт» на тот момент. «При этом никто активно не занимался клиентами. Никто не консультировал их, не объяснял им всех преимуществ высококачественной продукции». И вскоре это сказалось на бизнесе: в результате экономического кризиса 2008 г. оборот компании резко сократился. Компания «Ситипринт» была на волоске от банкротства. Положение осложнялось еще и отсутствием единства в руководстве компании.
У «Ситипринт» амбициозная цель — стать ведущим в России поставщиком многостраничных печатных изданий. Целенаправленное стремление к достижению этой цели, эффективная организация производства и сильная команда, состоящая в настоящее время из 88 сотрудников, помогают добиться этого. Ожидается, что через четыре года ежегодный оборот компании достигнет 1 млрд руб.
«Многие клиенты сегодня имеют весьма слабое представление о полиграфии. Поэтому часто нам приходится выступать в роли консультантов, а не просто исполнителей». Александр Евсеев основатель и руководитель «Ситипринт» Москва |
Как феникс из пепла
«Но в конце концов кризис оздоровил бизнес, — говорит Евсеев. — Мы сосредоточились на своих главных задачах и, кроме того, разработали стратегию, которая ставит во главу угла ценность нашей продукции для клиентов». Компания «Ситипринт» хочет быть лучшей! Возьмем, к примеру, машину Speedmaster XL 106–8-P LE UV, установленную в типографии два года назад. Она стала первой печатной машиной в подобной конфигурации в России. К 2021 г. в планах повышение оборота до 1 млрд руб. (около 15 млн евро). Слоган Hi-Im-Press («Впечатляющая печать») вполне согласуется с девизом «Ситипринт»: «Наша печать должна нести ценность для клиентов» или «Полиграфия, которая работает».
Задача не из простых. По российским законам компании государственные или с госучастием (а таких большинство среди крупных компаний) обязаны проводить закупки по тендеру. Это приводит к отчаянной ценовой борьбе, которая, как правило, исключает возможность производства высококачественной продукции. «Тем не менее, нам удалось сформировать круг заказчиков, которые по достоинству оценивают нашу продукцию и готовы печатать только у нас», — с гордостью отмечает Александр Евсеев. Например, для Патриарха Русской Православной Церкви компания «Ситипринт» выпустила серию книг высокого качества тиражами в 50, 500 и 5 000 экземпляров. Патриарх дарил потом эти книги, в частности, российскому Президенту Владимиру Путину и французскому президенту Франсуа Олланду.
Стратегия производственного процесса «Ситипринт» ориентирована на европейские стандарты. Инновационные решения содействуют тому, чтобы добиться целей в оптимизации и обеспечить высокое качество
Всё в центре, как ни крути
Около 80% заказов поступает от постоянных клиентов. Приблизительно половина оборота «Ситипринт», который составляет около 400 млн руб. (около 6 млн евро), приходится на крупные российские и зарубежные компании из самых разных отраслей, например, «Газпром», «Лаборатория Касперского», Volvo, Scania, Hubert Burda Media и другие. Но все они прописаны в одном и том же регионе — Москва. «В России существует явно выраженный дисбаланс между центром и остальными регионами страны, — объясняет Александр Евсеев. — Приблизительно 85% от объёма перспективных для нас заказов печатной продукции приходится на столицу и её окрестности». В соответствии с этим «Ситипринт» сконцентрировал свою маркетинговую деятельность на книгах, каталогах и журналах премиум-класса почти исключительно на рынке политического и экономического центра страны.
Что касается качества и стратегии производственного процесса, то здесь Александр Евсеев делает упор на международный фактор. «Конечно, — говорит он, — сертификатом ISO-9001 в Европе никого не удивишь. Но здесь, в России, мы являемся одной из немногих типографий, обладающих этим знаком. И, между прочим, с 2012 г.». Вот уже три года, как компания работает по принципам «бережливого производства», а регулярные обучающие мероприятия по повышению качества способствуют поддержанию высоких стандартов.
Слоган «Ситипринт» — «Впечатляющая печать». Основатель типографии Александр Евсеев и его коллектив вкладывают в эти слова определённый смысл, а именно — превышать ожидания клиентов. Это поиск способов впечатлить их результатом и обеспечить лучшее из возможного
Коммуникация — это всё
«В настоящее время мы проводим оптимизацию отдельных производственных участков, в первую очередь печатного. Благодаря различным мерам, в частности, данным из систем управления предприятием, мы сумели за последние полгода на 40% увеличить производительность печатной машины по сравнению с предшествующим годом», — говорит Александр Евсеев. Этот большой успех он рассматривает в том числе как результат использования методов «Теории ограничения системы» для рационализации процесса планирования и управления заказами и внедрения новой системы мотивации всего персонала.
Но не только цифры и базы данных обеспечивают эффективность «Ситипринт», но и простая коммуникация. «В большинстве случаев мы используем так называемые Pre Production Meeting, сокращенно РРМ. На этих встречах мы обсуждаем все производственные аспекты, точно формулируем технические требования и составляем рекомендации нашим партнёрам для наилучшего решения задачи. Это важно, прежде всего, потому, что многие наши клиенты, к сожалению, имеют весьма слабое представление о полиграфии», — говорит Александр. Поэтому теперь всё чаще приходится их обучать, просвещать и убеждать. «Мы выступаем скорее в роли консультантов, а не просто исполнителей», — отмечает он актуальный тренд на полиграфическом рынке, который определяет новые проблемы и задачи перед типографиями не только в России. Однако необходимость в очередной раз меняться на ходу «Ситипринт» не пугает и не останавливает!
* Статья из журнала Heidelberg News № 280, 2017. Публикуется с разрешения и при содействии компании «Гейдельберг-СНГ»